Смекни!
smekni.com

Культурология 2 Появление культуры (стр. 78 из 119)

v Долгая и упорная борьба с греко-римским и варварским языче­

ством придала специфический облик средневековому христианству и всей основанной на нем средневековой культуре. Христианство вывело народы Европы из варварского состояния, но при этом само по-

I 1 Культурология


322 Глава 14. Историческая типологизация культуры

варварски расправлялось со своими противниками. Оно низвергло античные идеалы мудрости и красоты, но вражда к ним вылилась щ проповедь ничтожности разума человека и греховности его плоти.

Жестокое преследование еретиков и язычников и христианское милосердие; изощренные богословско-схоластические споры;; о таинствах Троицы и прочих тонкостях христианского учения щ

дремучее невежество народа, для которого эти премудрости не имели абсолютно никакого значения; варварское пренебрежение к человеческой личности и христианская забота о спасении души — все это образовало причудливую смесь, составлявшую содержание религиозного сознания в эпоху Средневековья.

Вытесняя язычество, церковь постепенно распространила свое влияние на все стороны жизни общества. Необходимость во всем) руководствоваться установленными церковью религиозными догматами стала в средневековом мире «привычкой сознания». Церковные правила регламентировали распорядок дня, церковный календарь устанавливал дни праздников, церковными церемониями сопро-/1 вождались все важнейшие события человеческой жизни — рождение, свадьба, смерть. На христианских понятиях добродетели и греха строилась нравственность. Правовые кодексы предусматривали наказание за «преступления против веры». Религиозные мотивы во многом определяли внутреннюю и внешнюю политику государств.

Христианское учение задавало исходные позиции, на которых строилось средневековое мировоззрение. Философия и наука нахо­

дились под строгим контролем: соответствие их содержания хрис-,| тианскому вероучению являлось неукоснительным требованием, которое поддерживалось авторитетом церкви и силой государственной власти. Нарушители этого требования объявлялись еретиками, | и если они не «исправлялись», то их сжигали живьем на костре.

Средневековое искусство почти целиком было направлено на ре-; лигиозно-церковные нужды. Развивалось мастерство иконописи. В живописи и скульптуре господствовали библейские сюжеты. Сложились каноны торжественного и величественного церковного песнопения, появились такие музыкальные формы, как хорал, месса, реквием. Особенно значителен был подъем архитектуры, которую можно, наверное, считать главным видом средневекового искусства.

Грамотность была редким явлением в средневековом обществе. Даже короли не всегда умели читать и тем более писать. Образованными были, как правило, лишь люди священного звания. Образование в обществе поддерживалось почти исключительно усилиями церкви. Вся образовательная система носила религиозный характер.

В средневековом обществе было принято делить всех людей на три разряда: два первых — «молящиеся» (священники) и «воюю-


14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 323

щие» (рыцари, благородное дворянство) — составляли дворянскоцерковную элиту, а простой народ, в основной массе занимавшийся крестьянским трудом, относился к третьему разряду — «трудящимся». Существенной особенностью средневековой культуры был разрыв между элитой и простолюдинами. Быт, нравы, язык и даже характер веры были.у них различны. Простому люду идеалы элиты были глубоко чужды. Неискушенный в христианской догматике и лишенный «книжного знания», он был оттеснен от «высокой» культуры. Крестьяне и бюргеры жили размеренной трудовой жизнью, в которой сохраняли свою силу архаические обычаи, подчас никак не согласовывавшиеся с канонами христианской веры.

Было бы неверно видеть своеобразие средневековой культуры только в ее религиозно-христианской окрашенности. На протяжении Средних веков в Западной Европе' произошли сдвиги, которые имели лишь косвенное отношение к духу религиозности или даже

совершились вопреки ему. В период.Средневековья начали зарождаться современные европейские нации, языки и государства, возник иной по сравнению с античным полисом тип европейского города, появились многие приметы «европейского» образа жизни. Именно в эту эпоху вошли в обиход стекло, очки, пуговицы, основные элементы современного костюма (брюки, юбка), мебель с выдвижными ящиками, бумага, письмо птичьим пером, нумерация листов в книгах; были изобретены механические часы, рубанок, огнестрельное оружие, ветряная мельница, хомут и дышло; люди научились применять удобрения, делать железные подковы на гвоздях, изготовлять

спирт из зерна, играть в футбол, ориентироваться по компасу.

