Смекни!
smekni.com

Судебное разбирательство в суде первой инстанции (стр. 4 из 23)

Государственному обвинителю предоставлено право и на изменение обвинения в сторону его смягчения. Это возможно только до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Изменение обвинения возможно: 1) путем исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание; 2) путем исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму уголовного закона, если деяние подсудимого предусмотрено другой нормой уголовного закона, нарушение которой нашло свое отражение в обвинительном заключении или обвинительном акте; 3) путем переквалификации деяния на иное, предусматривающее более мягкое наказание (ч.8 ст. 246 УПК).

Участие защитника в судебном разбирательстве характеризуется активной реализацией им своих правомочий как стороны в процессе: он исследует доказательства, высказывает свое мнение суду по ключевым вопросам уголовного дела, выявляет оправдывающие и смягчающие наказание обстоятельства. При неявке защитника в судебное разбирательство оно откладывается, если не представляется возможным заменить защитника по ходу дела. Если же имела место замена защитника, то суд предоставляет вновь вступившему в дело защитнику время для того, чтобы подготовиться к осуществлению своих полномочий. При необходимости суд по ходатайству защитника может повторить уже произведенные в судебном разбирательстве судебные действия (ст. 248 УПК).

В судебном разбирательстве участвует потерпевший (ст. 249 УПК). Здесь он выступает в двояком качестве: как источник доказательств и как обвинитель. Потерпевший является субсидиарным (дополнительным) обвинителем по отношению к государственному обвинителю. По делам публичного и частно-публичного обвинения для судебного разбирательства потерпевший важен, прежде всего, как источник фактических данных о преступлении, а затем уже как лицо, выполняющее функцию обвинения. Поэтому если потерпевший не является в судебное заседание и дело можно рассмотреть в его отсутствие объективно и без какого-либо ущерба, то судом принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие потерпевшего. Принимается во внимание здесь и то, что лицо против его воли не имеет смысла привлекать к осуществлению обвинительных функций.[3]

Совершенно другая ситуация складывается при неявке потерпевшего по делам частного обвинения. Здесь потерпевший является инициатором возбуждения уголовного дела и частным обвинителем, от которого зависит сама возможность осуждения какого-то лица. Поэтому неявка потерпевшего без уважительных причин расценивается как своего рода отказ от поддержания обвинения и влечет прекращение дела в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК.

Гражданский истец, как об этом уже говорилось, причислен к группе участников процесса со стороны обвинения, и его деятельность в суде всецело подчинена этой функции. Главной формой проявления участия гражданского истца в суде является поддержание им своего иска.

Законом особо оговаривается перечень случаев, когда гражданский иск может быть рассмотрен в отсутствие гражданского истца (ч. 2 ст. 250 УПК):

1. Если об этом ходатайствует гражданский истец или его представитель. При решении данного вопроса суд руководствуется принципом диспозитивности, имеющим свое значение и в уголовном судопроизводстве. В соответствии с этим принципом преобладающее значение имеет возможность гражданского истца по своему усмотрению распоряжаться своим правом на выдвижение и поддержание гражданского иска.

2. Если гражданский иск поддерживается прокурором. Выше уже говорилось, что прокурор поддерживает гражданский иск только тогда, когда этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов. В этом случае законом предполагается, что гражданский иск будет поддерживаться профессиональным и более квалифицированным участником, нежели гражданский истец, который в данном случае оказывается, как правило, ущемленным в правах. И если гражданский истец по каким-либо причинам не в состоянии явиться в судебное заседание, то суд не вправе принуждать его к этому. Разумеется, данное положение закона нельзя понимать в том смысле, что суд не допускает явившегося на заседание гражданского истца к участию в деле. Если гражданский истец желает поддерживать свой иск вместе с прокурором, то никто не вправе его ограничивать. Иначе это было бы неоправданным и, безусловно, незаконным ограничением прав участника процесса по осуществлению своих прав.

3. Подсудимый полностью согласен с предъявленным гражданским иском. Здесь учитывается право подсудимого на признание иска. Это право также вытекает из принципа диспозитивности уголовного процесса. Представляется, что если признание иска подсудимым зафиксировано в протоколе судебного заседания, то дальнейшее участие гражданского истца в процессе не имеет смысла. Из этого и исходит закон. Если в дальнейшем подсудимый будет возражать против иска, то гражданский истец вызывается в суд.

