Смекни!
smekni.com

Судебное разбирательство в суде первой инстанции (стр. 12 из 23)

8) сведения о разъяснении участникам процесса их прав, обязанностей и ответственности;

9) подробное содержание показаний;

10) вопросы, заданные допрашиваемым, и их ответы;

11) результаты произведенных в судебном заседании осмотров и других действий по исследованию доказательств;

12) обстоятельства, которые участники судопроизводства просят занести в протокол;

13) основное содержание выступлений сторон в судебных прениях и последнего слова подсудимого;

14) сведения об оглашении приговора и о разъяснении порядка ознакомления с протоколом судебного заседания и принесения замечаний на него;

15) сведения о разъяснении оправданным и осужденным порядка и срока обжалования приговора, а также о разъяснении права ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции;

16) меры воздействия, принятые в отношении нарушителей порядка судебного заседания (ч. 3–4 ст. 259 УПК).

Основное содержание прений сторон и последнего слова подсудимого излагается в протоколе следующим образом. Сначала указывается, в какой последовательности и кто выступал с речью в прениях; подробности речи не приводятся, а отмечаются лишь выводы, сделанные участниками процесса: об имевшем место деянии, виновности подсудимого, квалификации содеянного, предложения о наказании, смягчающие и отягчающие обстоятельства, об удовлетворении гражданского иска, если таковой был заявлен. Отсутствие в протоколе сведений, указанных в приведенном перечне под пунктами 14 и 15, влечет отмену приговора по мотивам лишения и ограничения гарантированных процессуальным законом прав участников судебного разбирательства.

Отсутствие в деле протокола судебного заседания, независимо от того, протокол ли это предварительного слушания, апелляционного производства или судебного разбирательства, является безусловным основанием для отмены приговора (п. 11 ч. 2 ст. 381 УПК). Все сказанное по отношению к протоколу судебного разбирательства полностью имеет отношение и к протоколам предварительного слушания и апелляционного производства.

В окончательном виде протокол должен быть готов для ознакомления и подписан в течение трех суток после окончания судебного заседания. В тоже время протокол может изготавливаться по частям уже по ходу судебного разбирательства. По просьбе сторон части протокола им могут быть предоставлены для ознакомления по мере их изготовления. Изготовление протокола по частям имеет смысл тогда, когда судебное рассмотрение дела имеет длительный характер. Как протокол в целом, так и его части подписываются председательствующим судьей и секретарем судебного заседания.

Сторонам предоставляется возможность ознакомления с протоколом судебного заседания при наличии их письменного ходатайства. По общему правилу, на изучение протокола отводится пять суток с момента его подписания. Однако, исходя из складывающихся обстоятельств, этот срок вправе продлить председательствующий по просьбе участника процесса. Помимо сторон с протоколом могут знакомиться и другие участники процесса (например, свидетели, эксперты) по их просьбе и в части, касающейся их показаний. Председательствующий вправе ограничить изучение протокола предельным сроком, если установит, что лицо явно затягивает время ознакомления с протоколом. По желанию участника судебного разбирательства для него и за его счет может быть изготовлена копия протокола.

Если при ознакомлении с протоколом в его содержании обнаружены какие-то неточности, затрагивающие интересы участника процесса, то заинтересованное лицо вправе принести свои замечания на протокол судебного заседания (ст. 260 УПК). В замечаниях стороны, как правило, просят исправить или дополнить протокол в соответствии с тем ходом судебного разбирательства, который имел, по их мнению, место в действительности. Председательствующему судье как главному субъекту непосредственного исследования материалов дела предоставлено исключительное право удостоверить замечания на протокол либо отклонить их.

Поданные на протокол замечания должны быть рассмотрены председательствующим незамедлительно. По своему усмотрению для уточнения изложенных аргументов судья вправе вызвать лицо, подавшее замечания. Рассмотрев замечания, председательствующий выносит определение об удостоверении их правильности либо об их отклонении[14].

Возможна ситуация, когда одни из замечаний участника процесса подтвердятся и их необходимо удовлетворить, а другие окажутся безосновательными. В таких случаях судья должен вынести общее определение об удостоверении правильности замечаний, и в нем же указать, какие конкретно замечания участника процесса не подтвердились. Определение об отклонении замечаний на протокол судья должен выносить тогда, когда ни одно из замечаний не нашло подтверждения. Замечания на протокол и постановление судьи во всех случаях должны прилагаться к протоколу судебного заседания.

