Смекни!
smekni.com

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) (стр. 4 из 13)

форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие,

в точности повторившее форму.

Почти все формы односторонни, т.е. такие, которые

прикрывались сверху гладкой плиткой известняка. Благода-

ря этому лицевая сторона предмета была рельефной, а обо-

ротная - гладкой.

Для того, чтобы сделать какую-нибудь ажурную подвес-

ку с прорезями посередине, нужно было при изготовлении

формы оставить в ней нетронутыми те места, где должны

быть пустоты.

Тогда эти непрорезанные на форме места будут полно

соприкасаться с накладной крышкой формы и металл туда не

проникнет. Литейные формы делали из мягких пород камня -

известняка, песчаника, шифера. Многие вещи производят

впечатление изготовленных штампом или путем непосредс-

твенной обработки металла резцом.

Например, семилопастное височное кольцо так называе-

мого вятичского типа. Корпус его, несомненно, литой, но

орнамент на щитке нанесен таким образом, что образует

ряд тонких углубленных линий, как бы врезанных в металл

острым резцом.

Техника этого литья заключалась в том, что здесь

применялась глиняная мягкая форма, точнейшим образом пе-

редававшая все детали обработки оригинала, с которого

делали форму.

При помощи различных видов литья ювелиры изготовляли

чрезвычайно много различных предметов украшения.

- Ковка и че- На второе место после литья нужно поставить ковку и

канка цвет- чеканку цветных металлов. Принципиальное отличие от ков-

ных металлов. ки железа заключается в том, что серебро, медь и их

сплавы куются значительно легче и поддаются даже холод-

ной ковке.

В куполах мы видим тонкую кованную серебрянную про-

волоку и тонкие листы серебра. Расплющенное в листы се-

ребро (или медь) шло на различные поделки: очелья (или

венчики), пластинные браслеты, оковку шкатулок, ушки для

прикрепления подвесок и т.д.

Ковкой изготовлялись некоторые виды местных гривен,

браслеты, наголовники, ромбощитковые височные кольца и

д.р.

Чеканка тонких металлических листов применялось край

не редко только в очень простых формах точечного узора,

идущего по краю подвески или ввиде нескольких вдавленных

линий.

Иногда орнамент наносился резцом, имеющем форму ма-

ленького долото, поварачивая который с одного угла на

другой мастер получал на поверхности металла зигзагооб-

разную линию, резцом же гравировался и вырезался любой

произвольный рисунок. Особенно богаты различными видами

орнамента, на которых мы видим и кружки, и линии, прове-

денные зубчатым колесом и зигзагами, и просто резьбу, и

глубокий литой орнамент.

- Производство Затем после литья и ковки важным является производс-

проволоки. тво проволоки.

В небольших количествах проволока употреблялась не

только для украшений, но и в быту.

Проволокой обматывались черенки ножей, из проволоки

делались кольца, а также браслеты, височные кольца, и

целый ряд других украшений.

Для изготовления медной или серебрянной тянутой про-

волоки был необходим так называемый калибр, или "волочи-

ло" - железная доска с рядом просверленных отверстий,

которые делались коническими; каждое соседние отверстие

имело диамер меньше, чем предыдущие.

Для волочения проволоки предварительно выковывали

серебряный или медный стержень, заостряли его, всовывали

в самое крупное отверстие волочила. Затем его проволачи-

вали через меньший глазок, и так до тех пор, пока не по-

лучали проволоку требуемого диаметра.

Медную проволоку диаметром до 2 мм удавалось полу-

чить длиной до 150 см.

В целом ряде областей правобережья Днепра известны

бусы из тонкого проволочного каркаса, на который прикр-

еплены крупные зерна металла. Бусы эти носят условное

название "минских", они часто встречаются в деревенских

курганах дреговичей, древлян и волынян.

в) _Гочарное дело. . Гончарное дело в славянских землях имеет древнюю

- технология традицию, уводящюю нас в неолит.

изготовления. На рубеже IX - X вв. оно приобрело новую технику и

превратилось в ремесло.

В раннее время судя по дактилоскопическим отпечат-

кам, изготовление глиняной посуды было женским делом.

Письменные же памятники Киевской Руси говорят исключи-

тельно о гончарах - мужчинах.

Для изготовления горшков использовалась глина, кото-

рую называли "скудель", "зьд" или "здень". Глина перед

лепкой сосуда специально обрабатывалась, смачивалась во-

дой, тщательно зарминалась.

Лепка сосуда, независимо от способа формовки его (от

руки или на круге), производилась ленточным, жгутовым

способом.

Глина раскатывлась на длинные валики, уплотнялась

при этом, а затем гончар укладывал эти валики спирально,

сообразуя с желаемой формой сосуда. После этого валики

сдавливались, швы между ними затирались и производилась

окончательная отделка сосуда . Возможно, что плоское

днище сосуда лепилось иногда отдельно.

