Смекни!
smekni.com

Культурология 2 Появление культуры (стр. 118 из 119)


566 Персоналии

щая структура. Введение в семиологию», «Путешествия в гиперреальности», «Пределы интерпретации».

Эриксон Эрик Гомбургер (1902-1994) — американский психолог и психотерапевт, автор одной из первых психологических теорий жизненного цикла, создатель психоисторической модели социального познания. Основные сочинения: «Идентичность: юность и кризис», «Идентичность и жизненный цикл».


Юнг Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психиатр, создатель школы «аналитической психологии». Основные сочинения: «Психологические типы», «Проблемы души нашего времени», «Психоанализ и искусство», «Алхимия снов. Четыре архетипа».

Ясперс Карл (1883—1969) — немецкий психолог, философ, культуролог. Культурологические воззрения основываются на христианском миропонимании. Большую известность принесли работы по психопатологии выдающихся деятелей европейской культуры ! (Гельдерлина, Сведенборга, Ван Гога, Ницше, Стриндберга). Основные сочинения: «Истоки истории и ее цель», «Лекции по психопатологии», «Стриндберг и Ван Гог».


[1] Надо прежде всего уточнить, что культурология может рассматриваться в двух смыслах. В первом случае она обозначает всю совокупность частных культурологических наук и теорий. Это, скорее, наименование знания по его предметной отнесенности, подобно тому как естествознанием мы называем всю совокупность знаний о природе, обществознанием — всю совокупность знаний об обществе и т.д. Во втором случае под культурологией понимают конкретную науку — системно организованные знания, предметно и методологически выделенные из других наук о культуре.

[2] Оствальд В. Принципы теории образования //Антология исследований культуры. В 2 т. Т. 1. СПб., 1997. С. 141.,

[3] White L. The Science of Culture//The Science of Culture: A Study of Man and Civilization. N.Y., 1949. P. 379—415.

[4] Уайт Л. Энергия в эволюции культуры //Антология исследований культуры. СПб., 1997. С. 464.

[5] Там же. С. 147.

[6] Индукцией в общенаучном смысле называют движение мысли и рассуждений от единичного и частного к общим и все более общим выводам и заключениям, поэтому с нею связывается представление о методе обобщения.

[7] Эвристика — наука или искусство открывать нечто новое. Эвристическая возможность науки — это ее способность открывать новые истины, создавать новые, все более совершенные теории.

[8] Дедукция — переход от общих и частных утверждений к менее общим и единичным.

[9] Гегель Г. Соч. Т. 17. Философия истории. С. 7—8.

[10] См., напр.: Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984; он же. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989; Даркевич В.П. Народная культура Средневековья. М., 1992; Дюби Ж. Европа в средние века. М., 1994; Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1983; Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.

[11] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

[12] Гегель Г. Соч. Т. 17. Философия истории.

X

[13] Гегель Г. Соч. Т. 17. Философия истории. С. 19.

[14] Там же. С. 40.

[15] Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. С. 16.

[16] Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996. С. 9.

[17] См.: Адорно Т. Введение в социологию музыки / Т. Адорно. Избранное:

Социология музыки. М. — СПб., 1999.

[18] См!: Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989; он же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990; Дюби Ж. Трехчастная модель или представления средневекового общества о самом себе. М., 2000.

[19] Монизм, монистическая установка, предполагает подход к пониманию чеголибо при строгом следовании одному, строго соблюдаемому принципу объяснения.

[20] Позитивизм — философия, возникшая в начале XIX в., основанная на признании приоритета «положительного» знания во всей деятельности человека, которое, однако, должно быть отделено от всевозможных заблуждений, в том числе и от метафизических. Философия должна разработать приемы очищения положительного знания и его систематизации.

[21] От слова «феномен» — явление, данное нам в непосредственном чувственном опыте.

[22] Нередко целостный подход называют холистическим, от греч. «холос» — целое, или мереологическим, от слова «мере» —- часть.

