Смекни!
smekni.com

Новые идеи в философии (стр. 55 из 64)

Таковы предпосылки шпенглеровской концепции культуры; мы так долго на них останавливались потому, что они гораздо менее известны, чем сама эта концепция. Культура для Шпенгле­ра есть «организм», во-первых, обладающий самым жестким сквоз­ным единством, во-вторых, обособленный от других, подобных ему «организмов». Единой общечеловеческой культуры, по Шпенгле­ру, нет и быть не может; самое слово «человечество» лишено для культурологии смысла. Идея сквозного поступательного прогресса в «Закате Европы» подвергнута беспощадному высмеиванию. Ос­мысленное развитие возможно только внутри какой-то одной куль­туры. «Я вижу на месте монотонной картины однолинейной миро­вой истории. . . феномен множества мощных культур, со стихийной

196



силой расцветающих из лона материнской почвы, к которой каждая из них строго прикреплена на протяжении всего своего существова­ния; культур, каждая из которых придает своему материалу, чело­веческой природе, свою собственную форму, каждая из которых обладает своей собственной идеей, своими собственными страстя­ми, своей собственной жизнью, волей, манерой воспринимать вещи, своей собственной смертью. . . Каждая культура имеет свои соб­ственные возможности выражения, которые появляются, созрева­ют, увядают и никогда не возвращаются. Есть множество различ­ных по самой своей сущности скульптур, живописей, математик, физик, каждая с ограниченной продолжительностью жизни, каж­дая замкнута в себе, подобно тому как каждый вид растения имеет свое собственное цветение и плодоношение, свой собственный тип роста и умирания. Эти культуры, живые существа высшего по­рядка, вырастают с возвышенной бесцельностью, как цветы на поле. . .» . Таких культур до сих пор было восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-рим­ская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (за­падноевропейская) и культура народов майя в Центральной Аме­рике. Ожидается рождение девятой, еще не рожденной культуры — русско-сибирской. Всякое плодотворное взаимодействие культур исключено; якобы имеющиеся примеры этого — иллюзия. Шпенг­лер специально разбирает случаи рецепции античных идей в эпоху Возрождения, римского права в «фаустовской» Европе и античных форм в «раннемагической» Византии, стремясь доказать, что во всех этих случаях происходило простое недоразумение, ибо вос­принявшая влияние молодая культура немедленно подчиняла все своему собственному ритму, такту и вкусу.

Критики Шпенглера в опровержение этих тезисов указывают на общечеловеческие идеи, передававшиеся от одной культуры к другой; в качестве парадигмы естественно фигурирует христиан­ство. «Шпенглер проморгал христианство» 3, — заявляет А. Ло­сев; это формула, к которой можно свести львиную долю критики Шпенглера в статьях Н. Бердяева, Ф. Степуна и других авторов сборника «Освальд Шпенглер и Закат Европы». Об этом часто говорили и западные оппоненты Шпенглера. Ситуация как бы возвращает нас в Россию 1888 года, когда В. Соловьев в полемике против русского предшественника шпенглеровского учения об обособленных культурах Н. Данилевского 24 писал: «Теория „Рос­сии и Европы" несовместима не только с христианской идеей, но и с самим историческим фактом христианства, как религии уни­версальной, всемирно-исторической, которую никак нельзя при­способить к какому-нибудь особому культурному типу» 25. С та­ким же успехом критик Шпенглера может сослаться на любую другую универсалистскую идею. Беда, однако, в том, что подобные аргументы заранее получают отвод в силу основных установок Шпенглера; если определенные аксиомы доведены философом до красочного абсурда, то поучительнее не пожимать плечами, а до­копаться до «первой лжи». Что толку говорить об общечеловече-

197


ских идеях человеку, который ясно сказал, что реальность куль­турного феномена для него без остатка лежит не в идеях, а в объективной структуре, в пластическом жесте, в инстинктив­ном такте и «повадке», а за идеи как таковые он гроша ломаного не даст! Шпенглер не так прост, и в безумии его, говоря словами Полония, есть своя система.

