Смекни!
smekni.com

Содержание памятной книги: «Мы – Первая рота курсантов» (стр. 4 из 37)

Организатором производственной практики с выездом курсантов на военные заводы, выпускающие или ремонтирующие инженерную технику, выступила кафедра эксплуатации и ремонта машин инженерного вооружения. Проходила практика зимой 1978 г. в начале второго семестра четвертого курса обучения. Местами проведения стали Ярославль, Тамбов, Слуцк, станция Красные Зори под Ленинградом и другие населенные пункты, где имелись военные заводы. Группы для проведения практики сформировали достаточно большие по численности, человек по десять и больше.

Впервые курсанты оказались в непривычной, большинством из нас никогда не виданной индустриальной среде, причем в качестве не наблюдателей, а участников производственного процесса. Заводские мастера и бригадиры расставляли всех по участкам, где мы и знакомились с производством. Трудно с уверенностью сказать, так ли уж это пригодилось большинству участников практики в дальнейшей службе, но что касалось свободного времени, походов на местные дискотеки и прочие замечательные места досуга, то с этим у практикантов, независимо от места пребывания, все было в полном порядке. Особенно довольными выглядели «тамбовчане», их восторженные разговоры о достоинствах славного города Тамбова продолжались, по крайней мере, еще полгода после окончания практики.

Войсковую стажировку организовывала, конечно же, кафедра общевойсковых дисциплин. Здесь группы формировались небольшими по численности, каждому курсанту выдавалось командировочное предписание. Географический размах стажировки был необычайно обширным – практически все крупные войсковые части и соединения, располагавшиеся в Европейской части СССР. За Урал не поехал никто, очевидно, деньги все же экономились, да и какой смысл, если в европейских военных округах было все необходимое для ознакомления с реальной жизнью нормальных войсковых частей, а не каких-нибудь БХВТ, которые с энтузиазмом создавали на месте боевых частей в 90-е гг. прошлого века. Проходила стажировка в начале пятого курса, в сентябре 1978 года.

Большинство курсантов стажировалось в должностях командиров инженерно-саперных, понтонно-мостовых, переправочно-десантных, дорожных взводов, реже, в основном сержанты, - командиров рот и заместителей командиров рот. Наиболее ценным из того, что вынесли стажеры после месячного пребывания в войсках, стало, скорее всего, представление о масштабах и сложности военного хозяйства. Например, подмосковные Таманская и Кантемировская дивизии – это, оказывается, по площади и «населению» целые небольшие города или, по крайней мере, поселки.

Кроме того, впервые удалось заглянуть за пределы собственно инженерных войск и оценить, как много существует в сухопутных войсках разных военных специальностей – танкистов, артиллеристов, пехотинцев, связистов, химиков, автомобилистов, РЭБовцев и других, и у всех свои традиции, свой образ жизни, можно сказать, свой фольклор. И всем никак не обойтись без инженерных войск – на стажировке такое понимание стало особенно четким, превратившись из сентенции в реальный факт. Вот поэтому в инженерных войсках столько самой разнообразной техники, которая имеет привычку ломаться в самый неподходящий момент, например, на учениях или инспекторских проверках.

Так что не зря нас так усиленно обучали эксплуатации и ремонту этой самой техники, ведь в любой части, тем более соединении, машинами инженерного вооружения были буквально забиты боксы и открытые стоянки. Хорошо, допустим, мотострелкам – у них из техники только БМП да БТР, их уж как-нибудь можно выучить, опять же танкисты, а тут десятки наименований. Вот это осознание важности военно-технической подготовки, которую в полной мере давало пятигодичное училище, как раз и пришло в ходе войсковой стажировки.

Вспоминаются преподаватели военных и военно-технических кафедр, внесшие наиболее весомый вклад в обучение курсантов первой роты. Помимо уже упомянутых начальников кафедр и преподавателей, это А.Н. Андросов, И.Д. Арьков, А.Г. Качалов, Э.И. Каллэ, В.П. Ананьев, А.И. Гельфарб, М.И. Лобачев, Н.Я. Мосиюк, В.М. Ненашев, В.Б. Казимиров, В.П. Карпенко, В.Ф. Милюков, И.П. Разбойников, А.П. Шаров и многие другие. С благодарностью можно вспомнить и преподавателей гуманитарных кафедр (тогда они назывались кафедрами марксизма-ленинизма) – начальника кафедры полковника А.А. Сгурского, М.К. Пашина, В.П. Пакина, В.И. Люлечника и других. Вдохновенно читал курс военной истории полковник В.Н. Мишин – маленького роста, подтянутый, обладавший прекрасной эрудицией, учивший нас не только своему предмету, но и делившийся богатым военным и жизненным опытом.

