Смекни!
smekni.com

Культурология 2 Появление культуры (стр. 90 из 119)

Весьма плодотворными были и теоретические идеи эволюционистов

1. Единство человечества создает основу для всеобщности ег культуры как необходимого условия и способа жизнедеятельности;

2. При всем многообразии и самобытности жизни народов, куль туры состоят из общих элементов. Каждый народ имеет хозяй ственныи укл'ад жизни, создает орудия труда, люди объединяются в семьи для продолжения рода, передают из поколения в поколени

легенды, верования, обычаи и законы поведения, произведения ис кусства и нравственные нормы. Все это составляет культуру, кото-1 рая, имеется у всех народов как необходимый атрибут их бытия


18.2. Эволюционизм как теория культуры 455

сеобщность культурных форм человечества как субъекта культуЫ, деятельного и творческого ее создателя стала самой популярной

•деей эволюционистов. Куда бы ни направлялись экспедиции, всю|у они находили подтверждение этой идее: народы обнаруживали Несходство культур в самобытных, но не главных чертах.

3. Все культуры не только равноправны, но и .равноценны, среди

1 их нет высоких или низких, достойных или презренных — каждая Неповторима, уникальна. Этот вывод звучал гуманно и благородно.

4. Все культуры эволюционируют, развиваются, и народы нахо­дятся на разных ступенях или стадиях этого процесса. Вглядываясь и прошлое, можно воспроизвести путь культурных изменений, обнаруживая в настоящем многие связующие нити.

5. В Культуре ничто не умирает, ни одна ее ступень не отвергает­ся полностью. Она напоминает своеобразную «пористую» систему, Вквозь фильтры которой то поднимаются, то исчезают различные

•лементы. Древние формы традиционной культуры используются и в последующие эпохи: народные методы врачевания подталкива­

ет медиков к поиску местных лекарственных снадобий; способы ведения счета пригодны для обучения детей математике; знакомство с мифами и легендами обогащает духовную жизнь современников, воплощается в произведениях искусства и литературы.

Эволюционизм придал новый импульс развитию культурологии: появилось огромное число исследователей культур разных народов,

[которые Посвящали свои работы эволюции религии, семьи, собственности, морали и права. Важно подчеркнуть, что новое научное направление складывалось преимущественно на этнологической и антропологической основах. В рамках этнологии начало свое стремительное развитие изучение истории культуры народов и этносов.

Всемирную известность приобрели труды представителей школы эволюционизма: англичан Г. Спенсера (1820—1903) и Э. Тайло1>1 (1832—1917), шотландца Д. Фрэзера (1854—1941), американца Л. Моргана (1818—1881),-француза Ш. Летурно (1831 — 1902), немцев А. Бастиана (1826—1905) и Т. Вайца (1821 — 1864), и многих др.

В XIX в. популярность эволюционизма в России сопровождалась организацией научных обществ, изданием журналов и монографий. В Русском географическом обществе было создано специальное отделение по изучению культурной жизни народов России, проводились этнографические экспедиции. Книги европейских ученых переиодились на русский язык через два-три года после их издания.

Идеи эволюционизма в России разделяли М.М. Ковалевский

[(1851 — 1916), Н.Н. Миклухо-Маклай (1846—1888), Л.Я. Штернберг (1861 — 1927) и многие др.


456 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

Конечно, не следует идеализировать значение эволюционизма, концу XIX в. его популярность стала угасать. Появилось мног критических суждений по поводу прогресса в истории культуры, дв жения от простого к сложному. Но все это не могло заслонить умалить достоинств эволюционизма в обосновании культурологи

Его идеи приобрели особую актуальность в наше время, ког возникла настоятельная потребность в возрождении культуры, пр. одолении духовного кризиса, поиске истоков культурных явлени новом осознании ценности культур разных народов.

Э. Тайлор Рассмотрим более подробно культурологически об эволюции идеи английского ученого Э. Тайлора. Его фунд культуры ментальный труд «Первобытная культура» (1871 написан на основе анализа культур более 400 эт

носов. Он переведен на многие языки и принес своему автору вс мирную известность.

В этой книге Э. Тайлор формулирует основные принципы куль,? турологии, исследующей культуру народов на различных стадия исторического развития. По его мнению, культура слагается из зн ния, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и нек, торых других способностей и привычек, усвоенных человеком ка членом общества. Явления культуры существуют у каждого наро да, что свидетельствует об общих законах их происхождения и раз вития. Как бы ни различались культуры народов, их объединяв общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Эти ( объясняется единство человечества и обусловливается возможности взаимопонимания и диалога культур.

