Смекни!
smekni.com

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) (стр. 8 из 13)

формы. Излюбленными в Киевской Руси были так называемые

трехбусинные серьги.

Кроме широко распространенных ожерелий из стеклянных

бус, встречаются металлические цепи с подвесками различ-

ных форм: лунниц, круглых бляшек, бубенчиков, звериных

"чудских" фигурок, маленькой ложечки-"уховертки".

- одежда горожан. Одежда рядовых горожан, ремесленников, мелких тор-

говцев, по-видимому, отличалась не только от одежды фео-

далов, но и от крестьянской. Об этом мы можем судить

лишь по одной детали. Самой частой находкой во всех

древнерусских городах являются обломки стеклянных брас-

летов XI-XIII вв. Крестьяне же носили браслеты почти

исключительно из меди. Цвет стеклянных браслетов разно-

образен: есть синие, зеленые, желтые, фиолетовые и дру-

гие; они блестящи и ярки. Гораздо реже встречаются стек-

лянные перстни. Устойчивость этой детали женского наряда

позволяет предполагать, что и одежда горожан была сво-

еобразна. По-видимому, горожане были оригиналам для тех

изображений людей в коротких рубахах, которые встречают-

ся в народных сценках, вплетенных в заглавные буквы

позднейших русских летописей. Материалом одежд горожан

служил, в частности, домотканный холст.

б) _Одежда знати.

( мужская одежда) Наиболее характерным признаком княжеской, боярской и

- плащ. дружинной одежды является плащ, названный на Руси "корз-

но".

В дружинных курганах этого века обычной находкой яв-

ляются фибулы, застежки плащей.

В тех случаях, когда в погребении находятся две фи-

булы, они, обычно, соединены цепочкой.

Плащ-корзно был общ славянами восточными и западны-

ми. Корзна знати делалась из дорогого материала и предс-

тавляла значительную ценность.

- обычная одежда. Под корзном надевалась хорошо облегающая тело основ-

ная одежда. Она имела разрез во всю длину и застегива-

лась выше пояса характерными для русской одежды петлями.

Круглый или квадратный глубокий вырез ворота обшивался

золотом и драгоценными камнями, образовывавшими по краю

широкую кайму получившую название "Оплечья" или "оже-

релья".

Полы одежды также обшивались богато украшенной золо-

том и камнями каймой. Рукава оканчивались широким, также

вышитым обшлагом. Пояс, обычно богато украшенный набора-

ми и золотым шитьем, перехватывал одежду в талии, его

концы спускались свободно вниз.

Штаны не имели, видимо, специального названия.

- обувь и го- Княжеской обувью были высокие сапоги из мягкой цвет-

ловной убор. ной кожи, синего, желтого и красного сафьяна. Носили их,

конечно, не только князья.

Княжеская мягкая сферическая шапка с меховым околы-

шем являлась обязательным атрибутом русских князей в ми-

ниатюрах, на иконах и фресках с XI по XVI вв. Эта шапка

очень простой формы имеет аналогии среди головных уборов

всех народов Европы и Азии. Но нигде шапки не имели ни

особого значения, ни особого раскроя. Неизвестно, были

ли эти уборы так обязательны для князей в жизни, но в

условном феодальном искусстве они являются важными кня-

жескими регалиями, притом чисто русскими.

- одежда кня- Корзно и другие одежды мы видим на княжеских портре-

зей (изобра- тах XI-XII вв. К 1073 г. относится рисунок Святослава

жения на фрес- Изборника, где изображен Святослав Ярославич, его жена и

ках, иконах, пять сыновей. На голове Святослава русская княжеская

миниатюрах). шапка; основное платье синее с красной каймой и золотыми

поручами; поверх надето синее с золотой каймой корзно,

застегнутое на правом плече красной застежкой с золотыми

лопастями; на ногах - синие сапоги. Сыновья Святослава

изображены в малиновых одеждах с красными каймами, золо-

тыми воротниками, поясами и тремя поперечными петлицами.

Такие одежды и позднее, в течение ряда веков, бытовали

на Руси, в частности, характерны петлицы. От пояса вниз

по бокам спадают по два конца, что обычно прослеживается

и в курганных погребениях. Шапки княжичей меховые, высо-

кие.

- зимняя одежда. Зимние одежды русской знати делались из дорогих ме-

хов. Еще Ибн-Фадлан видел соболью шапку у мертвого руса.