Проследим эту систему дальше. Каждой культуре, как и подо­бает «организму», отмерен определенный жизненный срок, за­висящий не от внешних обстоятельств, а от внутреннего витально­го цикла (культуры могут умирать и насильственной смертью, как культура американских майя, но это исключение): этот срок — примерно тысячелетие. Здесь у Шпенглера любопытное совпаде­ние с К. Леонтьевым: «. . .Наибольшая долговечность государ­ственных организмов — это 1000 или много 1200 с небольшим лет. . .» 26. Когда культура умирает, она перерождается в циви­лизацию. Переход от культуры к цивилизации, климактерический переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от «души» к «интеллекту», от «такта» к «напряжению», от «дея­ний» к «работе» произошел для греко-римской культуры в эпоху эллинизма, а для «фаустовской» культуры — в XIX в. С наступле­нием цивилизации художественное и литературное творчество делается внутренне ненужным и вырождается в «спорт» (Шпенг­лер в духе старомодного немецкого вкуса не видит величия Верги­лия и Горация, которое после всех фраз прошлого столетия о «ри­торичности» и «подражательности» было заново открыто авангар­дистами классической филологии27). В области философии творчество мировоззренческих символов-систем также становится невозможным и остается только один путь — путь скепсиса; по­скольку же «фаустовская» культура по своему специфическому естеству наделена уклоном к историзму, то и скепсис, в античном мире выявлявшийся как механическое отрицание всех существо­вавших до того систем, в западноевропейском мире оборачивается историческим релятивизмом — снятием позитивных мировоззре­ний через выяснение их исторической детерминированности. Ина­че говоря, Шпенглер дедуцирует самого себя. «Систематическая философия сегодня бесконечно далека от нас; этическая филосо­фия завершила свой цикл. Еще остается третья возможность, отвечающая в рамках западноевропейского духа греческому скеп­тицизму и знаменующая себя до сих пор неизвестным методом сравнительной исторической морфологии. Возможность — это зна­чит: необходимость» 28. Творчество символов должно смениться исследованием символов.

Никаких других духовных возможностей цивилизация, по Шпенглеру, не оставляет. Лучше до конца отречься от культурных претензий и заняться техникой, подлинным «делом» цивилиза­ции: «Я люблю глубину и тонкость математических и физических теорий, в сравнении с которыми эстетик или натурфилософ попро­сту халтурщик. За великолепно отчетливые, высокоинтеллекту­альные формы быстроходного судна, сталелитейного завода, точ-

198


нои машины, за изысканное изящество некоторых химических и оптических методов я отдам все уворованные стили современной художественной промышленности — и всю живопись и архитекту­ру в придачу. . .» 29. Другая сфера приложения сил «цивилизо­ванного человека» — политика: если культура творит (вглубь), то цивилизация организует (вширь). Но политическая деятельность в эпоху цивилизации не имеет никаких шансов стать содержатель­ным, осмысленным искусством жизни, каким она была на афин­ской агоре и в кабинетах дипломатов XVII столетия, ибо «народы» превратились в «массы», в «феллахов»: их коллективная душа, сплачивавшая их в живые формы, умерла. Именно невозможность интенсивного формотворчества делает политику цивилизованного Рима и цивилизованного Запада экстенсивной — завоевательной. Описание распада социальной формы в эпоху цивилизации по­разительно родственно некоторым пассажам К. Леонтьева из кни­ги, которую мы уже не раз цитировали («В самом же деле Запад, сознательно упрощаясь, систематически смешиваясь, бессозна­тельно подчинился космическому закону разложения» 30).

До тех пор, пока культура жива, она верна своей внутренней форме и ритму своих жизненных циклов. Ни из того, ни из другого она не может выйти: в этом ее «судьба» (понятие судьбы у Шпен­глера, пожалуй, ближе всего к виталистическому понятию «энте­лехии» Г. Дриша, а шпенглеровская историософия есть методоло­гический коррелят витализма в биологии). Еще раз цитируем К. Леонтьева:

«Форма есть деспотизм внутренней идеи, не дающий материи разбегаться. Разрывая узы этого естественного деспотизма, явле­ние гибнет.

Шарообразная, или эллиптическая форма, которую принимает жидкость при некоторых условиях, есть форма, есть деспотизм внутренней идеи.

Кристаллизация есть деспотизм внутренней идеи. Одно ве­щество должно, при известных условиях, оставаясь само собою, кристаллизоваться призмами, другое октаэдрами и т. п.

Иначе они не смеют, иначе они гибнут, разлагаются.

Растительная и животная морфология (! — С. А.) есть также не что иное, как наука о том, как оливка не смеет стать дубом, как дуб не смеет стать пальмой и т. д.» 31.

Главная задача, которую ставит себе Шпенглер, — схватить первофеномен, внутреннюю форму каждой из восьми заинвентари­зованных им культур и затем из этого первофеномена эйдетиче­ски дедуцировать решительно все: формы политики и тип эротики, юриспруденцию и музыку, математику и лирику. Описание перво-феноменов производится у Шпенглера с грубоватой односложно­стью, что идет на пользу суггестивности книги, но во вред дели­катному объекту анализа. Так, внутренняя форма египетской культуры — образ прямого и неуклонного пути: отсюда доминиро­вание профиля в живописи и барельефе (чистое направление), фронтальность пластики, специфическая структура храмов с по-