Глава 3. Процессуальные особенности рассмотрения дел в суде общей юрисдикции

3.1. Процессуальные особенности рассмотрения судебных споров

В данном вопросе мы будем рассматривать такие процессуальные особенности, как участие адвоката по уголовным делам в суде первой инстанции.

Защита по уголовным делам – это проблема достаточно серьезная, ее необходимо изучать со всех возможных сторон. В судах уголовные дела занимают значительное место в общем количестве всех дел. Их рассмотрение сопряжено с определенными трудностями и ошибками. Именно в суде наиболее остро встают уголовно-процессуальные вопросы работы адвокатов, поскольку здесь дается оценка работе защитника при расследовании преступления, проходит сего участием судебное следствие и разрешается дело по существу.

У защитника одна процессуальная функция - защита. Защитник необходим в процессе для осуществления защиты, именно этого ждет от него подсудимый. Государственные органы, участвующие в уголовном судопроизводстве, должны принимать все меры к тому, чтобы защитник имел реальную возможность осуществления своих прав.

Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты обвиняемого. В этих словах подчеркнута важность уголовно-процессуальной деятельности адвоката-защитника, ее необходимость для разрешения задач уголовного судопроизводства.

Отказ адвоката от принятой на себя защиты проявляется в различных формах. Но суть такого поведения одна: нарушение права обвиняемого на защиту.

Последствием отказа адвоката от принятой на себя защиты подсудимого являются отмена приговора, направление дела на дополнительное расследование или новое судебное рассмотрение. При этом возникает вопрос о повышении уровня профессиональной подготовки адвоката, поскольку переход на позиции обвинения, склонение подзащитного к признанию, отказ от действий по защите свидетельствуют о неправильном понимании адвокатом своего долга.

Отрицание подзащитным обвинения не может не влиять на позицию защитника. Правовым и нравственным началом защиты является принцип презумпции невиновности, и исходить из обратного (презумпции виновности) защитник не может. Адвокат не вправе утверждать, что подзащитный виновен, если последний заявляет о своей невиновности.

Процессуальный интерес обвиняемого и защитника один: защита от обвинения. Если смотреть на это иначе, то придется признать правомерность действий адвоката во вред подзащитному, что совершенно недопустимо. Деятельность защитника не носит двойственного характера, она двуедина: отстаивая права и охраняемые законом интересы подсудимого, защитник тем самым действует и в интересах государства, пропагандирует российское законодательство, оказывает воспитательное воздействие на граждан, а иногда и предупреждает преступность.

Процессуальная задача адвоката полностью совпадает и с задачами коллегии адвокатов. Но, хотя адвокат-защитник и состоит членом коллегии адвокатов, из этого не следует, что в процессе он является представителем не обвиняемого, а коллегии. Последняя в уголовном судопроизводстве не участвует, и адвокат-защитник свою уголовно-процессуальную деятельность по делу с органами и должностными лицами коллегии адвокатов не согласовывает.

Защита сопряжена со многими трудностями. Обвинение человека, о котором есть основания полагать, что он совершил преступление, кажется естественным. Поэтому действия следователя и прокурора встречают у граждан широкую поддержку, одобрение. Иное происходит с защитником. На участие в деле защитника некоторая часть населения смотрит, как на пустую формальность, которую вынуждены терпеть, но не принимать всерьез. К нему проявляют настороженность, а подчас и недоверие. На его усилия многие смотрят, как на попытку выгородить преступника и увести его от ответственности. Непонимание функции защиты приводит к противопоставлению личных интересов подсудимого государственным. Адвокат-защитник должен обладать высоким профессиональным мастерством и гражданским мужеством, чтобы всей своей деятельностью, показать полное соответствие законной защиты прав личности интересам государства и общества.

Cуд - единственный орган государства, осуществляющий правосудие. Вся предшествующая судебному разбирательству деятельность органов предварительного расследования, имея важное значение для раскрытия преступлений, является подготовительной к рассмотрению дела судом. Именно в судебном разбирательстве наиболее полно действует право обвиняемого на защиту и другие процессуальные и этические принципы.

В ходе судебного разбирательства его участники пользуются равными правами по представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и заявлению ходатайств. Но процессуальное равноправие не означает фактического равенства. Поддерживающий обвинение прокурор представляет государственный орган, располагающий широкими возможностями собирания и представления в суд доказательств обвинения. Прокурор на суде активно реализует те большие возможности для изобличения подсудимого, которые были у органов предварительного расследования. Обвиняемый же при всех своих процессуальных правах находится в положении лица, которое, судят, преследуют в уголовном порядке.