Смекни!
smekni.com

Культурология 2 Появление культуры (стр. 21 из 119)


Глава 5. Субъект культуры

просто активен, но творчески активен. Необходимость учитыват реально-идеальный контекст, сформованность по ценностно-культур, ным канонам не препятствует созидательной деятельности, хот иной раз может казаться ущемлением прав индивидуальное препятствием в проявлении ее уникальности. Обратим внимани что акты простой деструкции, уничтожения, ниспровержения не могу считаться признаками субъективно-культурной деятельности щ людей или народы, совершавших подобные действия, по праву назад вают варварами.

Итак, среди наиболее важных характеристик субъекта культур выступают сознательность (способность и потребность проявлят надприродные качества), воспитанность (сформованность по реаль но-идеальной культурной матрице) и креативность (умение произ, водить «культурный продукт», не уничтожая великие ценности пр шлого, но, напротив, используя их в своих действиях).

Субъект культуры, как и субъект любого иного порядка, — это активно действующая инстанция. Поэтому следует рассмотрет характер и основные черты культурной деятельности.

Культурная К основным критериям • культурной деятельност деятельность человека можно отнести символичность, смысло! пологание, коммуникативность, регламентирова

ность, созидательность. Рассмотрим эти критерии.

Символичность. Как мы уже убедились, не любую деятельност можно считать культурной. Однако всякий поступок, любой жест и каждое слово, произносимое человеком, могут стать при определен;; ных условиях культурным актом. Это становится возможным лиш~ тогда, когда поступок совершается человеком как человеком, т.е существом, в котором реализуется культурный потенциал, «отра жаются» идеальные горизонты. Принципиальное значение имее не то, что фиксируется реально, что мы можем «снять» при помощи тех или иных датчиков, а то, что находится над реальностью движений, таится под реальными перемещениями тел и вещей или какой смысл имеет данное действие. Поэтому первым критерием культурной деятельности следует считать способность посылать и воспринимать трансцендентные (т.е. сверхреальные) указания, или, точ; нее, символичность поступков. Слова, позы, звуки, мускульное напряжение, пространственно-временные перемещения, манипуляции с окружающими предметами только тогда обретают культурно-человеческое значение, когда не замыкаются в пределах природной объективности, но предполагают и иные измерения, т.е. объединяют


5.1. Субъект культуры — человек культуры

В себе то, с чем мы сталкиваемся как существа природные, и то, что апеллирует к нам как существам надприродным, культурным.

Смыслополагание. Человеческие поступки не оцениваются по •"ой же схеме, что и явления окружающей действительности. Как кже упоминалось, сам по себе феномен реального или идеального [Мира «пуст», т.е. он не предопределяет своего места в человеческой культуре, а, напротив, определяется им. Первостепенное значение имеет отношение к нему со стороны человека и человеческого сообщества: то, в каких случаях, как именно он оценивается, встраиваясь в иерархическую систему значимостей. Культура наделяет

любой факт, как человеческий, так и входящий в орбиту человеческой жизни, смыслом, сущностью, значением. Соответственно, культурная деятельность с неизбежностью должна учитывать это обстоятельство и потому носить осмысленный характер. Действенные акты производятся не автономно, сами по себе, но всегда

полагаются в общей ценностной структуре.

Коммуникативность. Деятельность субъекта культуры не сводится к простой активности индивида или сообщества, спонтанной разрядке энергетических импульсов. Она всегда предусматривает адресата, человека или группу людей, способных адекватно, т.е. на

том же уровне восприятия, откликнуться на плоды творческих усиший. Благодаря этому возникает специфически человеческое общение между индивидами, формируется сообщество людей, некоторая Их совокупность, а не просто собрание разрозненных существ, волей случая находящихся в одном месте и в одно время. Такая коммуникативная целенаправленность отличает человеческое общество от животного стада. В стаде тоже происходит обмен информацией — .шери «общаются», но их «общение» происходит по поводу реальности, и этим необходимость контакта исчерпывается. В социуме на­

ряду с теми же проблемами, которые возникают в зверином стаде, существует масса других аспектов, не редуцируемых только к необходимости физиологического воспроизводства жизни. Ойи «завязываются» в сверхприродной сфере, а потому предполагают и взаимодействие индивидов на этом уровне.