"Собольи одеяла" упоминает Даниил Заточник; тем более из

соболя должны были делаться шубы, упоминаемые в былинах.

В "Слове о полку Игореве" упоминается бобровая шуба.

Также характерны были для одежды знати куньи меха.

В источниках упоминается "кожух"; не исключено, что

это одежда из дубленых мехов.

В источниках упоминаются рукавицы.

( женская одежда) Женские одежды знати известны хуже, чем мужские;

представление о них дают фрески Софии и миниатюры из Из-

- одежда княжны. борника Святослава. На миниатюре из Изборника одежда

княжны состоит из двух подпоясанных золотым поясом

платьев - короткого верхнего и длинного нижнего. Рукава

верхнего широки, что характерно для русской одежды и

позднее, рукава нижнего платья - узкие с золотым поруча-

ми. На шее - широкое ожерелье с драгоценными камнями.

Башмаки золотые. На голове платок, конец которого спада-

ет на плечи. Головное покрывало было обязательным для

замужних женщин; вообще оно называлось "повоем".

- украшения. Названия женских украшений известны плохо. Слово

"ряса", означавшее впоследствии основное украшение голо-

вы, упомянуто в рассматриваемую эпоху, но и то в пара-

доксальном применении к свинье.

Жены дружинников уже в начале Х века носили золотые

и серебряные ожерелья и гривны. Русские летописцы обра-

щали внимание на драгоценные гривны в составе головного

убора богатых жен.

Среди браслетов - наиболее интересны широкие сереб-

ряные изогнутые пластины, соединенные шарниром и укра-

шенные различными изображениями. Золотые и серебряные

украшения знатных женщин хорошо известны по кладам. В

них богато представлены все виды средневековой ювелирной

техники: эмаль, скань, зернь, чернь. Много в кладах

браслетов, диадем и гривен; интересны нагрудные цепи из

крупных золотых медальонов с эмалевыми разноцветными

изображениями птиц и крестов.

Но доминирующее положение в женском наряде занимали

колты. Это большие полые внутри золотые или серебряные

подвески, носившиеся в волосах. Золотой колт украшался

перегородчатой эмалью, что придавало особую изысканность

наряду. Серебряный колт иногда имел звездчатую форму и

покрывался сложным деревянным узором.

2IV. НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

21.Письменность, грамотность, образование.

а) _ До принятия . Основой любой древней культуры является письмен-

_Христианства .. ность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время су-

ществовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с

христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако

согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о сущест-

вовании славянской письменности задолго до христианиза-

ции Руси. В 1949г. советский археолог Д.В. Авдусин во

время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, от-

носящийся к началу Хв., на котором было написано "горуш-

на" (пряность). Это означало, что уже в это время в вос-

точно-славянской среде бытовало письмо, существовал ал-

фавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского

дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время

пребывания в Херсонесе в 60-е годы IХв. он познакомился

с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальней-

шем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками

славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части ос-

новывалась на принципах славянского письма, существовав-

шего у восточных, южных и западных славян задолго до их

христианизации.

Надо вспомнить и о том, что договоры Руси с Византи-

ей, относящиеся к первой половине Хв., имели "противени"

- копии, также написанные на славянском языке. К этому

времени относится существование толмачей-переводчиков и

писцов, которые записывали речи послов на пергамент.

б) _После принятия . Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему

_Христианства. . развитию письменности, грамотности. На Русь со времени

Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчи-

- первые письмен- ки из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в

ные произведения. период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, много-

численные переводы греческих и болгарских книг как цер-

ковного, так и светского содержания. Переводятся, в

частности, византийские исторические сочинения, жизнео-

писания христианских святых. Эти переводы становились

достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в

княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях,

церквах, где зародилось русское летописание. В XIв. по-

лучают распространение такие популярные переводные сочи-

нения, как "Александрия", содержащее легенды и предания

о жизни и подвигах Александра Македонского, "Девгениево

деяние", являющееся переводом византийской эпической по-

эмы о подвигах воина Дигениса.

- обучение гра- Таким образом, грамотный русский человек XIв. знал

мотности. многое из того, чем располагала письменность и книжная

культура Восточной Европы, Византии.

Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, пере-

водчиков формировались в школах, которые были открыты

при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а

позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широ-

ком развитии грамотности на Руси в XI-XIIвв. Однако она

была распространена в основном лишь в городской среде,

особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской вер-