Смекни!
smekni.com

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) (стр. 12 из 13)

ли, церкви оставляли в красновато-розовой кирпичной ок-

раске (из-за толстого слоя раствора). Таким образом,

церковные постройки на перекрестках и площадях станови-

лись заметными.

- основные по- Учителями каменного зодчества были византийцы. В

стройки. конце X в. византийские мастера воздвигли в Киеве на

месте древнего города Кия величественную пятиглавую Ус-

пенскую (Десятинную) церковь. К середине XI в. русские

зодчие построили в важнейших политических центрах Руси

несколько монументальных каменных (кирпичных) храмов:

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийский собор

в Киеве, Софийский собор в Полоцке и Софийский собор в

Новгороде. Наименование этих соборных, главных церквей

софийскими связано с двумя идеями: во-первых, это повто-

рение имени центрального храма всей Византийской империи

- Софии Цареградской (ныне мечеть в Стамбуле); во-вто-

рых, храмы посвящались верховному божеству христианского

пантеона - богу, творцу мира, в самой абстрагированной,

высшей форме "софии премудрости божьей". Оба аспекта

связаны с утверждением высшей княжеской власти.

* постройки XI - Большое количество храмов строится в XI и XII вв. в

XII вв. разных городах Руси; деревянные церковные постройки это-

го времени нам неизвестны. Эпоха феодальной раздроблен-

ности была временем расцвета культуры вообще и архитек-

туры в частности. Во второй половине XII - начале XIII

в. число храмов в стольных городах достигло многих де-

сятков. Русь стала полноправной участницей создания об-

щеевропейского "романовского" стиля, разрабатывая свои

локальные варианты в каждом княжестве.

* конструктивная Конструктивная схема церковного здания такова. Четы-

схема. ре массивных столба, расположенных как бы по углам квад-

рата, соединены попарно арками. На арках стоит "барабан"

- цилиндрическая "шея" здания, завершающаяся полусфери-

ческим куполом. Вокруг этого центрального каркаса стро-

ятся внешние стены здания, принимающие на себя часть тя-

жести барабана и купола. Наверху они завершаются свода-

ми. В восточной стене делаются выступы для алтаря (апси-

ды), в остальных стенах - порталы для входа.

- внешний об- Схема внешнего облика такова. Здание выглядит как

лик храмов. три геометрические фигуры, поставленные одна на другую:

куб - основа; на нем цилиндр; сверху - половина шара. Но

* здание. эту сухую схему архитекторы разнообразили волной "зако-

мар" (торцов сводов) по верху купола, узорчато обрамлен-

ными окнами, пилястрами или полуколоннами, членящими

каждый фасад по вертикали аркатурными поясами, убывающи-

ми арками портала, а в ряде случаев - и галереями-гуль-

бищами вокруг трех стен церкви на одну треть высоты зда-

ния. Широко применялся всевозможный декор: пол внутри

церкви вымащивали цветной майоликой или мозаикой, а то и

медными плитами, производившими впечатление золотых.

* внешняя от- Кровля была или свинцовой, или медной с позолотой.

делка. Золотое кружево обрамляло волнистые закомары, медные

врата были покрыты золотой наводкой. Стены снаружи укра-

шались майоликой и частично росписью. там, где храмы

строили не из кирпича, а из белого камня, стены покрыва-

ли скульптурными изображениями и резным орнаментом. На

рубеже XII-XIII вв. общий стиль храмов меняется. Каждый

город растет ввысь, появляются трехэтажные и четырехэ-

тажные деревянные постройки и каменная храмовая архитек-

тура старого типа начинает "тонуть" в общем городском

ансамбле. Потребовалось поднять ее над городом, найти

новые формы. Появились здания с несколькими рядами сту-

пенчатых арок, возвысивших купол на значительную высоту.

* примеры постро- Примерами могут служить две пятницкие (в честь свя-

ек. той Параскевы-пятницы) церкви в Новгороде (1207) и в

Чернигове, а также храм Михаила в Смоленске. Непревзой-

денной гармоничностью отличается белокаменное зодчество

Владимиро-Суздальской земли, созданное сыновьями Юрия

Долгорукова - Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое

гнездо. Это церковь Покрова на реке Нерли, башня дворца

Андрея в Боголюбове (где он был убит) и два замечатель-

ных собора конца XII в. - Успенский и Дмитровский (оба

во Владимире), где пропорциональность отдельных частей

гармонирует с общим замыслом. Щедрая декоративность

Дмитровского собора не мешает восприятию его красивых и

стройных общих форм. Недаром этот собор сравнивают со

"Словом о полку Игореве": и там и здесь орнаментальные

детали неразрывно связаны с общей идеей, усиливая, а не

заслоняя ее; и там и здесь поражают монументальность и

изящество, лаконичность и глубина.

