Смекни!
smekni.com

Культурология 2 Появление культуры (стр. 87 из 119)

9. Каковы были последствия принятия христианства на Руси?

10. Почему возник и в чем проявился разрыв между этнической и национальной культурами в России XVIII—XIX вв.?

11. Какие тенденции в современной русской культуре вы можете от­метить?

Ш Литература

1. Арьес Ф: Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.

2. Бахтин ММ. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

3. Данилевский Н.Н. Россия и Европа. М., 1991.

4. Лотман ЮМ. Семиосфера. СПб., 2001.

5. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

6. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки (любое издание).

7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

8. Тойнби А. Постижение истории. М., 1996. - 9. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.


Раздел VI

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ

И НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ


Глава 18

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ОТ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ДО НАЧАЛА XX В.

»

Любая отрасль научного знания проходит довольно длительный, ложный, а иногда и драматичный путь развития. Общая концепция и руктура науки складываются постепенно, по мере расширения проранства исследовательского поиска и обобщения, накопления эм-

ирического материала, понятийного аппарата и терминологии; при

Том иногда труд того или иного автора отвергается современникаи и лишь впоследствии оценивается по достоинству. Поэтому вряд 1И правомерно ограничивать историю науки и, в частности, культуглогии формированием и развитием какой-то одной концепции, единиснной точки зрения, напротив, необходимо максимально расши>| i ь поле исследования, осваивать и обсуждать различные подходы. История культурологии насыщена великими именами деятелей

•льтуры. Их произведения приобрели всемирное значение и со.чнляют основну науки о культуре, они способствуют развитию Ворческого мышления, расширяют диапазон познания, позволяют

Шутить пульс жизненной и интеллектуальной энергии ученых, пе>жить напряженность и трудность научной деятельности, радость (in шания и боль забвения.

История культурологических теорий вводит в творческую лабо-

•торию научного поиска решений острых проблем развития мироЬпн и отечественной культуры. Диалог с интересным и оригинальным мыслителем обогащает духовный мир студента, открывает но!спекты познания культуры, расширяет горизонты общения.

Теперь' обратимся к наиболее значимым культурологическим

|()|)ИЯМ.


444 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения

Исследование культуры как целостного общественного явленЯ относится к периоду конца XVII — начала XVIII в., эпохе европеЯ ского Просвещения. Вера в безграничные возможности человечЯ кого разума, надежда на преодоление невежества, торжество гумаЯ ности, добра и милосердия — эти благородные идеи привлекав многих мыслителей. Во Франции их развивали Ш. Монтескье, В о Я тер, Ж.-Ж. Руссо, в Германии — Г. Лессинг, И. Кант, И. Г. ГердерЯ Италии — Дж. Вико, в Северной Америке — Б. Франклин, Т. КупЯ

Т. Пейн. В России идеи просвещения и гуманизма были основ^ культурологического мировоззрения М. Ломоносова, Ф. Прокопович:

В. Татищева, Г. Сковороды, А. Радищева, Н. Новикова, М. Щербатов

Идеи гуманизма наполняли духовную атмосферу общества, пн никали в философию, литературу, искусство. Просветителей инг ресовала возможность духовного совершенствования человека, в имопонимания народов.

Дж. Вико— Значение Дж. Вико (1668—1744) для культур; основоположник логической науки настолько велико, что этого щ культурологичес- аполитанского мыслителя вполне можно назвату кой мысли ее основоположником. Вико впервые осуществи; наиболее целостное и систематическое рассмо

рение человеческой истории и культуры, попытался определить з! кономерности их развития. Его учение открыло новые возможное ти для понимания различных культур, ибо в нем содержалась арг ментация того положения, что каждое общество имеет сво; представление о реальности, мире, природе, самом себе, что истор' ческий опыт людей всегда отражается в языке, архитектуре, мифа, искусстве, праве, нравах и пр. Широкий спектр проблем, затронут в сочинениях Вико, не только дает основание считать его родон чальником культурологии, но и ставит ему в заслугу закладывани| основ сравнительной культурной антропологии, философии истЛ рии, сравнительной исторической лингвистики, эстетики, герменеи тики, социологии, юриспруденции.

Идеи мыслителя не получили широкого признания при его жив ни. Известный российский историк XIX в. Т.Н. Грановский назва! Вико «одним из тех страдальцев науки от общественного неприя нания новых мыслей», которого только посмертно оценили по за^ лугам. Его главныйтруд «Основание Новой науки об общей прир: де наций», выходивший в 1725, 1730 и 1745 г. на родине автор


18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения 445

рлгое время оставался почти неизвестным за пределами Италии. lt-рвый перевод был опубликован в Германии в 1822 г. Издание 'редставляло сочинение Дж. Вико со значительными купюрами, доадными упрощениями и сопроводилось критическими комменташ я ми переводчика. По мнению исследователей, оно не сделало Дж. |ико более известным. В 1827 г. в Париже вышла книга историка К. Мишлё «Рассуждения о системе и жизни Вико», и, хотя это был

1с перевод, а изложение концепции, именно она, как полагают, сыг•ла решающую роль в деле популяризации его идей.

