Смекни!
smekni.com

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) (стр. 7 из 13)

неимущим. На всю Русь славились такие пиры и такие раз-

дачи во времена Владимира I.

- Гридница. Гридницей назывался большой зал, где собиралась дру-

жина и где вообще могло поместиться много народа. Грид-

ница была парадным залом, где принимали гостей.

Судя по письменным источникам, гридница представляет

своего рода обширный "тронный зал", расположенный на

уровне земли или приподнятый на несколько ступеней.

Гридница была, видимо, отдельно стоящей постройкой,

не связанной с собственно жилым дворцом. Самый характер

гридницы и ее назначение - быть залом многолюдных думных

собраний с дружиной и пиров с многочисленными "нарочиты-

ми мужами" древнего Киева.

С изменением характера княжеской власти в конце XI

в. отпала необходимость в больших парадных залах, симво-

лизировавших теснейшую связь князя с его дружиной и вер-

хами городской старшины.

Древнейшие функции гридницы постоянно отмирают. Они

начинают использоваться как тюрьмы - старые "поруба" и

"погреба" были недостаточны.

- Сени. Для княжеских совещаний с боярами и пиров уже с ог-

раниченным кругом приближенных стали служить "сени" -

важнейшая часть княжеского двора. "Сени" заменяют в но-

вых условиях гридницу и часто, по аналогии с гридницей,

называются "сенницей".

Жилой комплекс двора крупного феодала носил собира-

тельное название "хоромы". Хоромы княжеского двора имели

в основе своей планировки трехчленную систему - теплая

изба, сени, клеть, - но разработанную широко и богато.

Сени княжеского двора и вообще сени богатого дома

представляли собой крытую галерею второго этажа, куда

снаружи шла лестница; эта галерея опиралась на столбы и

была довольно просторной.

Площадь сеней была довольно значительной; во время

восстания 1068 г. в Киеве на сенях княжеского двора по-

мещался князь с небольшой дружиной, князь Борис в 1150

г. мог устроить на сенях белгородского дворца пир для

духовенства и дружины.

- Терем. С сенями же связан вопрос о тереме. Это была та

часть жилища, которая определяла его архитектурный об-

лик.

Теремом или теремцом называли шатровую гранную или

округлую коническую сень, поставленную над чем-либо; те-

ремом называли также лестничную башню для входа на хоры

черниговского Спасского собора и владимирского Успенско-

го собора.

По всей вероятности, сени увенчивались особой вышкой

с шатровым верхом, выделявшими центральную часть дворцо-

вого ансамбля.

- клеть и теп- Рядом с сенями находилась жилая половина - теплая

лая "изба". "изба", по другую сторону - клеть, служившая не только

летней спальней и кладовой, но и приемным парадным поме-

щением; закопченная от черной топки "истба" была для

этой цели непригодна.

Судя по позднейшим поучениям, в углу клети помеща-

лась "божница" - иконы.

Подобно сеням, и клеть часто приобретала надстройку

в виде второго этажа и, получая характер четырехугольной

башни, называлась "повалушей" и имела внутри изобрази-

тельную или орнаментальную роспись.

По соседству с хоромами на дворе феодала помещалась

церковь. Дворцовые постройки не ограничивались одними

парадными комнатами собственно дворца - хором. Двор фео-

дала был в то же время хозяйственным центром и на его

территории имелся ряд служебных жилых и хозяйственных

построек. Источника называют погреба, скотницы, бани.

в) _ Внутренняя

_обстановка

_жилища. . О древнерусской мебели и внутренних принадлежностях

- мебель. жилища мы знаем очень мало. В письменных источниках до-

вольно часто упоминается только ковер. Полы княжеских

домов были обычно устланы коврами; эти интересные произ-

ведения прикладного искусства до нас не дошли. Столы и

спальни упомянуты рассказе о землетрясении в Киеве. Сто-

лом назывался и княжеский трон, - на киевских монетах,

где князь изображен в кресле, надпись гласит: "Владимир

на столе, а я его сребро".

Кровать упоминается в "Слове о полку Игореве": Свя-

тослав киевский лежит "на кровати тисове" (здесь имеется

ввиду тисс, напоминающий красное дерево). Кровать назы-

вается также "одром", "ложем", "постелью".

Одеяла у богатых людей нарядно украшались. Сама пос-

тель в богатом доме устраивалась роскошно.

- освещение. Освещение древнерусских домов при слабом естествен-

ном свете сквозь волоковые окна имело особое значение.

Бедные дома освещались лучинами; хотя упоминаний об этом

нет, но при раскопках русских городов встречаются желез-

ные светцы - подставки для лучин. Богатые дома освеща-

лись свечами. Свечи упоминаются в источниках чаще, но

только церковные. Несомненно, что восковые свечи приме-

нялись и в быту: свечи оставались лучшим средством осве-

щения в богатых домах всех стран до XIX века.

