Смекни!
smekni.com

Судебное разбирательство в суде первой инстанции (стр. 7 из 23)

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Это положение конкретизируется и в других нормативных актах. Так, ст. 15 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»[6] гарантирует данное право любой категории отправителей и адресатов, предусматривая, что «информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям». Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров и ознакомление с сообщениями электросвязи, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.

Часть 2 ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности»[7] предусматривает, что оперативно - розыскные мероприятия, ограничивающие закрепленные в ст. 23 Конституции РФ права граждан, допускаются лишь на основании судебного решения, а также устанавливает условия, когда такое судебное решение может быть принято. Эти условия связаны с наличием информации, например о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

При возникновении необходимости исследования материалов переписки и телеграфных сообщений любых лиц, в том числе лиц, участвующих в деле, должно быть получено их согласие на оглашение и исследование материалов в открытом судебном заседании. В случае если материалы переписки и телеграфных сообщений затрагивают интересы умерших лиц, необходимо получить согласие их наследников, если они известны.

Согласие автора корреспонденции и адресата отправления должно быть четко выражено в письменной либо устной форме. Согласие или возражение заносится в протокол судебного заседания. Согласие необходимо не только на оглашение и исследование в открытом заседании всего документа личного характера, но и части его. Отсутствие согласия - препятствие к судебным действиям. В этом случае суд выносит определение о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании, в которое в соответствии с ч. 5 ст. 10 ГПК РФ допускаются лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, специалисты, переводчики.

При проведении закрытого судебного заседания лица, участвующие при этом, должны быть предупреждены об ограничениях относительно разглашения сведений личного характера.

Вещественные доказательства в соответствии с принципом непосредственности исследуются в судебном заседании. При невозможности доставить их в судебное заседание участники процесса знакомятся с протоколами их осмотра на месте, фотографиями, схемами, описаниями. Протоколы, составленные при выполнении судебного поручения, обеспечении доказательств, осмотре на месте при подготовке дела к судебному разбирательству, подлежат оглашению в соответствии с принципом устности судебного разбирательства.

Для определения свойств вещественного доказательства, его более полного исследования может быть назначена экспертиза, проводимая лицом, имеющим специальные познания. В тех случаях, когда проведение дополнительных исследований не требуется, а необходима, например, оценка стоимости предмета или дополнительная информация по поводу свойств и качеств предмета и других аналогичных вещей, осмотр и исследование доказательства могут быть произведены непосредственно в зале судебного заседания в присутствии специалиста (ст. 188 ГПК РФ).

Если письменные или вещественные доказательства не могут быть доставлены в зал судебного заседания либо их доставка затруднена, в частности из-за значительного объема или веса, из-за возможной утраты при перевозке доказательственной ценности предмета ввиду его ветхости, то осмотр таких доказательств производится на месте их нахождения. Не является основанием для проведения осмотра доказательства на месте отказ без уважительных причин лица, владеющего им, представить его в суд. В этом случае лицо, удерживающее у себя доказательство, может быть подвергнуто штрафу в соответствии со ст. 57 ГПК РФ.

Особое внимание в ГПК РФ уделено доказательствам, подвергающимся быстрой порче. В соответствии с нормами ч. 1 ст. 75 ГПК РФ такие вещественные доказательства осматриваются и исследуются по месту их нахождения или в ином месте немедленно.

В целом осмотр на месте - это процессуальное действие по сбору доказательств путем наблюдения и отражения результатов в протоколе осмотра. Производится осмотр на основании определения суда.

Суд может в рамках судебного заседания осуществить осмотр письменных и вещественных доказательств на месте в присутствии всех лиц, участвующих в деле, их представителей. В ином случае они извещаются о времени и месте осмотра, но их неявка не препятствует его проведению. При необходимости для участия в осмотре на месте вызываются свидетели, эксперты, специалисты.