Лепная посуда для Киевской Руси не характерна, так

как в это время она уже сменилась гончарной. Предшест-

венником гончарного круга была деревянная доска, на ко-

торой лепили горшок и которую можно было поворачивать

для удобства обработки сосуда.

- гончарные Среди разных деревенских гончарных изделий на 1-ое

изделия. место надо поставить горшки, сосуды различных размеров и

назначения. Основное назначение горшка - служить для

варки пищи в печах, форма горшка сохранилась до наших

дней. Иногда встречаются горшки с несколькими специаль-

ными отверстиями на дне, прим 2е 0нявшиеся, очевидно, для

откидывания творога: сыворотка стекала через отверстия

на дне горшка.

Затем идут "корчаги" - большие сосуды, игравшие,

главным образом, роль хранилищ зерна, браги и других

продуктов.

Существовали и узкогорлые сосуды, носившие название

"крина", "криницы". В меньшем количестве, чем горшки,

гончарами изготавливалась плоская посуда (мисы, "плоски"

- плошки, чаши, блюда).

- клейма на дни- Чрезвычайно интересными были клейма на днищах сосу-

щах сосудов. дов. На маленьких кружках, подкладывавшихся под сосуд

при формовке его на круге, гончары вырезали различные

значки, которые выпукло отпечатывались на днище сосуда и

являлились клеймами мастеров.

Они делались в виде круга, круга со вписанным крес-

том, ключа, звезды, квадрата, треугольника.

Разбирая клейма сосудов из какой-либо определенной

курганной группы, часто адавалось установить, что общая

схема рисунка разных клейм одинакова, но что эта схема

постепенно усложняется дополнением деталей. Так, напри-

мер, на одном горшке, найденном при раскопках курганного

могильника, встречено клеймо в форме круга, в одном из

соседних курганов этого же кладбища встретилось клеймо в

форме круга с крестом внутри. В третьем кургане клеймо -

круг с крестом внутри и еще с одной линией, в четвертом

- к трем линиям добавлена еще одна. Таким образом наме-

чается линия непрерывного усложнения. Самым интересным и

важным в этом усложнении является то, что горшки с наи-

более простыми клеймами являются в то же время и наибо-

лее древними, а каждое усложнение соответствует последо-

вательно более поздним погребениям.

Все это позволяет предположить, что усложнение клейм

может свидетельствовать о передаче по наследству гончар-

ного дела. Сын продолжал дело отца, но к его клейму до-

бавлял " 1опятныш 0".

в) _Домашнее про- . При натуральном хозяйстве многое производилось в

_изводство. . каждом отдельном хозяйстве, и не в виде ремесла, а в ви-

де домашнего производства, к которому можно отнести из-

готовление одежды, обуви, утвари, земледельческого ин-

вентаря.

- плотничьи Плотничьи работы производились топором, являвшимся

работы. универсальным орудием. Топор мог быть как лесорубным,

так и плотничным.

Пила и долото в деревенском зодчестве не использова-

лись.

Широкое применение в обработке дерева находило тесло

- нечто вроде мотыги. При помощи тесла можно было дол-

бить колоду, лодку, корыто.

Для плотничных и 1древодельных 0 работ широко применя-

лись гвозди. Гвозди всегда четырехгранные с отогнутым

верхом. Применялись и гвозди-шипы.

- обработка ко- Мягкая кожаная обувь типа украинских "постолей" из-

жи и меха. вестна по ряду курганов. Овчинные тулупы и меховые шапки

изготавливались дома.

На городищах находят железные струги для соскаблива-

ния мездры со шкуры. Химическая сторона обработки кожи и

меха была известна еще со времен неолита.

- изготовление Для изготовления тканей использовались лен, конопля,

тканей. овечья шерсть.

Пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На ве-

ретено, для ускорения его вращения, надевали глиняное

или каменное колечко - "пряслень".

На шиферных пряслицах очень часты значки и надписи,

подтверждающие принадлежность его определенной женщине.

С процессом обработки льна и получением пряжи связа-

но много разлиных поверий, обычаев и песен, имевших в

свое время обрядовый характер. Предположительно связыва-

ют с прядением имя богини Мокош.

Пряжу ткали на ткацком станке. Ткани делались не

только простые, но и узорные. Узор бывал одноцветным и

многоцветным. Часто, кроме такого узора, ткани украшали

цветной вышивкой или набойкой.

Ткацкий стан был самым сложным механизмом в деревне

и в то же время самым необходимым. Станы были, вероятно,

в каждой избе.

21.2. Городское ремесло.

а) _Ювелирное

_дело. . В городе широко применялись изделия из кованной ме-

- обработка ди. Котлы, чаши, миски из тонких листов меди, специально