Особые глиняные подставки, встречающиеся при раскоп-

ках, считают подсвечниками. В Киеве находят в очень

большом количестве и глиняные светильники, в которых на-

ходилось масло.

22.2 0 2Одежда.

а) _Народная одежда

( мужская одежда) Красочность и своеобразие древнерусских одежд угады-

вается по очень отрывочным данным. Древних рисунков и

описаний одежд в источниках очень мало. Сами же одежды в

целом виде до нас не дошли. Дошедшие до нас металличес-

кие детали костюмов позволяют все же наметить их облик,

а металлические украшения дают возможность представить

общий живописный характер одежды.

- одежда бедняков. Сохранилось древнейшее русское изображение смерда.

На нем короткая подпоясанная рубаха, резко отличная от

торжественных длинных одеяний, которые мы увидели на

княжеских портретах. Можно даже определить, что это ру-

баха-косоворотка: линия разреза идет вниз от ворота с

левой стороны. Штаны заправлены в высокие сапоги.

В источниках часты упоминания ветхой простой нищенс-

кой одежды "руб", "рубищ".

- материал. В курганах встречаются куски шерстяных тканей, при-

чем иногда можно определить, что шерсть была окрашена,

например, в красный цвет. Встречаются также льняные тка-

ни и шелковые тесемки, шитые мишурным золотом и состав-

ляющие украшение более богатых женских одежд.

- пояса. Пояса были кожаные и очень узкие (1,5-2 см), с мед-

ными пряжкой и наконечником. Для древнерусских пряжек

характерна форма, напоминающая лиру. Пояса в более бога-

тых мужских погребениях украшены рельефными бляшками,

медными или серебряными, в виде пальметок или розеток, с

таким же наконечником. Рубаха подпоясывалась значительно

выше уровня таза. Остатки поясов встречаются почти иск-

лючительно в мужских погребениях, женская одежда не под-

поясывалась.

- пуговицы. Иногда в курганах встречаются пуговицы от рубах -

медные сферические, а также костяные, но, повидимому,

особенно много было деревянных пуговиц, до нас не дошед-

ших. В женской одежде пуговицами иногда служили бусы,

например, сердоликовые или хрустальные, или бубенчики.

- зимняя одежда. Зимние одежды простого народа делались из недорогих

мехов. Например, медвежьи шубы считались в Древней Руси

простонародными, причем возникали даже сомнения, прилич-

но ли их носить священникам. Овчинные шубы были наиболее

распространенными.

О головных уборах древнерусских крестьян мы ничего

не знаем.

- обувь. Крестьянская обувь делалась обычно из кожи. С древ-

нейших времен известно и название "лапоть". Тем не менее

кожаная обувь была уже довольно распространена. Не толь-

ко в городах почти все население было уже обуто в кожу,

но и в деревне кожаная обувь не была редкостью - она

часто встречается в крестьянских курганах.

Обычно это кожаные туфли-поршни - обувь, шитая из

целого куска мягкой кожи. Источники называют еще нес-

колько видов обуви: "пресницы" - обувь типа сандалий, у

которых отмечаются "высокие пяты" и "калиги".

Однако в раскопках встречаются и высокие "русские"

сапоги с жесткой подметкой и железными подковами. На

обуваемую ногу наматывались льняные онучи или надевали

шерстяной чулок.

- одежда крестья- В общем одежду русского крестьянина можно предста-

нина. вить так. Русская холщевая рубаха-косоворотка с металли-

ческими, костяными или деревянными пуговицами, подпоя-

санная узким ремнем. Штаны, заправленные в высокие сапо-

ги или замотанные онучами при носке лаптей или поршней.

Поверх рубахи надевалась весной и осенью грубошерстная

теплая одежда, заменяемая в зимнее время меховой, обычно

овчинной шубой. К поясу крестьянин привешивал различные

мелкие бытовые вещи: ключ от клети, небольшой ножик, ог-

ниво с кремнем и т.д.

( женская одежда) Женская одежда по материалам раскопок курганов вос-

становлена еще хуже, чем мужская, зато от нее сохранилось

много украшений.

- украшения. Характерным украшением славянских женщин были височ-

ные кольца, изготовленные деревенскими мастерами. Сереб-

ряные или медные височные кольца вплетались женщинам в

волосы, прикреплялись при этом к головным уборам, кото-

рые были также разнообразны. На юге, в бассейне Псла,

широко бытовал женский головной убор, состоящий из венца

из тонкой серебряной пластины или обруча из перекручен-

ной граненой серебряной проволоки с прикрепляемой к нему

посередине (на лбу) серебряной пластиной, согнутой в ци-

линдр. К этой основе подвешивались спиральные кольца,

бубенчики, раковины и т.п.

Наряду с височными кольцами большое распространение

в уборе древнерусской женщины имели серьги разнообразной