Смекни!
smekni.com

Билеты и ответы по туризму и экскурсиям (стр. 60 из 99)

Наиболее массовые произведения народного зодчества - избы.

Дом - связь - зимняя и летняя избы объединены сенями, а хозяйственный двор, как правило, находится позади зимней избы или сеней. Такие дома перевезены в севере - восточную зону музея.

В центральной части музея стоят избы мстинской зоны. Этот тип домов 19 в. древней новгородской архитектуры. Были распространены в нижнем и среднем течении реки Мсты, в восточном Приильменье, а также на территории Крестецкого, Валдайского и других районов. Все хозяйственные постройки находятся под одной крышей с жильем. К основному срубу сбоку примыкает место для дровень, телег, саней. Интересная особенность таких изб - крытая галерея и печное отопление по - черному.

ОБРАЗЕЦ: КУРНАЯ ИЗБА ТУНИЦКОГО (конец 19 в.) дер. Пырищи Крестецкого района.

КУРНАЯ ИЗБА ШКИПАРЕВА (КОНЕЦ 19 В.) дер. Частова Новгородского района (скромность, простата, берестяные изделия).

ИЗБА ЕКИМОВОЙ (1882 г.) дер. Рышево Новгородского района (богатое декоративное убранство, резной фасад)

Вероятно, этот раздел удобнее и правильнее излагать по секторам, о которых уже говорилось.

Первым закладывался Мстинский сектор. А первой постройкой в нем стала изба Екимовой Марии Дмитриевны из д.Рышево Новгородского района. Она совершенно обветшала, осела в землю, потеряла снизу много венцов. Сгнили полностью. Хозяйка с сыновьями решила ее разобрать и заменить новой. Был приобретен уже и сруб. Поэтому она и подгоняла Управление культуры в скорейшей покупке ее избы, дабы освободить место, строительную площадку. Изба была куплена. За бесценок (по страховой оценке - 713 руб.).

24 июня 1969г. на разборку памятника выехали плотники Стрижов Е.А., Леонтьев Н.И., Кириллов А.М. и Чистяков А.И. Работами поручено было руководить мне. Разборка, начавшаяся с удаления позднейших наслоений, разметки элементов (25 июня), продолжалась четыре дня. 28 июня постройка была перевезена в Витославлицы.

Изба Екимовой М.Д. впервые обследовалась в августе 1960г. Были сделаны первые попытки реконструкции ее первоначального облика в виде отдельных чертежей. Это были именно попытки. Опыта такой работы не было. Это оставалось белым пятном. Деревянные и другие жилища, как впрочем, и хозяйственные, и производственные, инженерно-технические, гидротехнические и иные постройки Новгородчины практически не выявлялись и не изучались. Для автора изба явилась первым памятником такого рода.

Первое знакомство и фиксация носили скорее любительский характер. Зато при разборке пришлось потрудиться основательно.. На архитектора возлагались ведение журнала работ (дневника), фотофиксация, исследование постройки, обмеры и руководство всеми работами.

Изба располагалась на северной (солнечной) стороне главной улицы, идущей почти строго с запада на восток в сторону реки Мсты. Стояла почти на самом краю, была второй от конца и носила №37.

При опросе жителей выяснилось, что таких изб в деревне было несколько. Часть из них капитально перестроили, другие, как обветшавшие, разобрали. Две фланкирующие подобные избы у постройки Екимовой снесли, причем давно, за десятки лет до наших работ. Позже выяснилось, что изб такого характера было множество. Распространялись они по обширной территории, включавшей несколько современных районов.

Слева от избы Екимовой М.Д. запроектирован и сделан колодец с журавлем. Он довольно глубокий. Поступающая вода чистая, ее состав проверен в санэпидемстанции.

РЫШЕВСКАЯ ИЗБА - БЕЛАЯ (печное отопление по - белому - большая русская печь с дымоходом). Интерьер белой избы более наряден, он обогатился красочными деталями: расписной мебелью, цветным ткачеством.

Рядом с рышевской избой - АМБАР (конец 19 в.) дер. Хвощник Боровического района (старое название - «анбар» или житница).

Новгородский музей деревянного зодчества знакомит с разными типами культовых построек.

Среди изб мстинской зоны стоит нарядная постройка - часовня 1741 - 1745 годов из дер. Кашира Маловишерского района.

Один из первых экспонатов музея - Рождественская церковь (1528 - 1531 г.г.) - древнейший памятник деревянного зодчества из большого старинного села Передки недалеко от г. Боровичи. Постройку отличают монументальные, торжественные формы.

Церковь Рождества Богородицы (XVI век) из села Передки Боровического района.

Впервые этот замечательный и в своем роде уникальный памятник бегло обследовался мною летом 1959 г. Признаюсь, что при внешнем осмотре он произвел на меня неблагоприятное впечатление: дощатая обшивка, одевшая постройку с земли до куполов (хотя и сделанных в барочном стиле XVIII в., но явно в подражание ему, на самом деле в первой половине XIX в.), огромные окна в центральном восьмерике и алтаре, еще более поздние, обивка стен внутри холстом, по свидетельству старожилов в самом начале XX в. (указывали избы, где квартировали "богомазы" - прозвище стариков) и многое другое. И лишь, когда удалось заглянуть под обшивку, в подцерковье, залезть на чердак, увидеть другие подлинные, не испорченные детали, стало понятно, что и очень поздняя дощатая обшивка и холст - лишь своеобразный уродливый футляр, скрывающий неповторимую культовую постройку, возведенную не позднее первой половины XVIв.

Когда в августе 1964 г. я предложил А.В. Ополовникову (тогда кандидату архитектуры, позже доктору и академику) посетить Передки, на него постройка произвела вначале примерно такое же впечатление. Дальнейший осмотр рассеял его.

