Смекни!
smekni.com

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) (стр. 5 из 13)

меди. выполняли по определенному профилю.

Кровли зданий крыли, наряду со свинцом, листами ко-

ванной меди.

Из меди лили колокола, паникадила, кресты, складни,

подсвечники, гири весовые, боевые гири, пистолеры, пе-

рекрестья для мечей, а в более ранние времена - идолов,

подвески к ожерелью, пряжки, штампы для тиснения сереб-

ра, бубенчики, фибулы, зеркала, битни для игры в бабки и

т.д.

Часть предметов отливалась в каменных литейных фор-

мах, большая же часть отливалась с восковых моделей. Об-

разцом плоского литья по восковой модели может служить

известная бронзовая арка XII в. из города Визижа на Дес-

не.

Литейщикам часто приходилось решать задачу создания

объемных вещей, которые нельзя было вынуть из формы, не

разломав ее. Для этого использовался так называемый спо-

соб "потерянной формы", когда изготовив восковую модель,

обмазывали ее глиной со всех сторон, обжигали, вытапли-

вали воск, наливали металл и для получения вещи разламы-

вали глиняную форму. Именно этим приемом создан ряд

бронзовых и серебряных фибул со звериными мордами, брон-

зовые подсвечники с такими же мордами по бокам и ряд

других предметов.

Материалом для форм служили песчаник, известняк, жи-

ровик, розовый шифер.

Известны формы для котлов, для крестов, для поясных

бляшек, для широких запястий6 для бубенчиков, пуговиц,

перстней и т.д.

Для литья олова применялись специальные бронзовые

литейные формы. Многие литейные формы имитируют дорогие

изделия с зернью, сканью, заменяя эти сложные приемы

литьем.

- ковка и че-

канка. В большинстве случаев из меди и серебра выковывалась

различная посуда - судки, вазы, братины, чары, блюда и

т.д.

Златокузнец отливал из серебра (или меди) плоскую

лепешку, а затем начинал ковать ее на наковальне от се-

редины к краям. Благодаря этому приему вещь постепенно

принимала полусферическую форму.

Усиливая удары в определенных зонах и оставляя неко-

торые места менее прокованными, мастер достигал желаемо-

го контура.

Образцом кованной серебряной посуды может служить

чара черниговского князя Владимира Давидовича, найденная

в столице Золотой Орды - Сарае.

С ковкой серебра и меди связана чеканка этих метал-

лов. Простейший вид чеканки представляет нанесение ри-

сунка на внешнюю поверхность вещи различными пуансона-

ми. Орнаментируемую пластину клали на жесткую подкладку

и наносили узор, уплотняя металл в месте удара. Узоры

наносились пуансонами различной формы: одни имели вид

маленького долотца, другие давали отпечаток в виде коль-

ца, круга, треугольника. Встречаются профильные пуансоны

для фигурной чеканки. Таким способом украшены оковки

турьих рогов в курганах Х в. Большей частью рисунок этих

оковок геометричен, поражает своим фантастическим орна-

ментом из фигур людей и причудливых драконов и птиц.

Эта техника господствует до XII-XII вв., когда появ-

ляется техника выпуклой чеканки, при которой сначала ор-

наментированную серебряную пластинку чеканят с обратной

стороны, выдавливая рисунок резким выпуклым рельефом на-

ружу. После этого лицевая сторона подвергается более де-

тальной обработке: разделывают одежды, лицо, волосы,

подправляют общий рельеф.

Для того, чтобы не порвать тонкий металл при такой

глубокой выпуклой чеканке, работу производили на специ-

альной упругой подушке из вара, воска или смолы. Точно

так же и при обработке лицевой стороны обратную сторону

заливают подобной же упругой смесью‑ чтобы не нарушить

полученного рельефа ударом пуансона.

- волочение

проволоки. Потребность в проволоке была большая и требовалось

ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная,

золотая проволока шла на самые различные изделия. Прово-

лока крупного калибра шла на изготовление гривен и брас-

летов, более тонкого - на височные кольца, цепочки, а

наитончайшие проволочные нити украшали поверхности раз-

личных предметов сложным и причудливым узором филиграни.

Филигрань, русская скань представляют собой скручен-

ные проволоки, образующие какой-либо узор. Скань может

быть ажурной, когда сами проволоки образуют каркас вещи,

но может быть и накладной на пластинке. И в том, и в

другом случае для скрепления нитей между собой или с

пластиной требуется паяние.

Вся работа производится так: сначала скручивается

проволока, затем, при помощи миниатюрных щипцов, сканные

нити изгибаются по задуманному рисунку и складываются

друг с другом или кладутся на пластину. После этого на

пластину насыпается припой в виде порошка легкоплавкого

металла, и пластина с уложенными на нее сканными нитями

ставится в жаровню. Припой расплавляется и соединяет

скань с пластиной. Если работа должна быть ажурной, то

нити собирали на какой-нибудь плитке, присыпали припоем

лишь для того, чтобы они скрепились друг с другом, но не

с основой.