Нельзя не упомянуть и некоторых гражданских преподавателей, хотя их фамилии помнятся не так хорошо, все-таки общетехнические дисциплины изучались на первом и втором курсах. Однако все выпускники первой роты наверняка помнят строгую, но справедливую преподавательницу теоретической механики В. Бекасову, толстого и добродушного преподавателя сопромата Ю.Н. Болдырева, преподавателей физики Ю.Н. Ткачева и Р.В. Гречишкину, несравненную К.Н. Дулецкую – преподавателя английского языка, сумевшую обучить даже тех, кто не имел никаких школьных знаний по языку.

Как уже отмечалось, в училище к началу обучения по пятилетней программе была создана самая современная учебно-материальная база. В распоряжение курсантов предоставлены оснащенные новейшей аппаратурой, приборами, уникальными установками лаборатории, кабинеты, специализированные классы, кинолекционные залы и даже такие экзотические по тем временам технические приспособления, как классы программированного контроля знаний и вычислительный центр. А фонд библиотеки училища составлял, например, более 100 тысяч экземпляров книг, журналов, брошюр и другой литературы.

Нельзя не упомянуть и прекрасно оборудованные городки кафедр, находившихся в учебном центре за пределами училища. Оказывается, их было целых двадцать два, кроме того, в училище были свой машинодром, полевой лагерь, стрельбище, тир. На машинодроме начиналось обучение вождению грузового автомобиля с тем, чтобы в конце третьего года обучения каждый курсант мог получить права на вождение автомобильной техники. На стрельбище вели огонь из автомата Калашникова по падающим и поднимающимся мишеням, в тире осваивали пистолет Макарова, а в полевом лагере в конце пятого курса две недели занимались на учебных полях, жили в палатках и питались с полевой кухни.

Естественно, при такой организации и учеба была плодотворной. Да и могло ли быть по-другому, если в те времена, тридцать с лишним лет назад, на занятиях с курсантами использовались киноустановки, диапроекторы, кадропроекторы, эпидиаскопы, магнитофоны. Например, в феврале 1977 г. перед личным составом училища демонстрировался настоящий учебно-документальный фильм «Действия отряда обеспечения движения», созданный для войск студией Министерства обороны СССР по сценарию, написанному офицерами училища полковником Н.Я. Арютовым и подполковником Г.И. Зубакиным. Даже сейчас во многих российских вузах, особенно бедноватых государственных, нет такого великолепия в отношении учебно-материальной базы, а тогда это воспринималось как само собой разумеющееся, дескать, а как же иначе. Спасибо преподавателям тех времен за то, что благодаря своему опыту и методическому мастерству они превращали прекрасно оборудованную учебно-материальную базу в эффективное средство повышения качества как классных, так и полевых занятий.

Своеобразными вехами учебы, да и всей жизни курсантов первой роты на протяжении пяти лет были разные инициативы, связанные с важными партийно-государственными событиями. Тогда так было принято. Например, в 1975-76 гг. развернулось соревнование за почетное право подписать рапорт Ленинского комсомола XXV съезду КПСС. От первой роты соревнование возглавил курсант В. Сирота. Безусловно, для большинства курсантов соревнование казалось чистой воды формализмом, но ничего, старались соответствовать требованиям командиров и политработников. Конечно, давно нет ни партии, ни комсомола, а тогдашние инициаторы подобных мероприятий – политработники и преподаватели марксизма-ленинизма - не моргнув глазом, переквалифицировались в штатных демократов-антикоммунистов, последними словами ругая и проклиная «проклятые времена застоя». А чего ругать, вы же сами и создавали этот застой, губили тупым формализмом хорошие и полезные начинания.

Годом позже курсантские подразделения соревновались за право подписать рапорт Центральному Комитету КПСС в честь 60-летия Великого Октября. И лучших результатов, как отмечало командование, в социалистическом соревновании добилось подразделение старшего лейтенанта Д.П. Акимова. С 1977 г. и до самого выпуска первая рота курсантов всегда была на первых ролях, а командир роты и курсовые офицеры В.П. Потапов и А.А. Семкин постоянно упоминались в лучшую сторону в приказах по училищу как победители социалистического соревнования.

Торжественно отмечалось в феврале 1978 г. 60-летие Советских Вооруженных Сил (тогда никаких дней защитников Отечества и в помине не было). Вновь подводились итоги соревнования в честь уже этой славной даты, и здесь в лучшую сторону отмечался первый факультет во главе с В.Ф. Комаром, но в его рамках именно подразделение Д.П. Акимова значилось победителем. Кроме того, комсомольские активисты первого факультета постоянно организовывали ленинские уроки, экскурсии к местам боевой славы, встречи с участниками Великой Отечественной войны. С большим успехом проходили читательские конференции, например, по книге генерала армии П.Н. Лащенко «Офицерская юность». Приходилось и «глубоко изучать» нетленные труды классика отечественной литературы Л.И. Брежнева «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», за этим строго следили политработники, те самые будущие демократы. Но все равно, ничего особо страшного в этих мероприятиях не было, не такими уж и тупыми были те книги, какую-никакую воспитательную функцию выполняли.