В 1959 г. мне пришлось слышать от стариков в разных вариантах легенду о литовском нашествии, разумеется, без знания времени когда это происходило. Позже я прочел ее в небольшой публикации священника этой церкви Павла Демянского, помещенной в "Новгородских епархиальных ведомостях" за 1899 г.1

Легенда гласила: литовский отряд, подступивший к Передкам с северо-запада, с "горы Сионской" обстрелял церковь и "чудотворный образ Рождества Божией Матери", якобы находившийся на ее западном фасаде. При очередном ремонте в 1886 г. из стены вынуты были даже две пули, потом исчезнувшие. По другой рассказанной версии отряд Литовских солдат ворвался в церковь и занялся ее осквернением, т.е. грабежом. Икона Божией Матери их ослепила. В ужасе, не видя выхода, они изрубили друг друга.

Легенды - легендами, но в них заложено зерно истины. При разборке и перевозке церкви в Витославлицы в щели (пазу между бревнами) алтаря была найдена поминальная записка, исполненная скорописью XVII в. Ее следует привести полностью. "Помяни г(оспод)и душе усопших раб своих раб (повторение, - Л.К.): раба своего Федора уби(ен)наго, Ивана, Кузму, Пелагие ски(м)нице, Гаврила, Агафие девице, Улиту девице, Ирин 2(х) девицъ, Еремия младенца, Евдокие де(вицу), Марие де(вицу), Марфу, мл(аден)ца Герасима убиеннаго, Феодосие, Евдокие, Анфису скимнице, Михаила от литвы сожжена. И се поминание Ивана Иванова сына Епанчина". Ниже, красными выцветшими чернилами: "Ивана, Афонасия на рати убиенных, Микиту, Андрея".2

Интереснейший документ, свидетельствующий о том, что оккупанты беззастенчиво хозяйничали на чужой территории и, видимо, население оказывало им сопротивление.

О времени сооружения церкви документов пока не найдено.

П. Демянский сообщал: "на северо-западе от села Передок находится усадьба "Боярские горы", которая с незапамятных времен переходит из рода в род у гг. Аничковых. По имеющимся данным у гг. Аничковых все земли на много десятков верст в окружности их села принадлежали их предкам". И далее приводит цитату из описи за 1581-1583 годы: "... а в церкви образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и все церковное строение приходные старых помещиков".3

Стоящая по соседству с нарядным Рождественским храмом, особенно скромной выглядит Успенская церковь (1599 г.) дер. Никулино Любытинского района. Наиболее древний и широко распространенный в народном зодчестве тип храма - клетский.

Монументальная Никольская церковь (1779 - 1781 г.г.) дер. Высокий Остров Окуловского района - ярусный храм.

Три храма поставлены рядом не случайно. Они воссоздают погост - административно - религиозный центр.

За погостом планируется создание северо - восточной архитектурной зоны. Здесь пока еще нет построек, кроме маленькой часовни (1696- 1698 г.г.), она стоит в самом конце будущего «села» (дер. Гарь Маловишерского района).

Никольская церковь из Тухоли.

В Витославлицах в окружении столетних сосен, молодого ельника и "полуразвалившейся" каменной ограды на небольшом холмике стоит Никольская церковь из Тухоли. Мало кто знает, что холмик подсыпан, что грунт для него взят рядом изо рва, отрытого как пожарный водоем и одновременно, как элемент пейзажа. Ограда и ели тоже дело рук человеческих. Все это сделано для того, чтобы создать вокруг памятника окружение, близкое к тухольскому.

Там церковь стояла за околицей деревушки на берегу реки Ниши при впадении в нее ручья Тухольки. Ниспадающий к востоку холмик, полурассыпавшаяся валунная ограда, стена елей, заросли кустарника делали местечко очень поэтичным и привлекательным.

Недалеко от церкви на левом берегу речки находилась когда-то усадьба помещиков Загорских, от построек которой и сейчас кое-где видны следы фундаментов.

Документальные сведения о церкви крайне скудны. Первое упоминание о Тухоли относится к 1478 г. в связи с походом князя Ивана III на Новгород. Князь останавливался "у Николы в Тухоли"1. Следующее известие относится к 1537 г.2

Через Заячий ям и Тухолю проходила дорога из Новгорода на Тверь и Москву. Для того времени, вероятно, Тухоля была крупным селом.

Но наша церковь принадлежит к более позднему времени. Приходилось слышать от старожилов предание о том, что церковь перевезена сюда из Усть-Волмы. Тоже самое писал и Н. Богословский: "Когда и кем основан приход при церквах Устьволмских, не осталось никаких актов, но в памяти прихожан до сих пор хранится предание, что прежняя Устьволмская приходская церковь находилась близ усадьбы г-жи Татищевой, называемой Устьвольном, и что церковь эта была деревянная и перевезена в деревню Тухоля (Зайцевского прихода), где она и доныне существует. Находящийся в ней антиминс выдан 1760 года при царях и великих князьях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче и при Корнилии митрополите Великого Нова-града и Великих Лук. Современен ли построению церкви и основанию Усть-Волмского прихода антиминс, неизвестно"3. Неизвестна также и дата освящения церкви. 1760 г. - дата ошибочная, вероятно, опечатка. Иоанн и Петр совместно царствовали с 1682 по январь 1696 г., когда умер Иван. Митрополит Корнилий занимал Новгородскую кафедру с 1674 по 1695 гг. Значит, антиминс был выдан и церковь освящена между 1682 и 1695 гг. Дендрохронологическая дата 1688 г. Вероятно, она самая точная.