Смекни!
smekni.com

Культурология 2 Появление культуры (стр. 81 из 119)


14.3. Законы истории и развитие культуры

14. 3. Законы истории и развитие культуры

Монолинейность Выше были рассмотрены два конкурирующих подили полилиней- хода к построению исторической типологии кульность? туры: один основан на концепции монолинейной

«магистрали прогресса», другой — на полилиней­

ном развитии локальных культур или цивилизаций. Таким образом, проблема исторической типологизации культуры оказывается связанной с общим пониманием хода истории человечества. Поскольку концепции монолинейности _и полилинейности исторического процесса альтернативны, решение зависит от того, какая из этих концепций соответствует действительности. Если история мо~ нелинейна, то различные социокультурные миры должны рассматриваться как общества, находящиеся на разных этапах единого исторического пути человечества, и тогда неверно думать, что каждый из них эволюционирует «сам по себе» и проходит свой цикл жизни, не имеющий никакого отношения к общечеловеческому прогрессу. Если же история человечества полилинейна, то сравнивать различные социокультурные миры по уровню развития в принципе невозможно и говорить о том, что одни из них продвинулись по

пути исторического прогресса дальше других, не приходится.

Однако и та, и другая позиции наряду с несомненно содержащимся в них «зерном истины» страдают существенными недостатками. Особенно неприятно то, что обе они при последовательном проведении ведут к весьма негативным в практическом, моральном и политическом отношении выводам.

Привлекательность первого подхода состоит в том, что он проникнут гуманистической мыслью о единстве человечества, надеж­

дой на лучшее будущее, к которому придут все страны и народы, двигаясь по дороге, проложенной наиболее процветающими из них. Однако прямолинейное «ранжирование» культур по их уровню развития приводит к разделению народов на «культурные» и «некультурные», откуда совсем недалеко до провозглашения одних из них «лучшими», а других «худшими». На практике это выливается в проповедь превосходства какого-то одного народа (или группы народов, как это имеет место в европоцентризме) над другими и в принятие его культуры за образец,-приближение к.которому определяет оценку развитости всех остальных культур. Но в действительности ни одна из культур (в том числе и западная) не вправе навязывать свои достижения в качестве единого образца для всех других культур. В любой культуре существует своя система норм и оценок, которая позволяет внутри нее различать культурность и бескультурье.


334 Глава 14. Историческая типологизация культуры

Достоинством второго подхода является то, что он подчеркивает самоценность культур и нацелен на изучение их своеобразия. Этот I подход предполагает, что каждый народ в ходе своего исторического ,1 развития создает наилучшую для себя, наиболее приспособленную к ."Я условиям его существования форму культуры. Этот взгляд является 1 своего рода продуктом исторического покаяния западной цивилиза- I ции. Сторонники его (на Западе их называют мультикулыпурали- 1 стали) считают, что все культуры в принципе равноценны и что 1 моральные и социальные устои каждой из них заслуживают одина- I кового уважения. Однако как же тогда относиться к таким явлениям, I как людоедство у полинезийцев и маори (аборигенов Новой Зелан- I

дии) в недавнем прошлом, обращение людей в рабство, встречающе- 1

еся кое-где и ныне, практиковавшееся в африканских племенах жен- I ское обрезание и искусственное удлинение шеи у девушек, т.е. фактически нанесение им пожизненных увечий? Должны ли мы считать I наше осуждение подобных обычаев просто нашим культурным пред- I рассудком, а его искоренение — одним из колониальных преступле- I ний Запада? К тому же чрезмерное акцентирование самобытности 1 культур затушевывает черты общности между ними. Культуры на- 1 чинают изображаться как некие «загерметизированные» системы, | между которыми не может быть ни согласия, ни взаимопонимания. ; На этой почве рождаются неприязнь ко всему «чужому», враждебное \ отношение к другим культурам и их носителям. Но отказ от контактов и самоизоляция никогда не идут культуре на пользу.

Есть ли выход из альтернативы между рассмотренными подхода-1 ми? Его можно найти, если обратить внимание на то, что оба эти подхо-

да имеют ограниченную применимость, и не абсолютизировать их.

