Смекни!
smekni.com

Культура Руси до монгольского нашествия (IX - начало XIII вв.) (стр. 2 из 13)

иерархии богов, которая мыслилась прежде всего как се-

мейное соподчинение младшего поколения богов старшему; о

постоянном сверхестественном движении форм жизни - в по-

тусторонний мир и обратно, из человеческого состояния в

зооморфное и т.п. Наконец, в ткань язычества красной

нитью была вплетена мифологическая идея дуализма - все

(и природа, и человеческое естество) пронизано борьбой

светлых, добрых и темных, злых начал.

Мифологические образы богов составляли пантеон - бо-

жественное сообщество. Славянин-язычник свято верил в

реальность существования своих богов. Одно старинное

сказание сохранило слова князя Владимира, обращенные к

варягу Олаву: "Прошу тебя почитать богов и укрощать себя

перед ними покорностью; опасаюсь, что они прольют на те-

бя ужас своего бурного гнева и жестокости" ("Сага Олава

Тригвесона"). Боги, как и предки из своей обители, зорко

следили за порядком в мире, выступали гарантом соблюде-

ния обычаев древнего общества.

Из мифологических олицетворений темных сил язычество

формировало полчища демонов - нечисть.

Открытые древнему человеку в виде религиозного зна-

ния, мифы воспринимались в культурах прошлого как свя-

щенные повествования. Священный ореол вокруг важнейших

мифов поддерживался еще и тем, что многие мифы имели

своим прямым продолжение ритуал, священнодействие, ра-

зыгрывающее сюжет мифа.

б) _Краткая харак- . Сознание человека было в плену представлений о злых

_теристика . и добрых духов природы, о возможности воздействия на

_обрядов язы- . природу при помощи заклинаний, заговоров, умилостиви-

_чества. . тельных жертв и всего многообразного ритуала магических

действий. Изобразительное искусство и фольклор были не-

разрывно связаны с языческими представлениями.

- основные Повсеместно распространялся обычай сожжения покойни-

обычаи. ков и возведения над погребальными кострами больших зем-

ляных насыпей - курганов. Вера в загробный мир проявля-

лась в том, что вместе с покойниками клали вещи, оружие,

пищу, а на могилах ежегодно устраивались поминки в честь

священных предков. Для защиты от злых сил (упырей, ле-

ших, злыдней) употреблялись амулеты из волчьих и мед-

вежьих зубов, применялись словестные заговоры, вносились

магические знаки в орнамент. Рождение, свадьба, смерть -

все эти события в жизни человека сопровождались заклина-

тельными обрядами.

- божества. Главными божествами славян являлись: божество все-

ленной - Род, божество солнца - Даждьбог, богиня земли,

бог скота - Велес, бог огня - Сварог, бог грозы - Перун.

Кроме того, существовало множество мелких божеств.

Священным считался домашний очаг или печь, как символ

семьи. Огню молились под овином. В деревнях стояли идо-

лы, изображавшие божества, которым "всем миром" приноси-

ли жертвы. Богов угощали специально откормленными бара-

нами и быками, причем те, кто приносил жертвы, сами

участвовали в съедении жертвенных животных. Почитались

священными рощи, реки, озера. Кроме того, у каждого пле-

мени существовало общее святилище, куда сходились члены

племени на особо торжественные праздники и для решения

важных дел.

22. Календарные обряды и праздники.

а) _Колядование. . Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были

слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а зна-

чит, с мифологическими олицетворениями природных сил.

Рождение Коляды, мифологического существа, родствен-

ного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца -

зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования рас-

певали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, же-

лали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в нас-

тупающем году. По требованию колядующих хозяева вознаг-

раждали их съестными дарами - это была жертва Коляде.

Разжигали костры, и под веселые песни, сопровождаемые

танцами ряженых, собранная еда коллективно поедалась.

Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю).

Колядованием начинались зимние святки - древний сла-

вянский праздник начала Нового года, длившийся с 25 де-

кабря по 6 января (по старому стилю). В чем его суть?

- значение. Набиравшее силу солнце обещало скорое пробуждение

земли, возрождение природы. Древние земледельцы, нераз-

рывно связанные своим трудом с природой, верили, что,

соединяя усилия многих людей в обрядовом действе, они

могут помочь плодородию. Ведь люди и природа, согласно

их мировоззрению, - две части одного целого, а обряд -

средство сообщения между ними.

