Смекни!
smekni.com

Россия в мировой экономике (стр. 15 из 50)

Децентрализация внешнеэкономической активности уже позволила Сибири и Даль­нему Востоку самостоятельно выходить на рынки государств АТР. Эти два обширных края имеют достаточно природных ресурсов, которые они могли бы предложить быстроразвинаюшимся «драконам» Восточной Азии и Японии. Российский Дальний Восток - это более 4 млн. кн. км. с населением чуть более 7 млн. человек. Вместе с Сибирью этот регион - почти 65% российской нефти, 67% леса, 85% природного газа, 90% золота, 95% алмазов. Обширный край и его ресурсы, оцениваемые в 29 трлн. долл., ждут освоения55.

Имеется здесь также н мощный промышленный потенциал, который, однако, требует серьезной технологической модернизации. Сегодня многие промышленные предприятия особенно военного сектора (19,9% занятости в хозяйственной деятель­ности края56), отделенные тысячами километров от своих отраслевых центров и министерств, находятся в сложном положении: транспортные структуры успешно лоббируют повышение цен и тарифов, делая производство любой продукции в этом регионе экономически невыгодным.

Кроме того, Дальний Восток и Сибирь имеют свой мощный интеллектуальный потенциал представленный такими центрами, как Дальневосточное отделение Академии Наук России, Тихоокеанский центр экономического развития и Сотрудничества, Дальневосточный университет и т.д.

Новые условия выдвинули новые задачи перед региональными лидерами и, по-видимому, в ближайшее время им будет необходимо сосредоточиться на решении следующих вопросов.

Одним из самых серьезных вызовов интересов Кремля на Дальнем Востоке является внутриполитический фактор-рост центробежных настроений в различных регионах Российской Федерации. Отношение между Центром и регионами становятся одним из самых больных вопросов нового федерализма постсовецкой эпохи. Регионы недовольны монополизацией процесса принятия решений Москвой, забвением экономических интересов регионов, недостаточно последовательной федеральной политикой Центров и централизованным перераспределением собственности в ходе приватизации и т.д.

От военной дипломатии к экономическому сотрудничеству.

Военно-политические параметры влияния, задействованные в эпоху холодной войны, оказались, малоэффективными в период потепления международного климата. Распад СССР резкого ограничил число инструментов активной внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, особенно в АТР. Если в период холодной войны Москва ориентировалась прежде всего на военные аспекты кооперации и по преимуществу со своими ближайшими союзниками – Северной Кореи и Вьетнама, то в постконфронтационную эру приоритетными становятся экономические стороны сотрудничества.

На экономическом фронте России две структуры сохранили свою целостность и эффективность в экономических отношениях с АТР: это ресурсодобывающий сектор и военно-промышленный комплекс (ВПК).

В настоящее время первый из них разрабатывает крупномасштабные проекты, связанные с сибирским и дальневосточным углеводородным сырьем. Большой резонанс получил в странах АТР совместный с Китаем газовый проект, согласно которому предусматривается строительство газопровода и поставка газа из Сибири Желтому морю. Другой проект - строительство газопровода через Северную и Южную Корею.

С другой стороны, ВПК укрепился на перспективном рынке оружия в Юго-Восточной Азии. Следует отметить успешную реализацию контракта с Малайзией по поставке 18 самолетов МИГ-29, поставку самолетов для ВВС Вьетнама, а также продажу крупной партии самолетов Су-27 в Китайскую Народную Республику в 1993 г. и многомиллиардную сделку по продаже производственной технологии в КНР в 1995 г.

И именно сейчас закладывается потенциал для кооперации с рядом стран АТР в Машиностроении, самолетостроении и в электронном секторе производства.

Экономический бум в Восточной и Юго-Восточной Азии 80-х годов вывел страны этого региона на качественно новый уровень. Почти все государства региона обрели статус «новейших индустриальных стран» и переживают ускоренную трансформацию традиционного общества в индустриальное и постиндустриальное. Именно переходное состояние каждой из сторон предопределяет сложность как во взаимной оценке друг друга так и в поисках аффективных путей взаимодействия.

Но уже наметились сферы сотрудничества, и прежде всего это:

– политическое сотрудничество по обеспечению стабильности и безопасности в тихоокеанском регионе;

– координация многостороннего сотрудничества, и региональной интеграции;

– экономическое сотрудничество с упором на развитие торговли и поощрение инвестиций;

– технологическое сотрудничество;

– военно-техническое сотрудничество (российское оружие по-прежнему конкурентоспособно в этой части света).

Государство ВА и ЮВА значительнейшим образом либерализовали свои отношения с членами СНГ в целом. Взаимные визиты, консультации сочетаются с ростом деловой активности.

