Смекни!
smekni.com

Культурология 2 Появление культуры (стр. 38 из 119)

евского «Игрок» и др.). Карты были и остаются моделью, которая используется учеными в теории вероятностей, теории случайных процессов, математической статистике, теории принятия решений, математической теории игр.

Ментальные поля, окружающие различные культурные формы, накладываются друг на друга и образуют общее ментальное поле, которое пронизывает пространство культуры в целом. Перенося

смыслы от одних;ее форм к другим, общее ментальное поле культуры создает единую «смысловую среду», связывающую их. Оно «подгоняет» различные культурные феномены друг к другу, укладывает их в общий контекст, подводит под них общий фундамент. Благодаря образованию ментального поля разнородные, имеющие разное происхождение, заимствованные из различных культур и сначала плохо сочетающиеся друг с другом знания, ценности, регулятивы интегрируются в более или менее целостную систему.

Ментальное поле культуры можно сопоставить с гравитационным полем в астрономической Вселенной. Каждая национальная культура или наднациональный социокультурный мир выступает как своего рода «галактика» во Вселенной культуры. Все находя-


156 Глава 7. Культурные ценности и нормы

щиеся в астрономической галактике тела, с одной стороны, образ} ют ее гравитационное поле, с другой — погружены в него и испь! тывают его воздействие. Так и в культурной «галактике»: все куль турные формы, входящие в нее, участвуют в создании ее ментал! ного поля и вместе с тем находятся под его воздействием.

Ментальное поле — это тот «дух культуры», который так часИ поражает чужеземцев, пытающихся в ней разобраться. Под действ» ем ментального поля в обществе вырабатывается характерная длЯ| данной культуры совокупность представлений, переживаний, жизней ных установок людей, которая определяет их общее видение мира. Э1 совокупность называют менталитетом, или ментальностъю1. Ме^ талитет есть проекция ментального поля культуры на психику люде!

Менталитет — трудноопределимое понятие. Оно звучит как ин<1 странный термин. Действительно, это слово" заимствовано из фра» цузского языка. Однако это тот случай, когда обращение к иное! ранному слову оправданно, так как в русской научной терминол^ гии нет эквивалента французскому «mentalite». Л. Леви-Брюл использовал это слово для характеристики особого «пралогическ^ го мышления» дикарей, а историки так называемой «школы Анн! лов» Л. Февр, М. Блок и др. применяли его для обозначения общеГ умонастроения, склада ума, коллективной психологии, «умственно!) инструментария» людей, принадлежащих к одной культуре. При это они имели в виду и осознаваемое, и неосознаваемое содержат представлений, мыслей, чувств людей. Историкам и культуролога приходится анализировать не только то, что люди осознают, но и т^| что остается у них (в их менталитете!) неосознанным и Пло> осознанным. А в русском научном языке есть термины «созн| ние» и «бессознательное», но нет термина, обозначающего содержи ние сознания и бессознательного вместе взятых (понятие психии имеет более широкий смысл, поскольку охватывает не только cfl держание, но и формы психической деятельности). Слово «мент!^ литет» восполняет'этот пробел, обозначая то, что в какой-то Mef выражается в таких оборотах речи, как «образ мыслей», «cnocd| мышления», «умонастроение», «духовная настроенность», «картин мира», «стиль культуры» и пр. «Ментальность выражает повседне^

1 Когда речь идет об обществе и социальной группе, то обычно предпочитав ПО!

пользоваться словом «менталитет», а слово «ментальность» чаще используют тогД|

•щества» и о «ментальности индивида». Но это различие между менталитетом I! когда имеются в виду отдельные люди, личности, т.е. говорят о «менталитете

ментальностью не является достаточно четким и устоявшимся, так что стрс| провести его вряд ли возможно. Оба слова практически служат просто разны грамматическими формами выражения одного и того же смысла.


7.3. Ментальное поле культуры 157

ный облик коллективного сознания, не отрефлектированного и не систематизированного посредством целенаправленных умственных усилий мыслителей и теоретиков»[48].

Можно выделить следующие особенности менталитета.

1. Менталитет отражает специфические особенности определенного типа культуры, своеобразный образ мыслей, который складывается у тех, кто принадлежит к данной культуре. «Если вычесть из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в остатке мы найдем менталитет общества»[49]. Например, гнев против убийцы, принесшего смерть родственнику, — это общечеловечес­

кое свойство, а кровная месть — черта менталитета, характерного для общества с примитивной культурой. Ментальность обусловлена не общечеловеческими механизмами и закономерностями психики, а особенностями культуры. Общечеловеческие механизмы и закономерности психики называются культурно-независимыми — в том смысле, что они одинаковы у представителей всех культур. Ментальность же всегда культурно-зависима, т.е. ее содержание определяется культурой и является у представителей разных культур различным.