Обязательные святочные игры, веселые забавы, обиль-

ная еда и хмельные напитки пробуждали в людях жизнера-

достную энергию, которая, по их убеждению, сливалась с

возникающей энергией плодородия, удваивая ее.

Другая сторона святочных ритуалов - гадания. Каждому

хотелось узнать, каков будет год: урожайным ли, обильным

ли на недуги, щедрым ли на свадьбы. Считалось, что отк-

рытое по святочному гаданию обязательно сбудется.

б) _Масленница. . В конце марта, в период весеннего равноденствия от-

мечали масленицу. Масленица - праздник проводов зимы и

встречи весны. Непременным спутником этого весеннего

праздника были блины, масляные блины. Своей формой они

символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был

еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солн-

ца - их пекли на круглых глиняных сковородках с зубчаты-

ми краями и прочерченным внутри крестом.

Над веселящейся, ряженой, объевшейся масляными бли-

нами толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение

конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике

она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские

одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи

Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захороне-

нием Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасы-

вали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, пе-

редав свою силу полям, Масленица должна была теперь ус-

покоиться до следующего года.

в) _Весенние . К весенним обрядам заранее готовились: вышивали по-

_праздники. . лотенца с изображениями богини плодородия Макоша, рожа-

ниц, лошадей, журавлей и других птиц. Покрывали эти по-

лотенца растительным орнаментом. Не обходились весенние

обряды и без раскрашенных яиц. Традиция расписывать яйца

весной - одна из древнейших, среди сохранившихся доныне.

Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов, что

длительное время (примерно с Х века) держался обычай

пользоваться специально изготовленными керамическими ра-

зукрашенными яйцами - писанками. Считалось, что раскра-

шенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойс-

твами: им можно исцелить больного или даже потушить по-

жар, случившийся от удара молнии.

Венчали весеннюю обрядность и начинали летнюю "зеле-

ные святки", или русалии. Они приходились на конец мая -

июнь (в разных местностях назначали свой срок). Для зем-

лепашца это время критическое - все, что мог, он на по-

лях сделал, брошенное зерно дало всходы, теперь все за-

висело от природы, а значит, от прихоти управляющих при-

родными стихиями существ.

Взор земледельца обращался к водным гладям - к рекам

и озерам, источнкам благодатной утренней росы. А душа -

к русалкам, властительницам водоемов. И ожидали в это

время от русалок не только шалостей и козней, но и оро-

шения полей живительной влагой, способствующей колошению

хлебов.

Русальные ритуальные хороводы и песни сопровожда-

лись ударами бубна, резкими звуками флейты. Верчением и

прыжками, пронзительными выкриками участники приводили

себя в состояние крайнего возбуждения. Такое массовое

буйство должно было привлечь внмание русалок и выманить

их из омутов.

г) _Ярилин день. . Добрый урожай зависел не только от умеренного ороше-

ния, но и от солнечного тепла. Поэтому частью "зеленых

святок" были два "огненных", солнечных праздника - Яри-

лин день (4 июня по старому стилю) и Ивана Купала (24

июня по старому стилю), дата летнего солнцестояния.

Ярило был богом восходящего или весеннего солнца,

богом похоти и любви, богом производителем и покровите-

лем животных, производителем растений, богом силы и

храбрости.

д) _День Ивана . Купала - божество славянской мифологии, связанное с

_Купалы. . культом солнца. Во время праздника оно было яволено кук-

лой или чучелом (мужского, а иногда и женского пола).

Украшением и символом праздника были цветы

иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу

распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника

- "перунов цвет", указывавший место закопанных кладов.

Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и

открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо

доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками

из уст в уста передавались в народе небылицы о таких

простаках.

Вечером на Ивана Купалу магическим обрядом добывания

"живого огня" начиналось главное действо: от затепливше-

гося огня возжигались священные костры, и самый удалой

народ пускался прыгать через них. Каждый стремился

взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты

прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились

хороводы.

Следующий виток аграрных календарных праздников и

обрядов приурочен ко вркмени сбора урожаев и началу его

переработки. Особенно значительными были: праздник "пер-

вых плодов" (начало августа); чествование Рода и рожа-

ниц, когда хлеба уже ссыпаны в закрома (время "бабьего