Трудное шествие наследия Вико к освоению его европейской гукшитарной наукой завершилось весьма высокой оценкой: значение го идей сравнивают порой с коперниковским переворотом. Можно

аметить близость взглядов неаполитанского мыслителя к мировозронию широкого круга философов и историков прошлого: Гердера, Монтескье, Тьерри, Гегеля, Фихте, Шлегеля, Коллингвуда, Маркса, Дильея, Хайдеггера и др. Установить степень влияния его произведений в их творчество не представляется возможным, но бесспорная бли-

ость побуждает к проведению параллелей и аналогий.

Тексты Вико отличались особой сложностью. По мнению крупно> итальянского мыслителя XX в. Б. Кроче, трудности чтения текстов ико вызваны необычайной манерой философского дискурса, прояв-

яющегося в запутанности ходов мысли, непривычной терминологии, о излишне сжатом, то многословном изложении, переборе аллюзий и еявных предпосылок, в насилии над фактами, приводимыми автором

ля подтверждения своих гипотез, однако все это, отмечает он, сбпро-

ождается тонкой вибрацией мысли и множеством иных достоинств. )чевиднб, наличие многочисленных архаизмов наряду с действитель1о новаторскими подходами к освещению истории и культуры дало снование другому итальянскому исследователю, Ф. де Санктису, нанять главное сочинение Вико «Божественной комедией» науки, сосржащей в себе обширный синтез прошлого и будущего, — синтез, Ше полный обломков старого, но несущий в себе новаторский дух.

В то время как наука и философия того времени ориентироваись на познание окружающего мира, поиск заключавшейся в нем i i ины, Вико считал, что прежде всего нужно познать мир, созданий человеком, т.е. мир культуры. Для человека, утверждал Вико, С гиной является только то, что сделано им самим, а то, что сделано м, и есть истина. Verum (истинное) и factum (сделанное), писал он, даимно конвертируемы. На основании этого гносеологического ринципа, отождествляющего истинное со сделанным, ученый ради|ально разделил действительность на два мира — мир природы, шпоренный Богом, и мир гражданский (мир культуры, мир наций),


446 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

созданный людьми. Тем самым Викр провел четкую границу межд; естественными науками, исследующими сравнительно неизменную] природу физического мира, и науками гуманитарными, которые изут] чают социальную эволюцию посредством эмпатического проникно* вения и для которых научно-критическое уточнение текстов — HeJ обходимое, но недостаточное условие сознания.

Для того чтобы познавать мир, созданный людьми, в его целост ности необходим союз философии и филологии, считал Вико. Хотя] «философская мудрость» представлялась автору бесспорно истицу ной формой познания, он отдавал дань и поэтическому творчеству.i Соответственно им были выделены две формы постижения мира:| поэтическая и философская. Поэт интерпретировался как первый! мыслитель рода человеческого. По мнению Вико, именно чувства;? воображение позволили заложить основы человеческой культурыД Фантазия, воображение были первыми способами освоения окру-i, жающей человека действительности. Продуктом этой первой чело-*] веческой умственной деятельности стали мифы, образы, символы,;; знаки. Мифы, как и вообще художественное творчество людей, яв-,

лялись не пустой забавой, развлечением, а способом мышления для, целых народов. Вико обнаружил определенную последовательность в становлении культуры человечества: «первые народы, как бы дети Рода Человеческого, прежде всего основали Мир искусств; впоследствии Философы, появившиеся через много лет, следовательно, | как бы старики наций, основали мир Наук; тем самым Культура, была полностью завершена».

Вико ратует за целостный человеческий мир и пытается устра- ij нить пропасть, которая образовалась в рациональной философии между реальным человеком и его трактовкой как рационального существа. В подавляющем большинстве теорий того времени провозглашался разум. Согласно Вико, сущность человека составляет | мудрость как синтез воли и интеллекта, сознания и души. Его труд ' «Основания Новой науки об общей природе наций» имеет целью описать историю человечества, ее ход и векторы развития. Мысли- \ тель проводит логический анализ человеческой культуры, различных ее форм и проявлений, с тем чтобы познать смысл истории вообще, а не той или иной конкретной эпохи. О прошлом человечества, справедливо замечает он, рассказывают не только дела людей, но и их мысли, идеи, объективированные в языке, преданиях, мифах. Анализ человеческих идей в его книге есть способ, но не предмет исследования. Предметом исследования является мир наций, построенный людьми. Этот мир представляет собой последовательную] смену эпох, составляющую некий цикл, после завершения которого