Смекни!
smekni.com

Россия в мировой экономике (стр. 48 из 50)

2. Новые индустриальные страны в системе международного разделения труда.

Поднимаясь по ступеням социально-экономического прогрес­са, «новые индустриальные страны» начинают играть всё более заметную роль в системе международного разделения труда, включающей многие сферы хозяйственной деятельности. Одной из важных сфер международного разделения труда является ме­ждународная торговля, которая обеспечивает перемещение пре­обладающей части всех экономических ресурсов между страна­ми.

Место и роль «новых индустриальных стран» в международ­ном разделении труда прежде всего определяется всей совокуп­ностью их реальных возможностей. Ориентация на внешний рынок азиатских НИС способствовала резкому увеличению их доли в мировом экспорте. Так, доля Гонконга в мировом экспор­те в 1994 г. составила 3,7%, Сингапура – 2,3%, Южной Кореи – 2,4%, Тайваня – 2,2%. Характерно, что доля машин и оборудо­вания – наиболее весомой и динамичной группы товаров в меж­дународной торговле – в совокупном товарном и общем промышленном экспорте азиатских НИС особенно быстрыми тем­пами росла в 80-е – начале 90-х годов.

Дальневосточные «драконы» и члены АСЕАН (за исключени­ем Филиппин) в начале 90-х годов оказались в первой десятке крупнейших экспортёров сколько-нибудь значимых видов машинотехнической продукции. А по отдельным статьям некото­рые из них вышли в число мировых лидеров. Так, на долю Син­гапура приходилось в 1993-1994 гг. 10,5% мирового экспорта машин по автоматической переработке данных; 4,3% – телеком­муникационного оборудования; 6,6% – ламп и транзисторов; 8% – телевизоров, 14% – радиоприёмников; 7,3% – звукозаписы­вающей и воспроизводящей аппаратуры, которые в общей стоимости составили 8,1% их совокупного экспорта в мире. Южная Корея за те же годы поставила на мировой рынок соответствен­но: 2,9; 3,6; 9,8; 9,3; 11,2 и 9,7% аналогичной продукции. Кроме того, на её долю пришлось 12,9% мирового экспорта судострои­тельной промышленности.

Отмечая высокую динамику промышленного экспорта азиат­ских «новых индустриальных стран», следует указать, что экс­порт традиционных товаров по-прежнему занимал важное, а по отдельным товарам - решающие позиции во внешнеторговом обороте. Так, на долю сырья и продовольствия, например, экс­порта Южной Кореи и Тайваня приходилось 7,1 и 7,0% соответ­ственно. Второе место по стоимости в экспорте 1990-1991 гг. Южной Кореи занимала обувь, а Тайваня – игрушки и спортто­вары.

Четвертое место в экспорте Южной Кореи оставалось за тек­стильными товарами из синтетики, седьмое место – у Тайваня – за обувью.

На фоне экспортного рынка «новых индустриальных стран» Азии и в особенности в области экспорта машин и оборудования наиболее заметно ослабление позиции Индии и НИС Латинской Америки. Так, если доля товарного экспорта латиноамерикан­ских НИС в общем объеме товарного экспорта развивающихся стран в 1992 году по сравнению с 1980 годом снизилась незна­чительно (- 0,5%), то доля машин и оборудования упало почти в 1,8 раза. Между тем именно экспорт машинотехнических изде­лий – самый значимый фактор укрепления позиций развиваю­щихся стран в международном разделении труда.

Активная внешнеторговая политика «новых индустриальных стран» Азии способствовала тому, что в начале 90-х годов объем годовой взаимной торговли США со странами АТР (128,4 млрд. долл.) впервые оказался выше, чем торговый оборот с За­падной Европой (117,1 млрд. долл.). При этом НИС Азии (включая Японию) занимают на рынке США около 30% продаж автомобилей и электронной техники, 50% текстильных и швей­ных товаров.

Являясь наиболее крупными импортерами иностранного ка­питала среди развивающихся стран, «новые индустриальные страны» с конца 80-х годов становятся и его экспортерами. Гео­графия вывоза капитала из НИС достаточно широка. Это, преж­де всего, промышленно развитые страны, развивающиеся стра­ны АТР, новые рынки капитала. Так, южнокорейские фирмы проводят целенаправленную экспортную экспансию в США. Вкладывая свой капитал в американскую экономику, южнокорейцы стремятся получить доступ к новейшим технологиям. На­ращивают вывоз капитала и другие азиатские «драконы». Так, весьма заметен коммерческий интерес Тайваня к своему конти­нентальному собрату – Китаю. В середине 90-х годов инвести­ции Тайваня в КНР превысили 9 млрд. долл. В свою очередь, гонконгские предприниматели создали в КНР более половины зарегистрированных в этой стране совместных предприятий.

