Смекни!
smekni.com

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) (стр. 3 из 13)

лета", с конца августа до середины сентября); начало

прядения льна (октябрь).

23. Святилища.

а) _Виды святи- . Для отправления обрядов использовались, как правило,

_лищ. . особые места - святилища, в которых, по поверьям, вре-

менно или постоянно обитали божества и духи.

В каждом доме были священные места для отправления

домашних обрядов. Кроме того, славянское захоронение на-

поминавшее по своему устройству жилую хоромину, почита-

лось как священное место, дом предков.

Дла отправления совместных священнодействий народ

собирался на примечательных участках полей или речных

берегов, у ручьев, но особенно часто - в рощах.

Существовали и специально обустроенные святилища -

капища. Крупные капища обычно имели форму округлой пло-

щадки, защищенной со всех сторон рвом или валом. Внутри

в самом центре ставились изваяния языческих богов, а

чуть поодаль, вероятно, находились строения для общих

ритуальных пиршеств. Участники обрядов озарялись и "очи-

щались" светом больших священных костров, которые возжи-

гались вокруг святилища.

К самым впечатляющим капищам такого рода принадлежа-

ло святилище Перуна близ Новгорода. Археологами обнару-

жены многочисленные остатки славянских языческих святи-

лищ - селище "Грудок" в бассейне Среднй Десны, капище на

вершине Старокиевской горя над Днепром. Характерно, что

многие крупные капища располагались на возвышениях и по-

читались язачниками как места необыкновенные, священные.

2III. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.

21. Ремесло.

Русские ремесленники X-XIII веков сделали свой боль-

шой вклад в развитие культуры древней Руси. В тысячах

кузниц по Днепру и по ильменю, по Волге и Оке ковали

плуги для вспашки полей, сотни оружейников готовили ору-

жие, победившее кочевников-степняков, византийцев, нем-

цев и поляков, а в ювелирных мастерских создавалось тон-

чайшее "узорье" из бронзы, серебра и золота, украшенное

филигранью, чеканкой и невыцветающей эмалью.

История древнерусского ремесла рассматривается по

двум разделам: в первый вошли материалы по деревенскому

ремеслу, а во второй - по ремеслу городскому. Многие

технические приемы, известные городу XI-XII вв., деревне

известны не были; многие типы вещей бытовали только в

городе или только в деревне.

21.1 Деревенское ремесло.

а) _Кузнечное . С ростом общественного разделения труда именно куз-

_дело. . нецы стали первыми ремесленниками-специалистами, именно

их народ окружил сотнями различных легенд и поверий:

"кузнец - колдун, хитрец" находился под покровительством

русского Гефеста - бога Сварога, он мог не только выко-

вать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать

свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В

эпических сказаниях именно кузнец является победителем

дракона - Змея-Горыныча, которого он приковывает за

язык.

- Материал. В своем деле кузнецы использовали болотную руду, ко-

торая содержала от 18 до 40 % железа. Железо получали

небольшими дозами, достаточными лишь для изготовления,

например, ножей, долот, стрел, серпов и других сравни-

тельно небольших предметов.

Ко времени формирования славянских племенных союзов

и началу образования Киевского государства металлурги-

ческое дело насчитывало уже полуторатысячелетний опыт.

Появились специальные горны, вынесенные за пределы зем-

лянок, а варка и ковка железа стала делом особых масте-

ров.

Весь процесс изготовления металлических вещей распа-

дался на следующие стадии: 1) добыча руды; 2) предвари-

тельная обработка; 3) плавка руды ("варка железа"); 4)

проковка крицы; 5) горячая ковка для получения желаемых

изделий.

Чаще всего руда залегает на дне болот и озер; ее

разведывают острым шестом или железным щупом, а добывают

черпаками с длинной рукоятью с плотов или лодок.

Полученная руда промывалась, затем приносилась в по-

селок и подвергалась предварительной обработке, заклю-

чавшейся в дроблении ее, в легком обжиге, способствовав-

шем процессу восстановления окислов железа. Самым слож-

ным и ответственным делом являлась выплавка железа из

руды, осуществлявшаяся при помощи сыродутного процесса.

Последняя стадия сыродутного процесса - проковка крицы -

подводит нас вплотную к следующему этапу обработки ме-

талла - к кузнечному делу.

- Техника руч- Техника ручной ковки очень мало изменилась со време-

ной ковки. ни домонгольской Руси (XIX в.). Подлинных древних кузниц

известно много. В тех случаях, когда их обнаруживали,

они оказывались или у самого вала, на краю городища, или

даже выносились за пределы вала. Для разогревания железа

кузнецу необходим был горн с хорошо налаженным дутьем -

мехами.

