Смекни!
smekni.com

Содержание памятной книги: «Мы – Первая рота курсантов» (стр. 3 из 37)

Курсовыми офицерами первой роты в разное время были лейтенанты, в последствии старшие лейтенанты В.П. Потапов, А. А. Семкин, С.А. Нюкало. Должностные обязанности распределялись между ними следующим образом: по два взвода приходилось на каждого курсового офицера. Отношение курсантов к ним был неодинаковым: к Потапову относились с уважением за простоту и незаносчивость, считали «своим мужиком», Семкина курсанты первого и второго взводов в массе своей не любили, считали противным за то, что «сует нос во все дыры», а Нюкало казался уж чересчур простым, эдаким малообразованным крестьянским сыном. Конечно, такие мнения страдали субъективностью, на самом-то деле все эти молодые офицеры, по возрасту недалеко ушедшие от курсантов, дело свое знали и по мере сил и возможностей делали из нас военных специалистов. Никто из них просто так номер не отбывал, а тем более не злоупотреблял должностным положением, как это нередко бывает в наше время.

Первоначально набор первой роты курсантов составлял более 140 человек, представителей самых разных городов и весей бывшего необъятного СССР. Особенно много было представителей Калининграда и области, а также Белоруссии. Довольно значительным оказался контингент с Украины. Несколько меньше оказалось представителей Москвы и подмосковного Нахабина. Были люди из Прибалтийских республик, Молдавии, разных областей и краев России. Большинство приехали учиться всерьез и надолго, но некоторые довольно скоро покинули ряды курсантов, в том числе и из-за элементарного нежелания учиться в высшем военно-учебном заведении, когда стало более или менее ясно, в чем эта учеба заключается.

Примерно тридцать человек отсеялось после первой же сессии, зимой 1975 г., пополнив ряды училищного батальона обеспечения учебного процесса (БОУП), то есть став рядовыми срочной службы на общих солдатских основаниях. Учеба, совмещаемая с постоянными работами на различных объектах училища, выполнением многочисленных служебных обязанностей, многим поначалу давалась с большим трудом. Тем более что в первом семестре пришлось постигать такие сложные теоретические дисциплины, как высшая математика и начертательная геометрия, доступные пониманию далеко не каждого. Приходилось зубрить тяжелые непонятные науки, а делать это было нелегко, потому что в часы самоподготовки после пережитых в первой половине дня физических нагрузок приходилось в первую очередь бороться со сном (а до обеда, соответственно, с голодом).

Однако в конечном итоге теоретические трудности удалось преодолеть, во многом благодаря тому, что преподавали данные дисциплины лучшие преподаватели кафедры общеобразовательных дисциплин: высшую математику - доцент Л.П. Клиновская, а «начерталку» - Э.М. Алеева. Уж как они старались вложить в не очень сообразительные курсантские головы формулы, плоскости и проекции, проводили дополнительные занятия, применяли все возможные педагогические методы. И добились того, что большинство их подопечных сумели освоить материал и успешно сдать экзамены. В дальнейшем подобные общетехнические дисциплины давались нам значительно легче, в том числе знаменитые термех и сопромат во втором семестре первого курса.

Третьей дисциплиной, по которой пришлось сдавать экзамен в первом семестре, оказались инженерные заграждения. Часов по этому предмету было удивительно много, в том числе практических в полях, где приходилось подрывать тротиловые шашки разной мощности, устанавливать противотанковые мины вручную и с прицепного минного заградителя. Под руководством преподавателей полковников Б.И. Осовицкого и Г.М. Зацерковного курсанты освоили практически все виды инженерных боеприпасов, средства разминирования, кумулятивные подрывные машинки КПМ-1 и КПМ-2. Этот экзамен большинство курсантов первой роты сдали с первого раза, предмет нам нравился.

Наряду с отстающими, уже по итогам первой экзаменационной сессии выявились отличники, будущие золотые медалисты и краснодипломники Е. Цыбизов, Е. Муратов, А. Бабич, В. Ярошенко, В.Буренок, В. Аниськов и другие. Курсант Е. Цыбизов за отличные успехи в учебе был досрочно отпущен на зимние каникулы, как и курсант Фатеев из второй роты. Объявил об этом торжественно, перед строем факультета лично В.Ф. Комар. На остальных курсантов первого факультета это произвело сильное впечатление, заставило подтянуться, встряхнуться и с удвоенной энергией взяться за учебу. В дальнейшем поощрение особо отличившихся курсантов перед строем факультета стало устойчивой традицией.

