Смекни!
smekni.com

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) (стр. 10 из 13)

ча и Турова Ки- греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество

рилла. Гомера, также воссоздает образ высоконравственного чело-

века, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию.

В своей "Притче о человеческой душе" (конец XIIв.)

епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское

миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого

бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души

и тела. В то же время он ставит в своей "Притче" вполне

злободневные для русской действительности вопросы, раз-

мышляет о взаимоотношении церковной и светской власти,

защищает национально-патриотическую идею единства Русс-

кой земли, которая была особенно важна в то время, как

владимиро-суздальские князья начали осуществлять центра-

лизаторскую политику накануне монголо-татарского нашест-

вия.

Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и

светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в

монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усерд-

но переписывали церковные служебные книги, молитвы,

сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древ-

нюю богословскую литературу. Все это богатство религиоз-

ной, богословской мысли также составляло неотъемлемую

часть общей русской культуры.

* "Слово о полку Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры,

Игореве". переплетение в ней языческих и христианских черт, рели-

гиозных и светских, общечеловеческих и национальных мо-

тивов прозвучало в "Слове о полку Игореве". Это поэма

эпохи. Это ее поэтическое образное выражение. Это не

только взволнованный призыв к единству Русской земли, не

только горделивый рассказ о мужестве "русичей" и не

только плач по погибшим, но и размышления о месте Руси в

мировой истории, о связи Руси с окружающими народами.

Века "Траяна" и Херсонес, венецианцы, немцы, греки - все

они связаны с судьбой Русской земли, где славен лишь

тот, кто выражает ее подлинные интересы.

А ведь эти произведения XIIв., звучавшие на всю

Русь, были созданы в период самой большой политической

раздробленности страны.

б) _Летописи .. Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее

идеологии, понимания ее места в мировой истории - явля-

- важность ются одним из важнеших памятников и письменности, и ли-

летописей. тературы, и истории, и культуры в целом. За составление

летописей, т.е. погодных изложений событий, брались лишь

люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не

просто изложить разные дела год за ггодом, но и дать им

соответствующее объяснение, оставить потомству видение

эпохи так, как ее понимали летописцы.

Летопись была делом государственным, делом княжес-

ким. Поэтому поручение составить летопись давалось не

просто самому грамотному и толковому человеку, но и то-

му, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной

княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем са-

мым объективность и честностьь летописца вступали в при-

тиворечие с тем, что мы называем "социальным заказом".

если летописец не удовлетворял вкусам своего заказчика,

с ним расставались и передавали составление летописи

другому, более надежному, более послушному автору. Увы,

работа на потребу власти зарождалась уже на заре пись-

менности и не только на Руси, но и в других странах.

- появление на Летописание, по наблюдениям отечественных ученых,

Руси. появилось на Руси вскоре после введения христианства.

Первая летопись, возможно, была составлена в конце Хв.

Она была призвана отразить историю Руси со времени появ-

ления там новой династии Рюриковичей и до правления Вла-

димира с его впечатляющими победами, с введением на Руси

христианства. Уже с этого времени право и обязанность

вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церк-

вах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо под-

готовленные и обученные люди - священники, монахи. Они

располагали богатым книжным наследием, переводной лите-

ратурой, русскими записями старииных сказаний, легенд,

былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжес-

кие архивы. Им подручней всего было выполнить эту от-

ветственную и важную работу: создать письменный истори-

ческий памятник эпохи, в которой они жили и работали,

всязал ее с прошлыми временами, с глубокими исторически-

ми истоками.

- первые лето- Ученые считают,что, прежде чем появились летописи -

писи. масштабные исторические сочинения,охватывающие несколько

веков русской истории, - существовали отдельные записи,

в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу

и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это

были истории о Кие и основании Киева, о походах русских

войск против Византии, о рутешествии княгини Ольги в

Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийс-

тве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, пропо-

веди, предания, песни, разного рода легенды.