Татарское нашествие на 60 лет прервало развитие

русской архитектуры. Лебединой песней белокаменного зод-

чества был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, весь от

земли до купола покрытый резьбой. Он был достроен в 1236

г., но резьба по камню не была еще завершена; на следую-

щий год полчища Батыя прошли через Суздальскую землю,

оставив собор разрушенным. В конце XV в. любитель книг,

летописей и старины архитектор и скульптор В.Д.Еромолин

собрал здание из обломков; благодаря ему оно сохранилось

до наших дней.

25. Живопись, скульптура, музыка.

а) _Общие черты .. Древнерусское искусство - живопись, скульптура, му-

зыка - с принятием христианства также пережило ощутимые

перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства,

но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчи-

ки по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные

скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовы-

вали стены языческих капищ, делали эскизы магических ма-

сок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музы-

канты, играя на струнных и духовых музыкальных инстру-

ментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой

народ.

- влияние Хри- Христианская церковь внесла в эти виды искусства со-

стианства. вершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено

высшей цели - воспеть христианского бога, подвиги апос-

толов, святых, деятелей церкви. Если в языческом искусс-

тве "плоть" торжествовала над "духом" и утверждалось все

земное, олицетворяющее природу, то церковное искусство

воспевало победу "духа" над плотью, утверждало высокие

подвиги человеческой души ради нравственных принципов

христианства. В византийском искусстве, считавшемся в те

времена самым совершенным в мире, это нашло выражение в

том, что там и живопись, и музыка, и искусство ваяния

создавались в основном по церковным канонам, где отсека-

лось все, что противоречило высшим христианским принци-

пам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаи-

ка, фреска), возвышенность, "божественность" греческих

церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся

местом молитвенного общения людей, - все это было свойс-

твенно византийскому искусству. Если та или иная религи-

озная, богословская тема была в христианстве раз и нав-

сегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве,

по мнению византийцев, должно было выражать эту идею

лишь раз и навсегда установленным образом; художник ста-

новился лишь послушным исполнителем канонов, которые

диктовала церковь.

б) _Фрески, иконы, . С первых же лет византийское церковное искусство на

_мозаика .. Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры

и народных эстетических представлений. Уже в XI в. стро-

- первый иконо- гая аскетическая манера византийской иконописи превраща-

писец на Руси. лась под кистью русских художников в портреты, близкие к

натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты ус-

ловного иконописного лика. В это время прославился пе-

черский монах-живописец Алимпий, про которого современ-

ники говорили, что он "иконы писать хитер бе [был] зе-

ло". "В княжение благоверного князя киевского Всеволода

Ярославича, при игумене преподобном Никоне...прибыли для

украшения святой Печерской церкви греческие иконописцы;

этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими

родителями в обучение живописному искусству" ("Житие

Алипия Печерского").

Про Алимпия рассказывали, что иконописание было

главным средством его существования. Но заработанное он

тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все,

что было необходимо для его ремесла, другую отдавал бед-

някам, а третью жертвовал в Печерский монастырь. Работы

кисти Алипия, к сожалению, не сохранились.

- фресковая живо- Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись,

пись и мозаика. мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве показывают ма-

неру письма здешних греческих и русских мастеров, их

приверженность человеческому теплу, цельности и просто-

те. На стенах собора мы видим и изображения святых, и

семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморо-

хов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мо-

заичная живопись наполняла и другие храмы Киева. извест-

ны своей большой художественной силой мозаики Михайловс-

кого Златоверхого монастыря с их изображением апостолов,

святых, которые потеряли свою византийскую суровость;

лики их стали более мягкими, округлыми.

- сложение рус- Все более отходя от византийского наследия и опира-

ской школы ясь на местные традиции, усилившиеся вместе с процессом

живописи. феодального дробления, киевские художники обретали свой

собственный стиль. В изображении лиц, одеяний, архитек-

турных кулис проникают местные черты, отражающие русские

типы, русский костюм (фрески "Музыканты и скоморохи",