Но технологическое сотрудничество затруднено нестыкуемостью технологических линий, разными уровнями и направлениями развития (Россия остается индустриальной державой, в ВА и ЮВА движется в постиндустриальную экономику). Тем не менее и СНГ, и России уже потребуется перевооружать устаревшие телекоммуникационные системы, сферу сервиса, поднимать туризм.

Со вступлением Вьетнама в АСЕАН и покупкой российского оружия Малайзией расширяются рынки сбыта российского вооружения. Это, в свою очередь, создает широкую базу для военно-технического сотрудничества на взаимовыгодной основе. «Важным побочным эффектом изменений азиатской-тихоокеанской политики СССР, а затем России стал выход на новые рынки оружия и боевой техники», – небезосновательно утверждают некоторые эксперты.57

Россия и международные организации.

После длительной самоизоляции от мирового экономического сооб­щества России прежде всего надо стать полноправным членом этого сообщества. Только так она может рассчитывать на его поддержку, предостав­ление режима наибольшего благоприятствования во внешней торговле,

защиту своих законных экономических интересов со стороны междуна­родных институтов. Речь идет главным образом о вступлении в члены трех международных организаций: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Всемирная тор­говая организация (ВТО).

В 1992 г. Россия присоединилась к МВФ и МБРР. В результате ей пре­доставлены значительные кредиты на двусторонней и многосторонней ос­нове. Приняты меры для поощрения притока частного капитала в Россию. В результате Россия смогла привлечь довольно значительные ресурсы из-за границы. Но валовой приток иностранных ресурсов в Россию подвержен значительным колебаниям. Максимального уровня он достиг в начале ре­форм, затем сократился более чем в двое, и лишь в 1995 г. вновь сущест­венно увеличился (см. таблицу_).

Таблица_.

Валовый приток финансовых ресурсов в Россию (в млрд. долл.).58

1992 1993 1994 1995
Новые ресурсы 19,2 11,1 8,4 15,6
Из официальных источников 5,0 5,3 5,2 9,11
Трансферты 3,0 2,8 2,4 1,0
Двусторонние кредиты 0,1 1,7
Многосторонние кредиты 1,0 1,0 1,2 0,9
(без МВФ) Частный капитал 14,2 5,8 3,2 6,5
Облигации и долгосрочные банковские кредиты 0,1 0,5
Иностранные прямые инвестиции 1,5 1,4 1,0 2,6
Прочие кредиты 12,5 4,0 1,9 2,5
Специальное финансирование 13,9 17,1 14,0 13,2
Иностранные портфельные инвестиции 0,2 0,4 0,2 0,9

В привлечении средств Россия опирается прежде всего на официаль­ные ресурсы. Их доля возросла с 26% в 1992 г. до 58% в 1995 г. На протя­жении первых трех лет реформ наиболее крупные суммы поступили по статье «трансферты» (гуманитарная и техническая помощь). С 1994 г. Рос­сия возобновила использование двусторонних официальных кредитов.

Но особенно надо отметить поступления средств из МВФ. Как член МВФ Россия имеет право на получение кредитов поддержки на сумму 6,3 млрд. долл. В год при условии выполнения своих обязательств по оздоров­лению экономики. По первому соглашению уже в июне 1992 г. Россия по­лучила часть в сумме 1 млрд. долл., а в 1995 г. Россия смогла получить кредит в пределах своей квоты.

Начался приток средств и из международных банков. С МБРР заклю­чено около 30 соглашений о кредитах на макроэкономические цели и ре­шение наиболее острых структурных народнохозяйственных проблем. Их сумма – более 6,5 млрд. долл.

Обращение России к многосторонним кредитам помогает решить главные задачи. В частности, в 1995 г. за счет кредита МВФ было покрыто на безинфляционной основе около 1/3 дефицита госбюджета, и это помог­ло снизить рост цен.

Кредиты МБРР облегчают решение макроэкономических труднейших проблем: обеспечение многих городов транспортом, повышение эффек­тивности сельского хозяйства, расширение жилищного строительства, реструктуризацию угольной промышленности.

Приоритетное значение приобретает вопрос присоединения России к ВТО. Присоединение к ВТО имеет для России принципиальное значение, так как сопровождается внедрением в экономическую жизнь нашей страны многолетнего опыта, накопленного международным сообществом.

Кроме того, Россия стремится стать равноправным торговым партне­ром на мировом рынке и создать более благоприятные условия для своего экспорта. Предполагается, что в результате присоединения будут урегули­рованы проблемы дискриминационного отношения к России со стороны западных стран, не признающих за нашей страной статуса государства с рыночной экономикой. Для России представляет также интерес сущест­вующая в рамках ВТО система поддержания дисциплины в международ­ной торговле, включая механизм разрешения споров.