Смекни!
smekni.com

работа (стр. 6 из 18)

Представления Форда о менеджменте и его управленческая практика отличались большим своеобразием. Он, как ему казалось, нашел универ­сальные приемы построения различных процессов и управления ими. Со­здание материально-технических основ массового производства, таких как ускорение, стандартизация, кратчайшие расстояния, минимальные затраты, эффект масштаба, завершалось «пригонкой» к ним человеческого фактора. Иными словами, автоматизация всей деятельности предприятия. Но чем больше вырастала фордовская организация и чем сложнее становилась ее структура с тысячами внутренних и внешних связей, тем меньше его пони­мание роли и места человеческого фактора отвечало задачам корпоратив­ного менеджмента.

Новейшие технологии, железная дисциплина, поточное производство составляли парадный фасад Ford Motor Company. Компания казалась оли­цетворением несокрушимой мощи, индустриальным гигантом, повиную­щимся несгибаемой воле ее создателя. Но при ее неоспоримых и гранди­озных достижениях, которым дивился весь мир, ахиллесовой пятой фордовского предприятия стал именно менеджмент.

Раздутый штат служащих ведет к неэффективности и расточительности, так как рас­ходы на его содержание повышают цену продукта и бьют по карману потребителя. Поэтому долг промышленника, если он служит обществу -позаботиться о хорошей организации управления, которую Генри понимал по-своему.

Для ускорения всех дел высший руководитель делегирует особые пол­номочия доверенным, приближенным лицам. Значительная часть указаний дается в устной форме. Никакой волокиты и бумаготворчества. Никаких экспертов, аналитиков, консультантов - у них книжные знания вчерашнего дня. В ногу со временем идет только практика. Незачем оглядываться на конкурентов. У них свой бизнес, у нас свой, они нам не образец. И ника­кого вмешательства извне, даже со стороны правительства. Компания Фор­да делает легальный бизнес и служит обществу.

Генри высмеивал «организационных гениев», рисующих подобие дере­ва, увешанного снизу доверху «красивыми круглыми ягодами, которые носят имена лиц или должностей. Каждый имеет свой титул и известные функции, строго ограниченные объемом и сферой деятельности своей ягоды». Доказывая, что его компания не имеет никакой системы управле­ния с фиксированными полномочиями, Форд удивил читателей не мень­ше, чем «Кораблем мира». Если нет официальных должностей, как соста­вить ведомость на заработную плату!

Что же имел в виду Форд? Иерархическое «дерево» у Ford Motor Company, конечно, тоже было. Росли на нем и «ягоды». Составлялись и ведомости на получение зарплаты. У компании имелось множество регио­нальных и зарубежных отделений, сборочных заводов и сбытовых контор. Когда Форд критиковал «организационных гениев», к существовавшим под­разделениям добавилась масса новых: тракторный завод, автомобильная компания Lincoln, железная дорога, транспортная флотилия, издательство и типография, фермы, магазины, лесозаготовки, шахты, рудники, вспомога­тельные производства, малые сельские предприятия, аэродром, инженер­ная лаборатория, радиостанция и др.

Почему же при такой сложной и разветвленной организации Форд не считал систему служебных полномочий важным фактором управления? Предпочитал хаос и самотек? Или за его фразами скрывалось нечто не­ординарное и гениальное? Прежде всего, он считал, что не нужно «изобретать» служебные обя­занности: когда нужно, они сами появятся и в нужном количестве. Для выпуска автомобиля создано поточное производство со всеми стандартами и спецификациями. По ним можно строить не только одинаковые автомо­били, но и одинаковые заводы. Всем этим руководит один человек с не­большим штатом помощников. Стандартизация снимает множество выполняемых вручную бухгалтерс­ких операций. Без нее потребовались бы горы ведомостей, справок, на­кладных, на одной бумаге можно разориться, а скольких клерков, бухгал­теров, машинисток пришлось бы содержать? У Форда нет больших канце­лярий: учет и контроль переносятся из конторы на завод. Роль контролеров и учетчиков выполняют высокоточные измерительные приборы, стандарт­ные партии грузов не требуют проверки на комплектность, при утилизации отходов не пропадает даже щепка, непрерывность операций сводит к ми­нимуму управление запасами, заданный ритм конвейера делает излишни­ми часть инструкторов и контролеров. Словом, стандартизация и конвейеризация сводит к минимуму роль управленца как человека, которому свойственно ошибаться или работать недобросовестно. Если процесс хорошо построен и отлажен, им уже не­зачем управлять, т. е. манипулировать, вносить исправления и т. п.; за ним достаточно наблюдать, чтобы предотвратить какие-то случайные сбои. Конечно, без бухгалтеров и кадровиков не обойтись, но их роль вторич­на. Нужно лишь знать, сколько поступило материалов и сколько выпуще­но автомобилей, каковы расходы и доходы. Всю бухгалтерскую и прочую документацию, считал Форд, можно без ущерба для производства сокра­тить до приемлемого минимума. Целая корзина «ягод» укладывается в одну горсть!