Все народы и все культуры соединены в один непрерывн развивающийся процесс. Эволюция происходит постепенно, когд один слой культуры накладывается на другой. Катастрофы, катак лизмы, скачки, революции губительны для нее. Это не означает что культура сопротивляется новаторству, открытиям, изобретена ям, гениальным произведениям. Но они постепенно включаются в

ткань культурной жизни, приобретают известность и культурное значение.

Культуры подобны видам растений и животных, поэтому иссле дователь может систематизировать их, располагать эволюционными рядами, выявлять повторяемость и устойчивость, ареалы распространения. Такой подход сближает методы естественных и гумани тарных наук.

1 Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1984. С. 21.


18.2. Эволюционизм как теория культуры 457

Постоянство и общее сходство культур позволяют заключить, что «весь мир — одна страна»1. При обращении к музейным кол­

лекциям первобытной культуры обнаруживается поразительное сходство и повторяемость орудий труда, способов добывания огня, мифов о солнечном восходе, затмении, землетрясении, потопе, обыиаев посвящения юношей, обрядов свадеб и погребений и т.д. Раз­

личия лишь подтверждают мысль о том, что народы находятся на разных ступенях или стадиях всеобщего пути.

Э. Тайлор подробно анализирует мифологию и тайноведение, обряды почитания и жертвоприношения, явления фетишизма и колдовства, ;Веру в магические силы и предсказания, запечатленные в традиционной культуре народов мира. Он называет их «рудниками исторического знания», в которых отражаются древние обычаи и ритуалы. Многие из них сохраняют свое значение и в современной культуре. К ним относятся обычай тостов за праздничным столом, употребление жребия в споре, астрологические календари и гороскопы, и пр.

Ученый уделяет особое внимание мифологии как памятнику духовной культуры, историческому свидетельству о развитии творческого воображения и человеческого познания. Миф содержит воспоминание о жизненных событиях, усиленное фантазией, вымыслом. Многие мифологические сюжеты являются источником воссоздания истории культуры народов.

Он исследует распространенный почти во всех древних культурах «анимизм» — наделение душой природы, общества и самого человека. Рождение и смерть, расцвет и увядание, сон и бодорствоваиие, восход и закат связаны с существованием души. Первобытный анимизм, или «минимум религии», по мнению Э. Тайлора, оказывал влияние на поступки людей, удерживая их от зла, поощряя добро. На

его основе возникали традиции и обряды, ритуалы и церемонии. Почитание и охрана водоемов, видов растений и животных, поклонение силам природы, запреты и заговоры, заклинания и тотемы свидетельствовали о многообразных формах духовного мира человека.

Историческая «Культура — общее усовершенствование человепреемственность ческого рода, с целью одновременного содействия культуры развитию нравственности, силы и счастья человека»1, — пишет Э. Тайлор. Он убедительно раскры­

вает процесс перехода от одной стадии к другой на примере развития материальной и духовной культуры. Общий прогресс развития цивилизации состоит в стремлении к благосостоянию человече-

' Тайлор Э. Первобытная культура. С. 36.


458 Глава 18. Развитие культурологической мысли...

ского рода. Однако изменения не всегда ведут к позитивным пер менам и прогрессу. История культуры характеризуется неравн мерностью развития, возможностью регресса, упадка, кризиса. И мерить прогрессивные или регрессивные изменения в культуре какой-то общей шкале — задача необычайно сложная.

Остановка и упадок в развитии культуры и цивилизации весьма частые явления в жизни народов. Разрушительные действй способны смести цивилизации отдельных стран, но не в силах и требить культуру всего мира. «Прогрессивное движение в культ ре, — приходит к выводу Э. Тайлор, — распространяется и стан вится независимым от судьбы своих начинателей»1. Благодаря пр цессу распространения культуры обычаи и изобретения дав" исчезнувших народов могут оставаться достоянием тех, кто их перй жил. «Цивилизация движется вперед, хотя возможны на ее пути о клонения и остановки. Но попятный путь противен ее природе»[94], заключает Э. Тайлор.

Отстаивая идею прогресса, он уделяет особое внимание устойчивости в культуре, исторической преемственности, передаче кул турного наследия от поколения к поколению. Ученый уподобля развитие культуры потоку, который, однажды, проложив свое ру ло, продолжает течение целые века.

Изучение истории человечества и древних форм его жизни я! ляется необходимой частью развития мировой цивилизации и должн занять соответствующее место в системе знаний о культуре. Эт> знания имеют не только научный интерес, но и большое практичес! кое значение. Они показывают нам, в какой мере представления ; поступки современных людей являются продуктом тех явлени"