Западная Европа раннего Средневековья была культурным захолустьем по сравнению с Китаем, Индией или передовыми исламскими халифатами того времени. «По тогдашнему положению Западной Нвропы никто не мог бы сказать, что позднее она займет главенствующее положение в мире по могуществу и культуре. Превосходством,

достигнутым после Возрождения, мы обязаны отчасти культуре, и научной технике, отчасти тем политическим учреждениям, которые были постепенно созданы в период средневековья»[75]. . -

Культура Ветер перемен, принесший новые настроения в

Возрождения религиозную атмосферу средневекового мировоззрения, возник в Италии. Первым дуновением

повеяло уже в XIV в., но в мощное культурное движение, которое называют Ренессансом, или Возрождением, он превратился в XV— XVI вв.


Глава 14. Историческая типологизация культуры

Величие культуры Возрождения ярче всего проявилось в сфере искусства. Искусство, в особенности живопись, скульптура, архитектура, заняло в ней ведущее место и стало главной ареной ее j творческих достижений. Термин «Возрождение» был впервые употреблен итальянским художником и искусствоведом XVI в. Вазари: он писал о возрождении античных традиций в творчестве живописцев, ваятелей и зодчих после упадка изобразительного искусства в эпоху Средневековья. Обращение к античному, наследию,,, однако, не сводилось лишь к его изучению и подражанию ему. Оно! было формой, в которой совершился переход к новому идейному j содержанию культуры. Основой этого содержания стал гуманизм.

Понятие «гуманизм» ввели в XV в. сами творцы новой куль-] туры. Богословскому знанию, учению о Боге, церковно-схоласти-!] ческой учености — studia divina -— они противопоставили studia' humana — «познание тех вещей, которые относятся к жизни и| нравам и которые совершенствуют и украшают человека»1. Называя себя гуманистами, они выражали этим направленность своих! интересов не на божественные, а на человеческие дела. В центре | их внимания Находилась живая человеческая личность. Гуманис-1 ты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разу-] мом и волей, масштабами его творческих достижений. Они полагали, что достоинство человека определяется не его'происхождением, богатством или властью, не аскетическим умерщвлением? плоти, а, прежде всего, гуманистической «ученостью». Благородным делает человека не принадлежность к знатному роду, а овла­

дение культурой, широкая, многогранная светская образованность, опирающаяся на изучение и христианских, и греко-латинских ис-'| точников. Писатели и художники, по мнению гуманистов, выше; воспеваемых ими героев, потому что слава героя — на кончике пера или кисти творца, дарующего ему бессмертие в своем произ-. ведении. Иначе говоря, благородный человек — это гуманист, «аристократ Духа». Новый, духовный, аристократизм стал знаменем гуманистической культуры Возрождения.

Гуманизм не был народным движением. Его приверженцы представляли собой сравнительно немногочисленную группу ученых и художников. Можно лишь удивляться тому, как удалось весьма небольшому числу талантливых творцов за короткий исторический срок создать культурное богатство, объем и великолепие которого поражает нас и сегодня. Но творчество гуманистов обращалось к тем, кто был способен прочесть их латинские или хотя бы итальян-

2 Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. С б .

14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход 325

ские трактаты и кого не отталкивала новизна их взглядов и их искусства. Таких было немного. Гуманистическая культура Возрож­

дения имела элитарный характер. Она была доступна только людям образованным и оставалась чуждой широким массам, сознание которых в эту эпоху продолжало пребывать в плену средневековой культуры.

Сами гуманисты также далеко не полностью освободились от средневекового образа мышления. Хотя среди них были открытые вольнодумцы, в большинстве своем они сохраняли искреннюю приверженность христианской вере и католической церкви. Как и средневековые схоласты, они преклонялись перед авторитетами — с той лишь разницей, что ставили авторитет античности наряду с авторитетом церкви, а то и выше него. Суеверия, колдовство, магия, астрология редко вызывали у них сомнения.

Вне сферы искусства влияние гуманистов на духовную жизнь европейского общества было не столь значительно. Как философия, так и естествознание не вышли из-под власти церкви. Схоластика продолжала торжествовать в университетах. Открытие Коперника, опубликованное в 1543 г., долгое время не привлекало внимания, а когда Джордано Бруно попытался придать ему мировоззренческое значение, еретика сожгли на костре (в 1600 г., т.е. уже к концу эпохи Возрождения). Астрономические исследования Тихо Браге и Кеплера, научные идеи Леонардо да Винчи, работы математика Тарталья, посвященные решению прикладных задач механики, землемерия, баллистики, и другие достижения науки Возрождения нашли признание и использование лишь в культуре более позднего времени. Ожидали своего часа и неоцененные современниками политические, правовые, психологические изыскания гуманистов. Семена, посеянные гуманистической культурой, дали всходы позже, в последовавшее за Возрождением Новое время.