В последние годы азиатские НИС начинают проявлять актив­ность и на российском рынке товаров и инвестиций. Здесь в ли­дерах идут предприниматели Республики Корея. Следует отметить, что из общего объема внутрирегионального товарообмена в странах АТР, оцениваемого в 1,9-2,1 трлн. долл., на долю Рос­сии приходится лишь 1%, что явно не соответствует ее статусу великой азиатско-тихоокеанской державы. В этой связи активи­зация торгово-экономических связей как с «новыми индустри­альными странами», так и другими странами АТР является важ­ной стратегической задачей России.

Ускорение процессов интернационализации мирового хозяй­ства, происходящее с 50-х годов XX века, охватило и развиваю­щийся мир и, прежде всего, «новые индустриальные страны». К интернационализации товарообменных процессов производства, рынков труда и капитала добавился процесс интернационализа­ции финансовых рынков. Это связано с ростом финансового по­тенциала НИС, укреплению валютного положения и ростом их кредитоспособности, развитием национальных финансовых рынков. Многие «новые индустриальные страны» прошли пер­вый этап становления национальных финансовых рынков и пре­ступили ко второму этапу либерализации их деятельности, что создает предпосылки для их активной интеграции в систему ме­ждународных финансовых отношений.

Процесс интернационализации движения капитала еще далек от завершения даже между развитыми странами, не говоря уже о развивающихся. Тем не менее некоторые «новые индустриаль­ные страны» на этом пути уже сделали существенные шаги. К ним следует отнести образование и быстрый рост с 70-х годов новых международных финансовых центров. Прежде всего, в Сингапуре, Гонконге. К началу XXI века стать крупнейшим валютно-финансовым центром АТР своей целью избрал Тайвань. По масштабам проводимых кредитно-финансовых операций ме­ждународные финансовые центры НИС Азии встали в один ряд с крупнейшими финансовыми центрами Лондона, Парижа, Цю­риха, серьезно потеснив их на рынке ссудных капиталов.

Отличительной чертой экономической эволюции азиатских НИС становится то, что во все большей степени становятся ин­тересными друг для друга. Преобладающая тенденция ориента­ции только на промышленно-развитые страны Запада начинает дополняться поисками торгово-экономических партнеров в сво­ем регионе и прилегающих субрегионах. Это не означает, одна­ко, уменьшения внимания азиатских НИС к повышению конку­рентоспособности своей продукции. В середине 90-х годов в первой пятерки мира по конкурентоспособности своих товаров – Сингапур, Гонконг, Тайвань.

Главным направлением принятой в этих странах экономиче­ской стратегии остается выпуск наукоемкой продукции. Трудо­емкие и малорентабельные производства «доверяются» странам НИС «второй волны», а также Китаю и Вьетнаму. В результате фактически повторяется процесс переноса этих производств, ко­торый был в свое время осуществлен из промышленно развитых стран в «новые индустриальные страны» первого поколения.

Достигнутые успехи в развитии НИС, их интеграция в миро­вое хозяйство позволяет с уверенностью говорить о том, что перспективы их экономического роста, повышения уровня жиз­ни народа и нарастания их внешнеэкономической экспансии достаточно благоприятны. В XXI веке эти страны займут более высокие места в мировой экономической иерархии, продемонст­рируют новые значительные результаты.

Следует особо подчеркнуть, что в экономическом развитии новых индустриальных стран наблюдаются процессы, характер­ные для более зрелой стадии рыночной экономики. Происходит концентрация производства и капитала, слияние банковского и промышленного капитала, формируется национальный финан­совый капитал. Складывается широкая монополистическая структура, деятельность национальных корпораций принимает международный характер. В наиболее развитых НИС образова­лись международные монополии, по масштабам своих операций не уступающие ТНК ведущих индустриальных государств.

Наряду с экспортом товаров растёт вывоз предприниматель­ского капитала, за рубежом образуется сеть филиалов и дочер­них компаний производственного характера. Прямые зарубеж­ные инвестиции начинают дополнятся вывозом капитала в ссуд­ной форме. НИС постепенно втягиваются в борьбу за рынки сбыта, сферы приложения капитала, изменение схем междуна­родного разделения труда.

Из современных тенденций развития новых индустриальных стран можно выделить по меньшей мере две. Одна из них – это интенсивное экономическое развитие за счёт оптимального задействования всего комплекса, в первую очередь, внутреннего экономического, сырьевого, людского (идеологического, психо­логического) потенциала.

Вторая из основных современных тенденций развития новых индустриальных стран состоит в их активной интеграции с развитыми странами. Пока это лишь – тенденция, но по сути своей она знаменательна именно своей направленностью на создание в результате такого процесса огромных экономических конгломе­ратов, территории которых охватывают крупные регионы со­временной цивилизации. «Новая технология и непрерывное стремление достичь более высокой производительности застав­ляют компании строить такие заводы и офисы в развивающихся странах, которые требуют лишь малую долю рабочей силы, ис­пользовавшейся на предприятиях дома»12.