[23] Брюсов В.Я. Повести и рассказы. М., 1983. С. 168—175.

[24] Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. С. 230

[25] В основе этой концепции лежат культурологические идеи, выдвинутые в работах Э. Кассирера, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, Вяч Вс. Иванова, Г. Гадамера.'А. Моля, B.C. Степина, Д:И. Дубровского и других исследователей.

[26] Лотман ЮМ. Семиосфера. СПб., 2001. С. 399.

[27] Их называют «естественными», чтобы отличить от искусственных — например, формализованных— языков.

[28] Следует отметить, что слово «язык» используется в двух смыслах: узком — для обозначения только естественных языков, и широком — для обозначения и других знаковых систем (например, выше говорилось о «художественном языке»).

< )бычно из контекста нетрудно понять, в каком из этих смыслов оно употреблено.

[29] Оно было предложено Б.А. Успенским, в частности, с целью избежать частое го употребления термина «семиотика», поскольку он вызывал неприятие со сторм ны официальной идеологии.

[30] Лотман Ю.М. Семиосфера. С. 520.

[31] Там же. С. 397.

[32] Там же.

Культурология

[33] Чернов ИЛ. Из лекций по теоретическому литературоведению. Тарту, 1976. С. 138.

[34] Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 131.

[35] Там же. С. 281

[36] См.: Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

[37] Трифонов Ю, Посещение Марка Шагала //Новый мир. 1981. № 7. С. 80.

[38] Можно, конечно, запатентовать идеи или издать мемуары, и если они найдут покупателей, получить за них деньги. Как писал Пушкин, «не продается вдохнове- I нье, но можно рукопись продать». Однако, во-первых, есть такие мысли и воспоми- ] нания, которые дороги только для данной личности и ни для кого другого; во-] вторых, предметом купли-продажи могут стать лишь «материализованные», оформ­

ленные в виде письменной или устной речи мысли, а не мысли как таковые; и,| наконец, вдохновение, согласно Пушкину, все же не продается и не покупается.

[39] Каган М.С. Философская теория ценностей. С. 70.

[40] Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. 2. М., 1994. С. 122.

[41] Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996. С. 75..

[42] Каган М.С. Философская теория ценностей.

[43] Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.

[44] При рассмотрении ценностных ориентации речь идет как о ценностях, так и об объектах — носителях ценностей. Разница между ценностью и ее носителем существенного значения не имеет, поскольку в ценностных представлениях личности ценность практически почти всегда воплощается в каких-то конкретных объектах.

[45] См.: Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М..

1992.

[46] Тендер (от лат. gens — род) -ч- набор ожидаемых нормативных образцо| поведения для мужчин и женщин.

[47] От лат. mens — ум, дух, образ мыслей.

[48] Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии /УОдиссей: Сб. М., 1989. С. 115.

[49] Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995. С. 380.

[50] Дюркгейм Э. Социология. М., 1905. С. 235.

[51] Граус Ф. Менталитет в Средневековье //История ментальностей и истори чсская антропология. М., 1996. С. 79.

[52] Так, утверждение, что «человек произошел от обезьяны», один чеховский персонаж опровергал, ссылаясь на то, что и он лично, и его знакомые — прекрасные дамы и важные господа — произошли не от обезьян, а от весьма почтенных людей.

[53] Следует иметь в виду, что типология отличается от классификации: классификация охватывает все без исключения объекты исследуемой области, тогда как в типологии выделенные типы объектов не обязательно исчерпывают все их множество. •

[54] Бердяев НА. Судьба России. М., 1990. С. 31.

[55] Срединной культурой называют также «ядро культуры» — в отличие от крайностей, т.е. девиаций, отклонений от общепринятых норм, в которые впадают отдельные индивиды и группы людей. В этом смысле она сближается с «культурой повседневности», которая удерживает людей в границах «нормального» образа жизни.

&bsol;

[56] Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 356.