Смекни!
smekni.com

Курортное дело с основами курортологии (стр. 25 из 123)

Таблица 5.1

Периоды исторической эволюции курортного дела

Период

Характеристика периода

Формы и методы

КД

Стихийноэмпирический

(Древние века -Средние века)

Курортные факторы применялись преимущественно с целью гигиены и санитарии. Отдельные разрозненные эмпирические попытки природного лечения Омовения, термы, купальни, бани, бассейны, психотерапия.

Научно-

курортологический

(XVI- XVIII века)

Зарождение и развитие научных основ курортологии. Включение курортологии в медицинскую практику. Возникновение первых курортов и подходов к их эксплуатации Прообраз всех основных современ- ных форм КД, кроме аппаратной физиотерапии

Самые ранние доказательствам существования курортных сооружений были найдены при расколках города Mohenjo-Daro в Пакистане. Было обнаружено существование древней цивилизации 5 тыс. лет тому назад. В развалинах города найдены следы купален, бассейнов и лавок, в которых торговали питьевой вод из причудливых сосудов. В связи с этим возникновение элементарных навыков гигиены и становление их в первобытном обществе следует считать первым этапом в развитие курортного дела. Древнегреческая мифология повествует, что даже боги на Олимпе сохраняли молодость и бессмертие при помощи паровых ванн. Древнегреческий писатель Павзоний писал, что богиня Гера оставалась вечно молодой и прекрасной благодаря купаниям в озере с горячими источниками. Бог Олимпа Юпитер превратил Нимфу Ювенту в живой источник воды, возвращающий молодость и юность.

В первобытном обществе начинается формирование человеческого коллектива, зарождаются и развиваются нравственные и этические понятия. Появились первые навыки гигиены и санитарии, (гигиена питания, гигиена одежды, правила личной и общественной гигиены). Начали формироваться основные принципы организации жилища, стали использоваться источники проточной воды.

Зародившийся в Индии и на Ближнем Востоке обычай омовений, принявший впоследствии форму обязательного религиозного обряда, объясняется, по-видимому, чисто гигиеническими соображениями. Совершать очищения в виде купаний и омовений в канун праздников, при выздоровлении от болезней, прикосновении к «скверне» и т.п. предписывалось во многих священных книгах.

Египетские жрецы лечили людей ваннами различной температуры, как это описано в одном из древнейших папирусов, обнаруженном при археологических раскопках в Фивской гробнице. Археологи утверждают, что обитатели нашей планеты, уже в период бронзового века, знали о лечебных свойствах минеральной воды, потому что вблизи известной курортной местности СенМориц, расположенной в швейцарских Альпах, найдены руины бальнеологических сооружений на источниках с железистыми минеральными водами.

Целебные подземные воды упоминаются в книгах Ветхого и Нового Завета, в которых, в частности, описывается Силоамская купель и священное озеро Бетседа вблизи Иерусалима, считавшиеся местами исцеления страждущих и немощных. Силоамский минеральный источник характеризовался периодическими выбросами потоков воды, происходящими нерегулярно. Этих неожиданных выбросов воды ожидали большие скопления больных около купели. Можно представить себе происходившее столпотворение, если, по поверью, от болезни исцелялся тот, кто окунался первым.

Советы омовений в священных водах реки Ганг, которым молва приписывала целебные свойства, встречаются в древнейшей индийской книге «Ригведа», известной за 1800 лет-до н.э.

Даже в настоящее время имеются сведения, что питье этой речной воды не вызывает якобы желудочно-кишечных расстройств, что объясняется некоторыми исследователями наличием в воде Ганга растворенных обеззараживающих микроэлементов, таких, как серебро, йод и др.

Раскопками разрушенного в давние времена индийского города Махенджодаро обнаружено существование древней цивилизации еще 5 тысяч лет тому назад. В развалинах города найдены следы купален, бассейнов и лавок, в которых торговали питьевой водой из причудливых сосудов.

В Древней Греции слепо верили в чудесные целебные свойства воды, освященной жрецами храмов. Эти священные храмы могут рассматриваться в наше время в качестве своеобразных лечебно-профилактических учреждений потому, что каждый поступавший туда больной подвергался достаточно тщательной санитарной обработке, а затем лечебному воздействию многократными омовениями водой одного из целебных источников вблизи храма. Бесспорно служители культа этих храмов - жрецы бога здоровья Эскулапа могут считаться родоначальниками идеи лечения водой, хотя при этом они использовали и лечебные свойства климатических факторов, воздвигая свои храмы в местностях с наиболее благодатными климатическими условиями. В комплексе всех упомянутых «курортологических» мероприятий немаловажное внимание уделялось не менее древней специальности медицины - воздействию на психику. Жрецы систематически внушали больным уверенность в выздоровлении, облекая обычно внушение в форму религиозного мистицизма и суеверия.