Регламентированность. «Культурный контакт» — это предварительное условие всякой культурной деятельности. Он должен состояться, иначе сама деятельность лишается смысла. Следовательно, [Культурная деятельность регламентирована. Если отсутствуют Принятые в данном сообществе формы и каналы, по которым выстраиваются коммуникативные цепочки, или ими пренебрегают, обШение ,не может произойти. Любое общество вырабатывает те


90 Глава 5. Субъект культуры

конкретные формы, в которые облекается культурная деятельность! и вне которых она неприемлема. Такие формы варьируются в за] висимости от времени и места. Они не остаются неизменными. значительной степени история культуры как раз и является иста рией таких регламентированных и в то же время бесконечно мещ ющихся коммуникативных форм выражения. Случаются и срывъ когда регламенты культурной деятельности одного народа ника| не соотносятся с регламентами других. Это лишний раз свидетель1 ствует о несовершенстве каждой отдельной цепочки. Тем не менет регламентированность является столь же необходимым, как и вЦ предыдущие, четвертым критерием культурной деятельности.

Созидательность. И наконец, последний критерий культурной деятельности состоит в том, что это всегда созидательный акт,;: котором объективируется творческий потенциал человека. Созид! тельность может быть предельно традиционной, не противопоста| лять себя существующим нормам и правилам, вплетаться в ни$ вносить новые краски и ароматы в прихотливую канву общег| «культурного рисунка». Или, напротив, выражать собой открыты! протест против традиции, быть средством активной борьбы с наси­

лием отживших старых форм и даже их ниспровержения. Однак! культурная деятельность принципиально отличается от деструкти| ных актов: ее первоочередной пафос направлен не на разрушение уничтожение существующего, а на утверждение нового — на сон

дание инцх культурных форм, привлечение внимания к неизвеи ным ранее возможностям человека и человеческого общества, о| крытие неведомых прежде горизонтов.

Этими критериями культурная деятельность, разумеется, не иЦ черпывается. Она предполагает и другие аспекты. В перечне пред ставлен лишь тот необходимый минимум, без которого деяния субъек та нельзя квалифицировать как культурные, а сам агент действие не может считаться субъектом культуры.

В заключение еще раз обратим внимание: все перечисленные выше характеристики субъекта культуры и черты культурной дЦ тельности в равной степени относятся как к индивиду, так и сообществу. Индивидуальный или коллективный культурный субъе* проявляется лишь тогда, когда в нем ощутимо присутствуют Hai природная духовность, сформованность или воспитанность по onpd деленной культурной модели, а также творческая инициатива. Х| рактер же его культурной деятельности определяется совокупив стью признаков, важнейшими из которых выступают символичности смыслополагание, коммуникативность, регламентированность и с<( зидательность.


5.2. Культурная самоидентичность

5.2. Культурная самоидентичность

11чентичность Понятия «идентичность», «самоидентичность», (самоидентич- «идентификация» и «самоидентификация» пришли Кость) в психоло- в культурологию из психологии и социологии.

гни и социологии «Идентификация» происходит от лат. identifico, что можно перевести как «отождествляю». В совре­

менном русском языке «идентификация» и «самоидентификация»

юбычно используются как синонимы. ч

В психологической литературе под идентификацией подразумевается сложный процесс эмоционально-психологического и иного самоотождествления индивида с другими людьми, группой, идеаль­

ным образом, художественным персонажем.

Понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом и прочно пошло в практику психоанализа. В психоаналитической традиции процесс идентификации трактуется как необходимый этап взросления, а также как важнейший механизм, обеспечивающий способность Я (Эго) к самореализации. Ребенок (или просто слабый, несамостоятельный человек) имитирует слова и поступки родителя (родителей, избранного кумира), пытается воспроизвести в своей жизни

«то эмоционально-психологические стереотипы. Такие действия — (непустое и непраздное занятие, они выполняют очень важную функцию защиты от окружающего мира, позволяют преодолевать страх и подавленность. Благодаря многократному уподоблению своего Эго кумиру формируется инстанция Супер-Эго (Сверх-Я), которая в последующем будет выступать одновременно и цензором поступков человека, доставляющим ему подчас немалые хлопоты, и щиfroM от невзгод жизни. -

Французский ученый, считавший себя верным последователем идей 3. Фрейда, Ж. Лакан более подробно описал этапы и механизмы процесса самоидентификации как необходимого условия вхождения в социально-культурное пространство. По мне­