Для извлечения раскаленного металла из горна и для

держания его на наковальне служили клещи (иногда их на-

зывают "изымало" - от глагола "изымать", вытаскивать).

Клещи делались из двух половинок, скрепленных осью, их

форма различна: одни из них приспособлены для вытаскива-

ния и держания небольших предметов, другие имеют специ-

альные крючки на концах для держания широких и массивных

вещей и больший размах захватывающей части клещей. Рас-

каленное добела железо клалось на наковальню и подверга-

лось ковке.

Ковка производилась молотом ("Млат", "олмат", "ко-

валдо", отсюда "кувалда", "кий", и "киянка" - деревянный

молоток у современных столяров). В зависимости от назна-

чения, молоты были различного веса и формы - от тяжелых

и массивных молотов у подручного кузнеца - молотобойца

до небольших молотков, которыми кузнец орудовал сам, или

непосредственно ударял по железу, или подставлял свой

молоток (подбойник, кладива) на место, требующее удара,

а по молотку бил своим тяжелым молотом подручный.

Кузнецам удавалось выковать железные лопатки с длин-

ными железными же рукоятками до 1 м длиной; расплющивать

ковкое железо (при изготовлении сковород) они могли до

30 см в поперечнике. Различались технические приемы ков-

ки.

К вещам, наиболее простым по изготовлению, нужно от-

нести нож, обручи и дужки ушатов, гвозди, серпы, косы,

долота,плужные ножи, шилья, кочерги, медорезки, лопаты и

сковороды. Все эти плоские предметы не требовали специ-

альных приемов и могли быть изготовлены и без подручного

кузнеца.

Ко второй группе надо отнести вещи, требовавшие

сварки, например: цепи, дверные пробои, железные кольца

от поясов и от сбруи, удила , кресала (огнива), светцы,

остроги.

- Применение ру- Следующим техническим приемом было применение рубила

била в кузнеч- для разрубания железа. Этот прием мог быть применен

ном деле. только при совместной работе обоих кузнецов, так как

нужно было, во-первых, держать клещами раскаленный кусок

железа, что при больших размерах тогдашних наковален бы-

ло нелегко, во-вторых, держать и направлять рубило,

в-третьих, бить по рубилу молотком. Зубило применялось

при выработке ушков для ушатов, лемехов для сох, тесел,

мотыг, 1шиковин 0 (петель) дверей. Наиболее сложным было

изготовление топоров, копий, молотков и замков.

Древние русские кузнецы изготовляли иногда и винты,

но делали их не нарезкой, а путем перекручивания четы-

рехгранного стержня. Получавшиеся винты значительно

крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди. Верхом куз-

нечного искусства являлись замки.

В деревенских кузницах XI-XIII вв. работало по два

кузнеца, один в качестве основного мастера, другой -

подручным. Они обслуживали все нужды ближайших поселков.

Приведенный ассортимент кузнечных изделий исчерпывает

почти весь крестьянский инвентарь, необходимый для пост-

ройки дома, сельского хозяйства, охоты и даже для оборо-

ны.

б) _Ювелирное . Наряду с железными изделиями найдено множество брон-

_дело. . зовых, медных и серебряных украшений, следовательно,

можно говорить о существовании ремесленников-ювелиров.

Судя по данным XII-XIII вв., коваль и ювелир совме-

щались в одном лице. Изготовление украшений, равно как и

целый ряд других отраслей русского ремесла, к сожалению,

не имеет разработанной истории для эпохи VII-VIII вв.

Наиболее благоприятный в этом отношении материал

женских погребений уничтожен погребальными кострами и

либо совсем не дошел до нас, либо дошел в виде бесфор-

менных слитков.

- Материалы. Большинство технических приемов древнерусских "куз-

нецов меди и серебру" уходят своими корнями в первые ве-

ка нашей эры. В X-XIII вв. можно отметить большую тща-

тельность выделки и большое разнообразие форм.

Материалом для украшений служили медь, серебро и их

различные сплавы; золота в деревенских курганах нет.

По внешнему виду русские украшения из сплавов дели-

лись на две группы: подражающие по цвету золоту (с пре-

обладанием в сплаве меди) и имитирующие серебро (бронза

с большим содержанием олова, или сплав меди с серебром

"билкон", или сплав серебра с золотом). Ни золота, ни

серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель не

было, - все эти металлы ввозились из соседних стран.

- Литье. Среди различных технических приемов древнерусских

ювелиров на первое место нужно поставить литье.

Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи ме-

хов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный

металл черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей наз-

вание "льячки", которые с металлом подогревали в пламени

и затем металл выливали в литейную форму. Когда залитая