2. Менталитет представляет собой исторически обусловленный феномен. Социальные преобразования и эволюция культуры ведут к тому, что менталитет изменяется. Но изменение его — сравнительно медленный процесс. В отличие от кратковременных, переменчивых настроений общества, колебаний общественного мнения и эмоциональных порывов, которые могут охватывать большие массы людей и весь народ в целом, менталитет устойчив и консервативен. Он сохраняется почти в одном и том же виде на протяжении целых исторических эпох. Трансформация его происходит лишь вследствие значительных культурных перемен.

3. Менталитет входит в структуру индивидуальной психики человека в процессе его приобщения к данной культуре. Каждый

еще ребенком усваивает менталитет своего народа — овладевая национальным языком, слушая сказки и колыбельные песни, адаптируясь к бытовым условиям жизни. Складывающаяся с раннего детства ментальность личности включает в себя как общие установки национальной культуры, так и их вариации, связанные с особенностями субкультурной среды, в которой личность живет. В течение жизни ментальность индивида может модифицироваться, но происходит это

только при попадании его под воздействие ментального поля какой-


!58 Глава 7. Культурные ценности и нормы

либо новой для него культурной формы и, как правило, бывает связа-1 но с глубокими психологическими сдвигами.

4. В менталитете общественное и индивидуальное сливаютсящ вместе и становятся неразличимыми. Он представляет собой » общественное явление, которое выступает как независимая от от-1 дельных людей социокультурная реальность, и явление личностное,* характеризующее психику отдельного человека. Менталитет наро-1 да есть одновременно и ментальность его отдельных представите-! лей. Социолог Э. Дюркгейм называл мысленные образования тако-1 го рода «коллективными представлениями», подчеркивая, что о н и «не зависят от личной природы индивидов»[50], хотя и существуют в! их головах. Эти представления не сотворены индивидами, а навязы-1 ваются им извне, из «коллективной жизни» в общей культурном среде. По выражению А.Я. Гуревича, не только человек обладает! определенной ментальностью, но и она им «обладает».

5. Менталитет укореняется в бессознательных глубинах человеЩ ческой психики, и его носители могут осознать его содержание лишЯ ценой специальных усилий. Ментальные установки обычно кажутсяИ человеку чем-то само собой разумеющимся, и он просто исходит изИ них в своем мышлении и поведении, не отдавая себе отчета, почему они мыслит и действует так, а не иначе. «Вопрос "Каков ваш ментали-И тет?" —-' лишен смысла. Менталитет может быть только "тестирован"! извне, отслежен нами там, где мы видим что-то непохожее на наси самих»[51]. Мы сами не замечаем особенностей своей ментальности, какИ не замечаем воздуха, которым дышим. Это существенно затрудняетИ ее анализ. Но даже если личность сможет отрефлексировать и экс-Ш шшцировать (т.е. четко сформулировать) свои ментальные установки,» то она, скорее всего, будет считать их собственными, внутренними убеж-Я дениями, сложившимися в ее жизненном опыте, а не заимствованны* ми извне. Поэтому ментальность личности плохо поддается перестройке. 1

Уровни Если речь идет о каком-либо народе в целом, тон ментальности его менталитет определяется особенностями общев национальной культуры. Основные категории дане

пой культуры обязательны для всех ее носителей, иначе они простое

не могли бы понимать друг друга и жить в одном обществе, взаимо-и действуя между собой. Но в составе народа существуют различные социальные группы и сообщества, у которых есть свои субкультуры. I В рамках каждой субкультуры общее содержание отдельных катего-1


7.3. Ментальное поле культуры 159

рий может модифицироваться. Расхождения в толковании категорий культуры и в отношении к предписываемым ими нормам и ценностям накладывают отпечаток на ментальность представителей разных социальных групп и сообществ. В каждой субкультуре складывается групповой менталитет, который представляет собой некоторую разновидность общекультурного менталитета.

Таким образом, в рамках общекультурной ментальности возникают различные варианты группового менталитета. Эти варианты определяются «суперпозицией» ментальных полей в некоторой зоне культурного пространства. Групповой менталитет, со своей стороны, может оказывать большее или меньшее влияние на общенациональный менталитет и всю национальную культуру. Скажем, менталитет русского дворянства существенным образом сказывалсяна национальной культуре России: дворянские обычаи воздействовали на жизнь всех сословий, вкусы и нравы дворянства во многом определяли развитие литературы, архитектуры и т.д. В настоящее время в нашей стране ощущается сильнейшее давление криминального менталитета на общественные нравы, язык, политику и пр.