Смекни!
smekni.com

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) (стр. 13 из 13)

"Охота на медведя", фрески придела Иоакима и Анны Со-

фийского собора в Киеве "Благовещенье у колодца", "Обру-

чение Марии"). Так постепенно закладывались основы для

формирования русской школы живописи.

* Новгородская Уже в XII - XIII вв. сложилась новгородская школа

школа. живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи,

реальность изображения, доступность. От XII в. до нас

дошли замечательные творения новгородских живописцев:

икона "Ангел Златые власы", где при всей византийской

условности облика Ангела чувствуется трепетная и краси-

вая человеческая душа, и "Устюжское Благовещенье". Или

икона "Спас Нерукотворный" (также XII в.), на которой

Христос со своим выразительным изломом бровей предстает

грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В

иконе "Успение Богородицы" в лицах апостолов запечатлена

вся скорбь утраты. Достаточно вспомнить, например, зна-

менитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода

(конец XII в.).

Широкое распространение иконописной, фресковой живо-

писи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля,

позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески,

изображающие "Страшный суд", украшали Дмитриевский собор.

Юрьеву великокняжескому монастырю принадлежало одно

из самых ранних произведений новгородской станковой жи-

вописи - икона святого Георгия (XII в.). На ней изобра-

жен храбрый воин с копьем в правой руке. На нем богато

разукрашенное одеяние. От его спокойной, мужественной

фигуры веет непоколбимой силой.

* Ярославская В начале XIII в. прославилась ярославская школа ико-

школа. нописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано

немало превосходных иконописных произведений. Особенно

известна среди них так называемая "Ярославская Оранта",

изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное

изображение Богородицы в Софийском соборе в Киеве работы

греческих мастеров, запечатлевших суровую властную жен-

щину, простирающую руки над человечеством. Ярославские

же искусники сделали облик Богородицы теплее, человеч-

нее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям по-

мощь и сострадание. Византийцы видели Богородицу по-сво-

ему, русские живописцы - по-своему.

в) _Музыка .. Составной частью искусства Руси явлвлось музыкаль-

ное, певческое искусство. В "Слове о полку Игореве" упо-

минается легендарный сказитель-певец Боян, который "на-

пускал" свои пальцы на живые струны и они "сами князьям

славу рокотали" На фресках Софийского собора мы видим

изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и

струнных инструментах - лютне и гуслях. Из летописных

сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В

некоторых церковных сочинениях, направленных против сла-

вянского языческого искусства, упоминаются уличные ско-

морохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный

театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дво-

рах других видных русских властелинов во время пиров

присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители

на струнных инструментах.

В свадебных, застольных, похоронных песнях отража-

лись многие черты жизни людей того времени. Так, в древ-

них свадебных песнях говорилось и о том времени, когда

невест похищали "умыкали" (конечно, с их согласия), в

более поздних - когда их выкупали, а в песнях уже хрис-

тианского времени речь шла о согласии и невесты, и роди-

телей на брак.