Смекни!
smekni.com

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) (стр. 6 из 13)

дой обуви) и чревни (мягкой обуви) можно проследить хотя

бы по стременам, которые делились на два типа: первый с

плоским основанием (для сапог с подошвой) и второй, ок-

руглый, для мягкой обуви.

К особым кожевенным работам надо отнести изготовле-

ние красного и зеленого сафьяна - хоза, из которого де-

лались богатые сапоги, и изготовление пергамента, кото-

рый делался из телячьей кожи, специально обработанной и

разглаженной.

- обработка камня

Работы по камню делятся на два раздела: работы, свя-

занные со строительным делом, т.е. обработка больших

блоков и плит, и мелкая ювелирная работа над огранкой и

отшлифовкой мелких самоцветов.

* строитель- К первому разделу нужно отнести постройку зданий

ное дело. (дворцы, стены, башни, бани, церкви), выделку каменных

гробов, крестов, половых плит, крупных скульптурных про-

изведений и изготовление жерновов. Материалом служили:

песчаник, известняк, мрамор, шифер, аспид и другие поро-

ды.

Древнейшим памятником каменотесного дела является

известный Збручский идол, Х в., найденный в Галичине.

Это высокий четырехгранный столб с рельефным изображени-

ем на гранях. Для его обработки были применены шпунт,

1скарчень 0, молоток. Масштабными были и мукомольные жерно-

ва для ручного размола зерна в 40-50 см в диаметре и

толщиной 5-8 см. Нижний жернов обычно возвышен к краям,

а верхний вогнут.

Необычайного расцвета русское каменотесное дело дос-

тигло в Суздальской Руси в XII-XIII вв. при Андрее Бого-

любском, Всеволоде "Большое гнездо" и Святославе Всево-

лодовиче.

Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси этого

периода в украшениях дворцов, соборов стала примечатель-

ной чертой соборов вообще.

Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В ис-

кусстве резчиков с наибольшей полнотой проявились русс-

кие народные традиции, представления русичей о прекрас-

ном и изящном. Знаменитый художественный критик второй

половины XIX - начала XX в. Стасов писал: "Есть еще про-

пасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным

только в музееях, в картинах и статуях, в громадных со-

борах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что

касается до остального, то можно расправляться как ни

попало - дескать, дело пустое и вздорное... Нет, настоя-

щее, цельное, здоровое, в самом деле искусство существу-

ет лишь там, где потребность в изящных формах, в посто-

янной художественной внешности простерлась уже на сотни

тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь". Древние

русичи, окружая свою жизнь постоянной, скромной красо-

той, давно поттвердили справедливость этих слов.

* изготовление Вторым разделом в обработке камня было изготовление

мелких пред- мелких предметов, требовавших тонкой и тщательной рабо-

метов. ты. Сюда можно отнести изготовление каменных бус, крес-

тиков, иконок, литейных форм, шлифовку камней для укра-

шения различных золотых медальонов и цат.

Материалом служили шифер, жировик, плотные сорта из-

вестняка и ряд драгоценных и полудрагоценных камней вро-

де сердолика, хрусталя, аметиста, сапфира, яхонта, аль-

мандина, яшмы, янтаря.

Бусы сверлились с двух сторон, так ка трудно было

сделать длинное сверло. Затем бусы гранились или обтачи-

вались. Последним этапом была шлифовка камня. Также де-

лались камни для оправы в золото.

- стекло.

Долгое время все стеклянные вещи, находимые на горо-

дищах и в курганах X-XII вв., считали привозными из Ви-

зантии или даже из Сирии. Но раскопки В.В.Хвойка в Киеве

доказали существование там стеклоделательной мастерской.

В этой мастерской было найдено большое количество стек-

лянных браслетов и перстней целых, разбитых и сплавлен-

ных вместе. Здесь же были найдены куски эмали и инстру-

менты для изготовления колтов с эмалью, Стеклянные брас-

леты, наряду с шиферными пряслицами, являлись распрост-

раненнейшей находкой в древнерусских городищах. Стеклян-

ные перстни были распространены значительно меньше, они

встречаются в Киеве, Вышгороде и других близких к Киеву

городах, а также на севере - во Владимире на Клязьме.

Браслеты изготовлялись из стеклянных жгутов, сложен-

ных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте

скрепления концов.

При раскопках городов (особенно южных) находят в

слоях XI-XIII вв. стеклянные сосуды в виде флаконов и

кубков. Они сделаны из толстого стекла и обычно украшены

орнаментом из налепных стеклянных валиков и жгутов.