Позднее, уже в пору существования летописей к ним

присоединялись все новые рассказы, сказания о впечатля-

юих событиях на Руси, вроде знаменитой распри 1097г. и

ослеплении молодого князя Валилька, или о походе русских

князей на половцев в 1111г. Летопись включила в свой

состав и воспоминания Владимира Мономаха о жизни - его

"Поучение детям".

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в

пору, когда ог объединил Русь, заложил храм Святой Со-

фии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую лето-

пись, другие материалы.

- летописные Уже на первом этапе создания летописей стало очевид-

своды. ным, что они представляют собой коллективное творчество,

являются сводом предшествующих летописных записей, доку-

ментов, разгого рода устных и письменных исторических

свиделельств. Составитель очередного летописного свода

выступал не только как автор соответствующих заново на-

писанных частей летописи, но и как составитель и редак-

тор. Вот это-то его уиение направить идею свода в нужную

сторону высоко ценилось киевскими князьями.

Очередной летописный Свод был создан знаменитым Ила-

рионом, который писав его, лидимо, под именем монаха Ни-

кона, в 60-70-е годы XIв., после смерти Ярослвав Мудро-

го. А потом появился Свод уже во времена Святополка в

90-е годы XIв.

- " Повесть Свод, за который взялся монах Киево-Печерского мо-

временных лет". настыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем

"Повести временных лет", оказался, таким образом, по ме-

ношей мере пятым по счету и создавался в первое десяти-

ление XIIв. при дворе князя Святополка. И каждый свод

обогащался все новыми и навыми материалами, и каждый ав-

тор вносил в него свой талант, свои знания, эрудицию.

Свод Нестора был в этом смысле вершиной раннего русского

летописания.

В первых строках своей летописи Нестор поставил воп-

рос "Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеле начал

первым княжить и откуда Русская земля стала есть". Таким

образом, уже в этих первых словах летописи говорится о

тех масштабных целях, которые поставил перед собой ав-

тор. И действительно, летопись не стала обычной хрони-

кой, каких немало было в ту пору в мире - сухих, бесс-

трастно фиксирующих факты, но взволнованным рассказом

тогдашнего историка, вносящего в повествование философс-

ко-религиозные обоьюения, свою образную систему, темпе-

рамент, свой стиль. Происхождение Руси, как мы об этом

уже говорили, Нестор рисует на фоне развития всей миро-

вой истории. Русь - это один из европейских народов.

* источники. Используя предшествующие своды, документальные мате-

риалы, в том числе, например, договоры Руси с Византией,

летописец развертывает широкую панараму исторических со-

бытий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси -

становление общерусской государственности с центром в

Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим

миром. Целая галерея исторических деятелей проходит на

страницах Несторовой летописи - князья, бояре, посадни-

ки, тысяцкие, купцы, церковные деятели. Он рассказывает

* основное со- о военных походах, об организааации монассстырей, зак-

держание. ладке новых храмов и об открытии школ, о религиозных

спорах и реформах внутирусской жизни. Постоянно касается

Нестор и жизни народа в целои, его настроений, выражений

недовольства княжеской политикой. На страницах летописи

мы читаем о восстаниях, убихствах князей и бояр, жесто-

ких общественных схватках. Все это автор описывает вдум-

чиво и спокойно, старается быть объективным, насколько

вообще может быть объективным глубоко религиозный чело-

век, рукодадствующийся в своих оценках понятиями христи-

анской добродетели и греха. Но, прямо скажем, его рели-

гиозные оценки весьма близки к общечеловеческим оценкам.

убийство, предательство, обман, клятвопреступление Нес-

тор осуждает бескомпромиссно, но превозносит челстность,

сиелость, верность, благородство, другие прекрасные че-

ловеческие качества. Вся летописи было проникнута чувс-

твом единства Руси, патриотическим настроением. Все ос-

новные события в ней оценивались не только с точки зре-

ния религиозных понятий, но и с позиций этих общерусских

государственных идеалов. Этот мотив звучал особенно зна-

чительно в преддверии начавшегося политического распада

Руси.

* дальнейшая исто- В 1116-1118гг. летопись снова была переписана. Кня-

рия повести. живший тогда ы Киеве Владимир Мономах и его сын Мстислав

были недовольны тем, как Нестор показал роль в русской