Прибыв на место, председательствующий объявляет состав участников осмотра, разъясняет им их права и обязанности. В ряде случаев при осмотре суд организует фото-, кино, видеосъемки, составление планов, схем и т.п. Результаты прилагаются к протоколу судебного заседания.

Осмотр доказательств по месту их нахождения возможен как в стадии разбирательства дела, что предусмотрено ст. 184 ГПК РФ, так и при подготовке дела к судебному разбирательству. Кроме того, осмотр может быть произведен в порядке выполнения судебного поручения (ст. 62 ГПК РФ), а также обеспечения доказательств (ст. 64 ГПК РФ).

ГПК РФ предусматривает особенности исследования аудио- и видеозаписей. Воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть осуществлено в специальном помещении. Для этого нет необходимости в вынесении специального определения, достаточно указания на это в протоколе судебного заседания.

Повторение аудио- или видеозаписи возможно по просьбе участников процесса, а также по инициативе суда.

В случае если воспроизведение аудио- или видеозаписей затрагивает тайну личной жизни, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, в целях ее охраны открытое судебное заседание проводится только с согласия лиц, которые участвовали в аудио- и видеозаписи. Без согласия этих лиц аудио- и видеозаписи оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании (ст. 10 ГПК РФ), о чем выносится определение.

Любым лицом, участвующим в деле, может быть сделано заявление о подлоге в отношении любого документа, представленного в качестве доказательства. При этом лицо обязано четко указать, в чем выражается подложность документа. Заявление о подложности доказательства может быть сделано устно, в ходе рассмотрения дела, или письменно. В первом случае устное заявление отражается в протоколе, во втором - письменное заявление приобщается к делу.

В практике встречаются различные виды подлога (фальсификации) письменного доказательства, направленные на умышленное искажение формы и содержания документа.

Предметом подлога может быть как официальный документ, т.е. документ, исходящий от организации или уполномоченного органа, содержащий необходимые реквизиты (печать, штамп, дату, номер и т.п.) и подписанный соответствующим лицом, так и документ частного характера, но имеющий для рассматриваемого дела определенное правовое значение.

Подлог может выражаться во внесении несоответствующих действительности записей в подлинный документ, что приводит к изменению его содержания, а также в подчистках, исправлениях, имеющих те же последствия. При оспаривании подлинности подписи на письменном доказательстве суд решает вопрос о получении образцов соответствующего почерка. Получение таких образцов может проводиться с участием специалиста (ст. 81 ГПК РФ).

Подлог может касаться не только письменных, но и иных доказательств, в частности вещественных, аудио- и видеозаписей, заключений. Подлог доказательств может привести к вынесению незаконного решения по делу.

В случае поступления заявления о подложности какого-либо доказательства суд может назначить экспертизу с целью выяснения его подлинности или подложности либо истребовать иные доказательства. По результатам проведенной экспертизы суд может признать данное доказательство недопустимым и исключить его из числа доказательств.

Заключение эксперта, данное в письменной форме, в соответствии с принципом устности судебного разбирательства подлежит оглашению в судебном заседании. Вызов эксперта в судебное заседание не обязателен, но может быть признан судом необходимым для уточнения выводов, сделанных в заключении, разъяснения вопросов, связанных с проведенной экспертизой. В случае неявки эксперт может быть подвергнут штрафу в соответствии с ч. 2 ст. 168 ГПК РФ.

Анализ норм ч. 2 ст.187 ГПК РФ и ст. 87 ГПК РФ позволяет предположить, что при несогласии суда с заключением эксперта, как правило, назначается дополнительная или повторная экспертиза, которая должна внести ясность, дополнить, устранить противоречия, выявленные в ранее представленном заключении. Дополнительная экспертиза обычно поручается тому же эксперту, поскольку назначается не для проверки обоснованности заключения, а с целью дополнить исследование, получить ответ на все ранее поставленные вопросы, устранить неясность содержания заключения и его выводов. Повторную экспертизу, у которой иные задачи (устранение противоречий, сомнений в обоснованности первоначальных выводов и т.п.) проводит другой эксперт.