Техника изготовления стеклянных бус была не сложнее,

чем изготовление браслетов или перстней.

Производство стекла надо считать исключительно го-

родским ремеслом, и притом таким, которое могло быть да-

леко не в каждом городе. В малые городки и в деревни

стеклянные вещи (браслеты и бусы) попадали с теми же ко-

робейниками, которые несли туда и шиферные пряслица, и

дешевые бронзовые крестики с одноцветной простенькой

эмалью, и тонко пропиленные костяные гребни.

22. Быт народа.

Культура народа неразрывно связана с его бытом, пов-

седневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем

развития хозяйства страны, тесно связан с культурными

процессами. Народ Древней Руси как в больших для своего

времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек,

так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, в

которых группировалось по два-три двора.

22.1 Жилище.

а) _Изба .. Сам термин "изба" связывается с различным по конс-

трукции жильем - как срубным, так и полуземляночным;

этот термин обозначает вообще жилье с печью, теплое

жилье.

- отопление. Отопление рядовых жилищ - изб, истобок,- происходило

по-черному. Печь не имела дымохода, в ее верхнем своде

было отверстие, через которое дым выходил в помещение, а

из него через окна и дверь наружу. В целях скорейшего

выхода дыма из помещения печь ставилась ближе к двери,

выходившей в сени. Топка по-черному была одной из глав-

ных причин частых пожаров в селениях.

В богатых жилищах отопление было, вероятно, более

усовершенствовано. На это может указывать одно место из

Стословца Геннадия (Изборник Святослава, 1076), в кото-

ром противопоставляется положение обитателей полуземля-

ночных хижин владельцам "теплых храмин": "подумает о

бедных, как сгибаются они, скорчившись над малым огнем,

имея большую беду глазам от дыма, согревая лишь руки;

когда плечи и все тело замерзает". В этом же памятнике

подчеркнута утлость легкой кровли бедного жилища так же

в противопоставление богатой "храмине": "Лежащю ти в

твердо покровней храмине", прислушиваясь к стуку дождя о

крышу, "по мысли об убогых, како лежать ныне, дождевыми

каплями, яко стрелами пронжаеми", не имея возможности

уснуть "седяща, водою подъяты". Такова была бытовая обс-

тановка бедного, полуземляночного жилья, морозного зимой

и сырого летом.

- освещение. Не менее остро стоял вопрос с освещением жилищ. Окна

древнерусских домов были, что вообще характерно для

средневековья, очень малы.

Как правило, в деревянных зданиях окно было "волоко-

ватым": в двух смежных бревнах прорубалось узкое продол-

говатое отверстие, задвигавшееся доской.

В богатых домах были большие окна, возможно, даже

стеклянные. Слюда в письменных источниках не упоминает-

ся, но ее куски довольно часты в древнерусских городи-

щах.

Оконное стекло, изобретение римлян I века, стало в

Европе предметом роскоши, но никогда не исчезало. Поэто-

му не приходится удивляться, что оконные стекла круглой

формы были встречены в развалинах дворцов X-XI вв. в Ки-

еве, в Белгороде и в других центрах древней Руси.

- трехчленный В X-XIII вв. вырабатывается более сложный тип жилья,

тип жилья. представляющий сочетание нескольких срубов.

В Белгороде раскопками были открыты срубные жилища.

Хотя источники говорят о них главным образом в связи с

описанием быта господствующего класса, князей, бояр,

дружинников, представляется несомненным, что этот тип

жилья сложился не в среде феодалов, а в народной среде,

получив широчайшее распространение и дожив вплоть до на-

ших дней в виде русского крестьянского жилья с его теп-

лой "губой", холодной "клетью" и соединяющими их "сеня-

ми".

Губа-истобка была теплым зимним жильем. Холодная

клеть, отделенная сенями, служила летней спальней и кла-

довой для имущества.

Сени представляли собой соединительное звено - пере-

ход между губой и клетью - и получили особое значение в

жилищах феодалов, которые лишь с большей пышностью и в

больших масштабах повторяли эту трех членную схему русс-

кого жилого дома.

б) _княжеские дворцы

_и жилища феодаль-

_ной знати гридницы

Во дворцах, боярских хоромах шла своя жизнь - здесь

располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная

челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, се-

лами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и пода-

ти. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили

пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной

"мед", слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью.

Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Женщины

вообще принимали активное участие в управлении, хозяйс-

тве, других делах. Известно немало женщин - деятельниц

такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать

Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Гусля-

ры услаждали слух именитых гостей, пели им "славу",

большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно

происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина