Смекни!
smekni.com

Россия в мировой экономике (стр. 43 из 50)

Критерии, по которым те или иные государства относят к «новым индустриальным странам» по методике ООН, следую­щие:

– размер валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения;

– среднегодовые темпы его прироста;

– удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП. Он должен быть более 20%;

– объём экспорта промышленных изделий и их доля в об­щем вывозе;

– объём прямых инвестиций за рубежом.

По всем этим показателям «новых индустриальные страны» не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.

Так, например, Тайвань за период с 1952 по 1993 г. увеличил объём ВВП в 170 раз (при росте населения примерно в 2,5 раза), а оборот внешней торговли – в 534,6 раза. Среднегодовые тем­пы экономического роста составили 8,7%, при сохранении низ­кого уровня инфляции – 3,6%. По показателям социального развития Тайвань находится на уровне ведущих стран мира. Объём валового национального продукта на душу населения здесь составляет более 12 тыс. Долл. (середина 90-х годов).

Подсчитано, что на протяжении 30 лет (1960-1990 гг.) темпы развития экономики Азиатского региона в целом составляли бо­лее 5% в год, в то время как в европейских странах - 2%. Поми­мо Тайваня высокие темпы роста в 90-е годы демонстрирует Южная Корея – 8%, Сингапур – около 8%, Малайзия – более 9% в год.

Высокие темпы развития экономики «новых индустриальных стран» сопровождается значительным повышением благосостояния населения. Так, за период с середины 60-х до начала 90-х годов годовой доход на душу населения в этих странах вырос в 4 раза. По прогнозам международных экспертов. Восточная Азия может перегнать к 2010 г. по объёму валового национального продукта Западную Европу, а к 2020 г. – Северную Америку.

Особо следует сказать о Сингапуре, который в 1995 г. первым из государств Юго-Восточной Азии получил статус «индустриально развитого». Такое звание официально присвое­но ему Организацией экономического сотрудничества и разви­тия (ОЭСР). Три десятилетия стабильного экономического роста превратили Сингапур из небольшого порта в девятую страну в списке богатейших государств мира (в пересчёте ВНП на душу населения). В условиях политической стабильности промыш­ленность страны постоянно набирала обороты в среднем со ско­ростью 8,4% в год, а каждый из её жителей повысил свой жиз­ненный уровень в среднем в 7 раз. Ежегодный доход среднеста­тистического жителя Сингапура составил в 1995 г. 22,3 тыс. долл. США – выше, чем в Великобритании, бывшей метропо­лии. Кстати, и Гонконг, бывшая колония Великобритании, по многим социально-экономическим аспектам уже превзошёл свою метрополию.

Рассматривая экономическую модель «новых индустриаль­ных стран» и особенности ее успешного развития, как правило, указывают на внешние и внутренние факторы этой модели, обеспечившие ей громкий успех. Объективно характер этих двух групп факторов дополняется гибкой, сбалансированной полити­кой правительства каждой из стран НИС. Не касаясь проблем внутренней структуры «новых индустриальных стран», эволю­ции их хозяйственного механизма, рассмотрим особенности внешнеэкономического фактора НИС и его роль в возвышении «драконов» Азии и развитии НИС Латинской Америки.

Как свидетельствует мировой опыт, вступая в активное меж­дународное экономическое сотрудничество, та или иная страна начинает с привлечения иностранных инвестиций и стимулиро­вания роста внешней торговли. При этом страны проходят в области структурной перестройки своей экономики все звенья технологической цепочки – от сырья к наукоемким товарам. Для модернизации и развития наиболее перспективных, «выгодных» в плане международного разделения труда отраслей использу­ются доходы от экспорта.

По такому пути прошли США, Германия, Япония. Так, США начинали с экспорта сырья, пшеницы, хлопка, меди, угля и др. ФРГ в 50-е годы – с угля, черных металлов, химической продук­ции. Япония – с текстиля, металлов, химической продукции.

В шестидесятые годы на такой путь вступили ряд стран Вос­точной Азии и Латинской Америки – «новые индустриальные страны». Все они активно использовали внешние источники экономического роста. К ним прежде всего следует отнести ши­рокое привлечение иностранных капиталов, техники и техноло­гии из промышленно развитых стран.

Каковы причины выделения «новых индустриальных стран» из остального развивающегося мира?

В силу ряда причин некоторые «новые индустриальные стра­ны» оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран. Так, сфера политиче­ских интересов США распространялась на Тайвань и Южную Корею, как на противостоящие «коммунистическому влиянию» страны Восточной Азии. Этим странам была оказана беспрецедентная экономическая помощь и военная поддержка. Например, Тайваню была оказана помощь в полтора миллиарда дол­ларов. В период 1950-1965гг. помощь США составила 34% со­вокупных инвестиций на Тайване, в том числе 74% в инфра­структуру, 59% в сельское хозяйство и 13% в промышленность. Все это в огромной степени дало стартовый толчок в развитии экономики Тайваня.

На формирование современной структуры экономики «новых индустриальных стран» большое влияние оказали прямые инве­стиции. В первую половину 80-х годов прямые инвестиции в экономику НИС достигли 42% прямых капвложений в разви­вающиеся страны. Среди промышленно развитых стран веду­щим инвестором предпринимательского капитала в «новые ин­дустриальных страны» являются США. Величина их прямых инвестиций составляет 10% от общего объема таких инвестиций за рубежом. На втором месте по объему прямых инвестиций в НИС стоит Япония.

Японские инвестиции способствовали индустриализации НИС и росту конкурентоспособности их экспорта. Весьма за­метную роль они сыграли в превращении «новых индустриаль­ных стран» в крупных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Только за 1982-1985гг. эти инвестиции воз­росли на Тайване более чем в два раза, в Гонконге – на 61%. За это время с участием Японского капитала была сформирована крупная производственная база, позволившая этим странам стать экспортерами высококачественных готовых изделий. В Южной Корее, где японские инвестиции с начала 80-х годов со­ставляли более половины общего объема иностранных прямых инвестиций, за прошедшие годы был создан комплекс по произ­водству станков, электротехнического оборудования, морских судов и т.д.

Для «новых индустриальных стран» Азии было характерно то, что предпринимательский капитал направлялся главным об­разом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В свою очередь в латиноамериканских НИС он шел в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Широкая экс­пансия зарубежного частного капитала привела к тому, что в «новых индустриальных странах» фактически нет ни одной от­расли экономики, где не было бы иностранного капитала.

Доходность инвестиций в азиатские НИС заметно превосхо­дит подобные возможности в латиноамериканских странах.

Закономерен вопрос: почему иностранный частный капитал всё более активно внедрялся в некоторые страны Азиатского ре­гиона?

Ситуация в развитии мирового хозяйства в конце 60-х годов сложилась таким образом, что интересы и стратегия развития транснациональных корпораций совпали с возможностями и устремлениями ряда азиатских государств. Столкнувшись с раз­ного рода ограничениями импорта и невысокой платежеспособностью развивающихся стран, транснациональные корпорации, чтобы удержать перспективные рынки, идут на частичную заме­ну экспорта товаров вывозом капитала для налаживания соот­ветствующих производств на месте.

Деятельность транснациональных корпораций в том же на­правлении подталкивалась конъюнктурой насыщенных рынков развитых стран, обострившейся конкуренцией, борьбой за сни­жение издержек производства. В местах же своего базирования транснациональные корпорации делают упор на развитие науко­ёмких производств. Характерно, что «азиатские драконы» оказа­лись готовы воспринять эти изменения международной эконо­мической конъюнктуры и использовать их в своих целях.

Важную роль в привлечении транснациональных корпораций именно в Азиатский регион сыграли следующие обстоятельства.

1. Выгодное географическое положение «новых индустриаль­ных стран». Все они находятся на перекрестке мировых торгово-экономических путей, вблизи от центров мирового хозяйства – США, Японии.

2. Почти во всех «новых индустриальных странах» сложились автократические или близкие к таковым политические режимы, лояльные к промышленно развитым странам. В них была обес­печена политическая стабильность, демократические и полити­ческие преобразования были направлены в пользу экономиче­ских реформ. Иностранным инвесторам была обеспечена высо­кая степень гарантий безопасности их инвестиций.

3.Определённую роль сыграли такие неэкономические фак­торы, как трудолюбие, старательность, дисциплинированность, бережливость населения «новых индустриальных стран» Азии.

В определённой степени эти факторы оказались решающими в своеобразном соревновании между двумя моделями НИС – азиатской и латиноамериканской.

В чём суть этих моделей?

Первая – предполагает развитие национальной с преимуще­ственной ориентацией на внешний рынок, на экспорт.

Вторая модель – ориентирована на импортозамещение.

Первой модели, как указывалось выше, следовали в конце прошлого века США, после 2-й мировой войны – западноевропейские страны, Япония, а затем и НИС Азии. Вторая модель в значительной степени свойственна латиноамериканским НИС.