Начиная со второго семестра учиться стало не то чтобы легче, но уже без фатальной обреченности на неуспех. Втянулись в учебный процесс, поняли, что нужно для успешного прохождения семинаров, лабораторных и практических работ, сдачи зачетов и экзаменов. Приходилось осваивать множество предметов, как военных, так и общетехнических. Очень много времени уделялось изучению машин инженерного вооружения на кафедре полковника Н.Г. Бородина. Занятия проводились преимущественно в классах учебных машин и лабораториях, надо сказать, прекрасно оборудованных. В книге «Школа военных инженеров» издания 1980 г. имеется иллюстрация, на которой курсанты первого взвода первой роты первого факультета изучают на занятии устройство гидросистем инженерных машин. Узнаваемые лица преподавателя и курсантов, портрет Ленина на стене и разнообразное лабораторное оборудование. А если есть материальная база для проведения занятий, то и обучение будет эффективным. В этом случае появляется возможность поточного обучения с последовательной отработкой учебных вопросов на разных стендах и установках.

Очень много времени уделялось изучению дисциплин кафедры эксплуатации и ремонта машин инженерного вооружения, которую возглавлял полковник В.Н. Примак. По плану изучения дисциплины «Детали машин» приходилось осваивать некоторые рабочие специальности: электоросварочные работы, лужение, кузнечное дело, токарное и слесарное ремесло. Изучали передвижные ремонтные мастерские, методы восстановления деталей. И всегда все работало, преподаватели понятно объясняли особенности трудовых процессов, знакомили с инструментами, инженерным оборудованием, технологией материалов, руководили лабораторными исследованиями, а курсанты все это с удовольствием постигали опять же под чутким руководством преподавателей. Неудивительно, что коллективы кафедр машин инженерного вооружения и эксплуатации и ремонта машин инженерного вооружения стали победителями смотра на лучшую учебно-материальную базу в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Помимо военно-технического, большое внимание уделялось и чисто военному образованию. Общая тактика, защита от оружия массового поражения, топография, огневая подготовка находились в ведении кафедры общевойсковых дисциплин, которую возглавлял полковник В.И. Вислогузов. Здесь в первую очередь вспоминаются полевые тактические занятия, ночное ориентирование на местности, тактические учения с использованием полевых радиостанций и, конечно, занятия на городке химзащиты, где курсанты учились тушить настоящий напалм с помощью обычной солдатской шинели. Особенно сложно на занятиях по ЗОМП было выполнить нормативы по скоростному надеванию общевойсковых защитных комплектов (ОЗК). Многочисленные шпеньки, завязки, тугая негнущаяся резина, к тому же с резким неприятным запахом, жесткие временные рамки и неумолимый преподаватель с секундомером – все это не раз потом вспоминалось как кошмарный сон. Однако некоторые курсанты справлялись с этой сложной задачей легко, без всяких затруднений. Младший сержант В. Шлея даже получал внеочередные увольнения за успешную сдачу нормативов по ЗОМП.

На третьем и четвертом курсах особенно много времени, насколько помнится, в учебных программах пятигодичного училища отводилось предмету «Инженерное обеспечение боя». Одноименную кафедру возглавлял очень авторитетный начальник полковник Н.Я. Арютов, известный чуть ли не всем инженерным войскам. Во всяком случае, в 80-е годы его имя хорошо было известно и в Москве в Военно-инженерной академии. На занятиях по данной кафедре очень большое внимание уделялось полевым занятиям, на которых курсанты предметно изучали основы выполнения многочисленных задач инженерного обеспечения. Другими словами, убеждались, что с помощью уже изученных машин инженерного вооружения можно с высокой эффективностью выполнять практически все задачи инженерного вооружения. Кроме того, на полевых занятиях по инженерному обеспечению боя постигались навыки практической работы командира и начальника инженерной службы в условиях, приближенных к реальной боевой обстановке. Курсанты получали наглядное представление о том, как должны проводиться тактико-специальные учения с войсками.

Завершали же цикл обучения по военным и военно-техническим дисциплинам производственная практика и войсковая стажировка. В отличие от нынешних времен, вопрос с выделением денег для перемещения курсантов из Калининграда в другие города и веси бывшего Советского Союза тогда не стоял, поэтому география прохождения практики и стажировки была весьма обширная. И то, и другое мероприятие продолжалось в течение месяца, не считая времени на проезд к месту проведения.