Если один рабочий в состоянии обслуживать несколько станков, то один «ходячий» управленец заменит дюжину приросших к стульям бю­рократов место писанины он пустит в ход свои глаза и голос. Столы и стулья стали запретными предметами на производстве, так же как сигаре­та! Избавившись с помощью приборов и стандартов от возни с докумен­тами, служащие Форда видят процесс целиком и могут вовремя заметить неполадки.

Генри Форд на каждом шагу открывал резервы эффективности. Чтобы заставить предприятие работать для прибыли, нужно не цены устанавли­вать по себестоимости, а себестоимость по отпускной цене. Если в плано­вом порядке снижать цены, каждый работник компании начнет давать максимум производительности и снижать издержки, равняясь на цену 5. Волевое решение, без предварительных расчетов, он применил и в крити­ческий для компании момент: осенью 1920 г. понадобилось ликвидировать запасы и выручить деньги. Менеджеры не решались взять ответственность на себя, и тогда глава компании, написав карандашом на листе бумаги цифры, раздраженно сказал: «Вот вам ваши цены!»

Впрочем, правление собира­лось редко, а менеджеры и так знали, что раз все решает мистер Форд, «тройка» всегда равна «единице». Отсутствием видимых атрибутов вла­сти «автомобильный король» выделялся среди всех правителей на зем­ном шаре, зато стал неограниченным самодержцем, без советников и без парламента.

Верхушку «организационного дерева» компании как будто потрепал ураган: ствол остался, а многие ветки поломало. Вместо них тянулись «вож­жи», если так можно представить себе неформальные методы управления через фаворитов с очень широкими полномочиями.

Управление компанией при Генри Форде можно отнести к так называ­емому предпринимательскому типу, характерному для компанейского или семейного бизнеса. На нижнем и среднем этажах управленческой иерар­хии работали наемные служащие, а собственники (компаньоны) являлись высшими администраторами. В менеджерской фирме XX столетия выс­шее руководящее звено состояло из служащих во главе с президентом (генеральным директором), подотчетных совету директоров. Высшие ме­неджеры и президент не являлись владельцами фирмы и могли быть наняты и уволены. Функции собственности и управления разграничива­лись, что укрепляло ответственность за эффективное использование вло­женного капитала.

До смены руководства в 1945 г. и реорганизации в последующие годы компания Форда не являлась менеджерской и не во всем походи­ла даже на типичную предпринимательскую. Ее высшее звено (с правом принятия решений), с учетом разницы положения Форда-старшего и его сына, состояло самое большее из полутора человек. Диктатура Генри усиливалась фаворитами. Их он использовал для давления на сына и на всю компанию.

Фордовское управление не походило и на классические модели ме­неджмента, разработанные в годы его жизни. От фабричной системы Ф. У. Тейлора она отличалась прежде всего тем, что в своей производ­ственной части представляла собой автоматизированное поточное про­изводство. Тейлор изучал обычное (не массовое) производство, кото­рым руководили многочисленные учетчики, инструкторы, контролеры и т. д. Корпоративное же управление по А. Файолю предусматривало раз­граничение функций собственников и управляющих, организационное построение, иерархию с формальными обязанностями, а вовсе не прав­ление одного лица.

Ошибки в организации управления у Форда скрадывались исключи­тельным коммерческим успехом модели Т и хорошей работой отдельно взятых подразделений. До середины 1920-х годов компания обладала силь­ными конкурентными преимуществами. Но когда положение на рынке из­менилось не в ее пользу, Форд не провел никаких реформ. Отсутствовали маркетинг и финансовый анализ. Вместо расчета нормы прибыли на инве­стиции, чтобы сравнить работу центров получения прибыли, велась про- стая калькуляция доходов и расходов. Для Форда цель бизнеса была дво­якой: не просто получение доходов, но и возможность делать то, что хо­чется. Вторая цель постепенно вытесняла первую.

Организационно правовая форма в компании АвтоВАЗ.

Кодекс корпоративного поведения ОАО <АВТОВАЗ>

Корпоративное поведение есть система отношений между акционерами общества, членами совета директоров, единоличным исполнительным органом общества, а также другими заинтересованными лицами.