Жрецы храмов Эскулапа вещали, что кончина человека может осквернить священный храм, и поэтому тяжело больным доступ в святилище был запретным, чем жрецы охраняли храмы от вероятного заноса заразы и утверждали в сознании верующих безошибочность исцеления. Если жрецы замечали, что лечение в храме не приносит желаемых результатов, то находили повод для удаления такого больного за пределы храма, дабы «не осквернять его священные стены» неизбежной смертью больного.

Аналогичный подход встречается в подборе больных и в браминский период индусской медицины, когда в безнадежных случаях жрецы рекомендовали больным вместо лечения водой в храме воспользоваться «оболочкой Земли». Для этой цели следовало «пройти по узкой тропинке до невидимого северовосточного мыса, питаться водой и воздухом до тех пор, пока не спадет с него все тленное, а душа соединится с Брамой».

В создаваемом жрецами порядке подбора больных просматривается прообраз современных положений о правилах направления больных на санаторнокурортное лечение, указывающих на противопоказания, при которых лечение на курорте будет не только безуспешным, но может принести даже вред.

Легендарный древнегреческий эпический поэт Гомер воспел в своих творениях благотворное действие целебных горячих источников Скамандры близ Трои. Его бессмертные произведения «Илиада» и «Одиссея» насыщены красочными описаниями разнообразных омовений, купаний и ароматизированных ванн, которыми волшебница Цирцея пленяла Одиссея в великолепных бассейнах и купальнях. Восторженные описания целебного источника Акве-Альбуле приведены Вергилием в «Энеиде». В период расцвета Римской империи там были сооружены роскошные термы с гигантской купальней, вмещавшей до 1000 человек одномоментно. В трудах Плутарха (ок. 46 - 127 гг. н.э.), древнегреческого писателя, историки обнаружили описание горячих источников на острове Эвбея, куда стекалось множество пилигримов с разнообразными недугами. Сернистые лечебные источники Каллирхо описал древнегреческий ученый Гай Плиний Старший (23 - 79 гг. н.э.). Символический «отец медицины» Гиппократ (460 - 377 гг. до н.э.) использовал лечение водой различных заболеваний, проявляя известную сдержанность в рекомендации минеральных ванн. Лечение водой принимало в ту эпоху своеобразные формы, о чем свидетельствует приводимое Гиппократом наблюдение: «Здоровая полная женщина, приняв внутрь лекарство, чтобы забеременеть, тотчас же после этого почувствовала резкую боль в животе и урчание в кишках, и затем она опухла. Дыхание сделалось трудным, сильная сердечная тоска и боль. Рвоты не было. Она лежала без признаков жизни и, казалось, мертвой с виду. Вызванная затем рвота с помощью приема внутрь холодной воды не облегчила ни болей, ни дыхания. Тогда на тело ее было вылито около тридцати амфор (ведер) холодной воды, и, по-видимому, только это и помогло ей. После этого последовало обильное очищение желчью низом, во время же боли ничто не отделялось. Больная осталась в живых». Вот таким образом осуществлялось эмпирическое лечение больных водой.

По применению минеральных ванн у Гиппократа убедительных наблюдений не имелось, но теплые ванны при воспалении легких он признавал весьма полезным средством.

В Древней Греции свято чтили культ богини чистоты Гигиеи, от имени которой и произошло наименование «гигиена» (от греческого «быть здоровым»), но особенно широко вода в гигиенических и лечебных целях использовалась у римлян. Ежедневные многократные купания в термах считались неотъемлемым элементом быта римских граждан. Считали, что купания укрепляют дух и тело, способствуют закаливанию и выносливости. С приближением упадка могущества Римской империи менялись и обычаи традиционных терм, которые стали превращаться в места необузданного разгула и разврата изнеженных патрициев и их окружения. Древний римский писатель Гай Плиний Младший (61-114 гг. н.э.) утверждал, что вырождение, точнее перерождение, славных традиций в римских купальнях послужило важным толчком к процессу падения и распада Римской империи.

Сообщения в древних письменах о применении в лечебных целях минеральных вод источников и морских ванн встречаются в I и II веке н.э. В них фигурирует имя знаменитого лекаря Клавдия Галена (131-201 гг. н.э.), ошибочно верившего в возможность искусственного приготовления любой минеральной воды из пресной путем добавления соответствующих веществ. Несомненная вера в целебные свойства минеральных вод подтверждается описанным Галеном случаем, когда вельможному римскому патрицию доставлялась вода для лечебных ванн из Мертвого моря, в котором соленость воды значительно превышает соленость воды в остальных морях и океанах.