Закон перечисляет случаи, когда суд может рассмотреть гражданский иск в отсутствие гражданского истца. Все другие случаи неявки гражданского истца влекут за собой оставление иска без рассмотрения. Причем для принятия решения об оставлении гражданского иска без рассмотрения не имеет значения, уважительными ли были причины неявки гражданского истца. Вопрос об отложении слушания дела до явки гражданского истца зависит от усмотрения суда.

Государственный обвинитель (прокурор) и гражданский истец составляют одну сторону обвинения. Гражданский иск в уголовном процессе тесно связан с обвинением, и удовлетворение требований истца находится в тесной зависимости от обвинения. Поэтому, если по делу состоялся отказ государственного обвинителя от обвинения или произошло такое изменение обвинения, которое ставит под сомнение причинение вреда непосредственно преступлением, и дело полностью или частично прекращено, то иск оставляется без рассмотрения. Впоследствии истец вправе предъявить свои требования в порядке гражданского судопроизводства.

В обязательном порядке в судебном разбирательстве участвует подсудимый (ст. 247). При неявке подсудимого слушание дела откладывается. В отсутствие подсудимого рассмотрение дела возможно только тогда, когда дело слушается по поводу преступления небольшой или средней тяжести и имеется ходатайство подсудимого о рассмотрении дела в его отсутствие.

Если установлено, что подсудимый не является в судебное заседание без уважительных причин, то он может быть подвергнут судом приводу или в отношении него может быть применена или изменена на более строгую мера пресечения.

Пределы судебного разбирательства представляют собой ограничение области исследования обстоятельств дела в судебном заседании рамками предъявленного подсудимому обвинения (ст. 252 УПК).

Судебное разбирательство возможно только в отношении того лица, которому в установленном порядке предъявлено обвинение в стадии предварительного расследования. Не допускается исследование судом преступной деятельности тех граждан, в отношении которых обвинение не выдвинуто. Из этого же положения вытекает недопустимость признания судом вины тех лиц, которым обвинение не предъявлено и данные о которых не фигурируют в обвинительном заключении.

Пределы разбирательства относительно обвинения выражаются в следующем. Разбирательство ведется только по тому обвинению, которое было выстроено в досудебном производстве. В суде первой инстанции применяется правило о недопустимости поворота к худшему. Правило это предусматривает, что изменение обвинения в неблагоприятную для подсудимого сторону не допускается. Изменение обвинения возможно только в сторону его смягчения или в сторону его преобразования на новое, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту. Так, к примеру, положение подсудимого будет хуже, если при изменении обвинения на состав с одинаковой санкцией ему будут вменены в вину новые эпизоды или факты преступной деятельности. А право на защиту будет ограничено, когда при изменении обвинения на иное, даже и более мягкое, подсудимый окажется лишенным достаточного времени для подготовки своей защиты. Правило о недопустимости поворота к худшему действует на всем протяжении судебного производства, начиная со стадии подготовки к судебному заседанию, за исключением апелляционного производства, где оно не применяется.

Отложение и приостановление судебного разбирательства (ст. 253 УПК). Разбирательство дела в суде может быть отложено, если дальнейшее производство невозможно по причине неявки кого-либо из вызванных лиц, а также в связи с необходимостью истребования новых доказательств. Об отложении судебного разбирательства на определенный срок выносится определение (постановление), в котором отмечается, какие лица должны быть вызваны или подвергнуты приводу, а также перечень подлежащих истребованию доказательств.

Сразу же после вынесения данного определения суд обязан приступить к обеспечению его исполнения, при необходимости давая указания секретарю судебного заседания или судебному приставу. В случае возникновения необходимости привода лица об этом выносится отдельное определение (постановление) суда.

Срок отложения дела никакими временными рамками не ограничен. В то же время срок содержания подсудимого под стражей не приостанавливается и продолжает течь в обычном порядке. При необходимости суд продляет этот срок. После устранения препятствий судебное разбирательство возобновляется с того момента, с которого оно было отложено.

Отложение судебного разбирательства следует отличать от его приостановления. Во-первых, основаниями для приостановления служат обстоятельства, которые требуют более длительного перерыва в слушании дела. Такими обстоятельствами могут быть: факт того, что подсудимый скрылся от правосудия, а также установление у подсудимого психического расстройства или иного тяжелого заболевания, которые делают невозможной явку подсудимого в суд.