- зернь.

На пластину напаивали мельчайшие зерна металла. Зер-

на серебра и золота заготавливали заранее из мельчайших

капель металла, а затем укладывали при помощи маленького

пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее ее посыпали

припоем и ставили в жаровню.

В раннее время зернью особенно усердно украшали се-

ребряные лунницы, на которые напаяно по 2250 мельчайших

серебряных зерен, каждое из которых меньше в 5-6 раз бу-

лавочной головки. На 1 кв.см 324 зерна. На зерненых ки-

евских колтах количество зерен доходило до 5000.

Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластину

напаивалась тонкая гладкая проволока, создававшая каркас

рисунка. Пространство между проволоками густо засыпалось

зернью, наплавлялась вся сразу.

Скань применялась в самых различных случаях: для

подвесок к ожерелью, для рукоятей мечей, для обрамления

крупных эмалевых медальонов.

- инкрустация Инкрустация производилась по раскаленному металлу.

золотом и сереб- сначала на орнаментируемую поверхность наносился рису-

ром по железу и нок, затем этот рисунок прорезался резцом несколько на-

меди искосок. После этого предмет нагревали и накладывали на

углубление серебряную или золотую проволоку. Маленьким

долотцом и легкими ударами молотка ее вгоняли в углубле-

ние, расплющивали и заравнивали рваные края бороздки.

Инкрустированную золотом медь обычно покрывали чернью.

В тех случаях, когда нужно было получить сплошное

золотое пятно, мастер проводил несколько параллельных

бороздок, укладывал на них проволоку и затем на огне

расплющивал проволоку так, чтобы отдельные нити слились

в сплошную золотую поверхность: здесь инкрустация прев-

ращается в золочение.

- чернь и эмаль.

Чернь применялась для серебряных изделий, где черный

фон резко контрастировал с выступающим светлым серебря-

ным узором.

В состав черни входят серебро, свинец, красная медь,

сера, поташ, бура, соль. Серебряная пластинка под чернь

должна быть изготовлена чеканкой или тиснением таким об-

разом, чтобы фон был углублен по сравнению с рисунком.

Фон еще дополнительно процарапывали резцом, для лучшего

сцепления черни с серебром. После этого порошок разводи-

ли и полученную кашицу размазывали по углублениям плас-

тинки. Затем пластину ставили в жаровню, и чернь очень

прочно соединялась с серебром. Получив черный фон, мас-

тер подправлял края его резцом и им же добавлял выступа-

ющие части узора.

Эмалью украшались главным образом золотые вещи, так

как только золото обладает такой степенью ковкости и

легкоплавкости, которые требовались для создания основы

под эмаль.

На поверхности металла делаются замкнутые узоры из

каких-либо перегородок, которые заполняются стекловидной

массой эмали определенного цвета. Массы бывают прозрач-

ные и непрозрачные.

Для эмалевых вещей применялось золото с примесью

20-30% серебра. Изготавливалась тонкая золотая пластин-

ка, на которой выдавливался вглубь общий контур рисунка,

а затем на дне получившегося углубления ювелир намечал

места, где должны быть припаяны перегородки. Перегородки

делались из тончайших полосок золота в 0,5-2 мм высотой.

Полоски изгибали по рисунку и напаивали на ребро на

пластинку. Для каждой цветной точки приходилось делать

отдельную золотую ячейку.

После окончания работы по золоту в каждую ячейку на-

сыпали эмалевый порошок разных цветов, и вся пластинка

ставилась в жаровню. Эмаль плавлением прочно соединялась

с золотом. Нужно было вынуть вещь тогда, когда эмаль

расплавлена, но еще не потеряла желаемого цвета от пе-

регрева. Остудив вещь, мастер осторожно проковывал выс-

тупающие края золотых перегородок и шлифовал поверхность

эмали.

- обработка кожи.

Обувь, шапки, оружейные ремни, пояса, сбрую, седла,

колчаны, щиты, переметные сумы, рукавицы, плети, переп-

леты книг и пергамент - все это требовало разнообразной

выделки кож и различных способов их подшивки.

Сырьем для кожевенника служили воловьи, козлиные и

конские шкуры. Сначала шкуры очищали от волос в огромном

чане, который был сделан в виде ящика из колотых плах,

вставленного в пазы врытых в землю столбов.

Следующая стадия - дубление кожи, для которого упот-

реблялись специальные экстракты, например, "квас усни-

ян". Квашение кож сопровождалось механическим размягче-

нием их - кожи мяли руками.

Выделанную кожу кроили и сшивали. Шили и мягкую

обувь, и обувь с твердой подошвой. Хотя обувь дошла в

очень небольшом количестве, но это различие сапог (твер-