В прошлом господствующей исторической тенденцией была I полилинейность. История действительно складывалась из циклов эволюции весьма слабо, связанных друг с другом, относительно замкнутых культур или цивилизаций — в соответствии с принципами, из которых исходят Данилевский, Шпенглер, Тойнби. Но эти принципы оказываются непригодными для описания настоящего и будущего ! современных культур. Ныне практически все народы и государства втянуты в общую сеть контактов и образуют хотя и полный противоречий, но единый человеческий мир. Локальные культурно-исторические процессы сливаются в целостный мировой культурно-исторический процесс. Антропологическое единство человечества как биологического рода дополняется его культурным единством. Это! выражается в том, что различные культуры развиваются во все большем взаимодействии друг с другом: увеличивается степень знакомства людей с культурами других народов, углубляется понимание специфики других культур, складываются общие оценки культурных


14.3. Законы истории и развитие культуры

достижений независимо от того, в какой культуре они появились. Включение отдельных культур в единый мировой процесс означает, что для них.больше нет ни независимости, ни замкнутости, ни цикличности, приводящей их к гибели. Они получают возможность развиваться, осваивая и модифицируя по-своему достижения других культур, и обогащать мировую культуру своими достижениями. Таким

образом, в- современной истории человечества доминирующей тенденцией становится монолинейность.

Сочетание монолинейности и полилинейности развития общества находит объяснение в общих закономерностях эволюции самоорганизующихся систем, открытых синергетикой. В свете соци-

ально-синергетических представлений о динамике общественного развития ход всемирно-исторического процесса от первобытности до современности, в самом общем виде выглядит так: человечество «тлробует» различные варианты развития, и это ведет к появлению целого «дерева» путей, по которым движутся разные народы; в результате разнообразных «проб» в конце концов находится общий аттрактор, к которому сходятся'все пути.

Доиндустриальная, Исторические судьбы культур нельзя рассматрипндустриальная и ва.ть в отрыве от общего хода истории человеченостиндустриаль- ства. Поэтому историческую типологию культуры пая культуры необходимо строить с учетом его законов. Исходя из синергетических представлений о динамике об­

щества как сверхсложной синергетической системы, можно выделить

три основных исторических типа общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. Сооответственно можно говорить и о трех основных исторических типах культуры.

Доиндустриальное общество — общество с аграрной экономикой и патриархальной, традиционной, постфигуративной культурой. В этом социальном типе различаются два подтипа: примитивные первобытные общества и появившиеся позже цивилизации, или «варварские» и «цивилизованные» общества.. В первых люди ведут общинно-племенной образ жизни, который при большом разнообразии локальных особенностей характеризуется одинаковостью основных принципов социальной организации. Во вторых возникает государ­

ственность, но и при ней нередко сохраняется общинно-племенной образ жизни. Власть и собственность в таких обществах неразделимы, причем власть первична, а собственность вторична. Главенствующее место в культуре занимает религия (на ранних стадиях — мифология). Древнейшая доиндустриальная культура бесписьменна. После создания письменности большинство населения в доиндустриальных обществах остается неграмотным или малограмотным. Как


336 Глава 14. Историческая типологизация культуры

экономика, так и культура развиваются замедленными темпами. В Европе общества этого типа существовали вплоть до Нового времени, а в Азии, Африке, Океании они встречаются и поныне.

Индустриальное общество характеризуется появлением и ускоряющимся с течением времени ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур..Общества этого типа динамичны, образ жизни

людей в них быстро изменяется и приобретает большое разнообразие. В них велика миграция населения: люди часто покидают родные места в поисках работы и для учебы. Возрастают роль и престиж умственного труда, в связи с чем большое значение получает образование. Религия утрачивает свое доминирующее положение в культуре, наука и искусство выходят из-под ее контроля. Индустриальная культура — культура, инновационная. С течением времени научный и технический прогресс трансформирует все сферы общественной жизни. Индустриальный тип культуры впервые возникает в Западной Европе, распространяясь затем на другие регионы.

Постиндустриальное общество[76] продукт научно-технической революции XX в., которая приводит к резкому росту производительности труда и общественного богатства. В постиндустриальную «электронную эру» главным объектом человеческой деятельности становится информация — человек получает, перерабатывает, передает, распространяет ее, управляет информационными потоками. Культура развивается настолько быстро, что начинает в каких-то отношениях принимать префигуративныи характер. Возрастает роль личности. В этих условиях обеспечение прав человека превращается в необхо­