Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу «Культурология» 211 Предмет культурологии (стр. 14 из 40)

Постепенно, нормы шариата по некоторым позициям ослабевают. Мусульманок не принуждают скрываться все время от посторонних взглядов, хотя во многих странах исламские женщины чуждаются незнакомых людей. Во времена Пророка женщины регулярно посещали мечети и молились вместе с мужчинами, несмотря на многочисленные попытки мужчин воспрепятствовать этому. В современном мире мусульманских женщин можно увидеть повсюду, в любой стране, с любой культурой, но одеты они всегда будут весьма и весьма скромно. Ношение в обществе покрывала, полностью скрывающего всю фигуру, является в некотором смысле затворничеством. Когда мусульманка не желает общаться с посторонними, она облачается в чадру, которая сообщает ей полнейшую анонимность и неприкосновенное уединение. Люди не должны беспокоить женщин в состоянии затворничества, пытаясь заговорить или пофлиртовать. Как только женщины чувствуют себя в безопасности, оказавшись дома, черные покрывала снимаются. Благочестивая мусульманка, не укрывшаяся чадрой, выглядит очень подозрительно и вызывающе. В современном мире мусульманки чаще носят хиджаб — головной платок из любой материи и любого фасона, скрывающий от посторонних взоров волосы женщины. Многие мужчины-мусульмане Азии и Аравии не могут позволить своим женщинам выходить за пределы дома; правда, подобная практика мало-помалу исчезает.

Один из основных обрядов — суннат — обрезание крайней плоти. Евреи подвергают обрезанию 8-дневных младенцев. В исламе суннат проходят семилетние мальчики, что символизирует взросление ребенка, выход из-под материнской опеки, переход во взрослое состояние. Вытерпеть боль — дело чести мальчика.

К числу обрядов относятся свадьба, рождение ребенка, похороны.

Исламом не возбраняется контроль за рождаемостью, если оба родителя ясно осознают его целесообразность и используют в основном простые противозачаточные средства. Искусственное прерывание нежелательной беременности в общем не допускается, за исключением случаев, когда жизни матери угрожает опасность. Появление на свет ребенка мусульмане считают не случайностью и не ошибкой, но даром Аллаха. Своих новорожденных мусульмане сразу приобщают к своей вере, нашептывая в правое ухо слова «Аллах велик» — «Аллаху Акбар». Таким образом, первое слово, которое слышит младенец, — это слово «Аллах». Очень важным для мусульманина является выбор имени.

Мусульманские браки довольно часто создаются по взаимному уговору родителей жениха и невесты. Ислам обязывает мужчину выплачивать каждой из своих жен приданое, остающееся в их собственности. Жена может развестись с несогласным на развод мужем только в том случае, если она вернет приданое. Если инициатором развода выступит муж, то жене позволяется сохранить в своей собственности полученное приданое.

Муж, желающий развестись с женой, должен троекратно объявить ей об этом намерении в трехмесячный срок. Женщина может требовать формального развода в исламском суде, если муж ее бесплоден или страдает половым бессилием, если он отказывает ей в содержании, если он оскорбляет и унижает ее, если он заболевает какой-либо неизлечимой, отвратительной болезнью, сходит с ума, если он бросил ее, если его приговаривают к длительному тюремному заключению.

У Аравийских племен долгое время существовал страшный обычай: новорожденных девочек закапывать ничком в землю. Исследователи считают, что это было связано с тем, что из-за многочисленных межплеменных войн мужчин становилось намного меньше, чем женщин. Поэтому, в среде кочевников, считалось большим счастьем, если в семье родился мальчик. Мальчик помогал пасти скот, вырастая — становился воином. Ислам положил конец этому страшному обычаю: мужчине разрешено иметь несколько жен. В том числе, он должен заботиться о женах свих погибших родственников и друзей.

Один из самых известных хадисов Пророка повествует об уважении, которое должны оказывать мусульмане своим матерям.

В исламе запрещена кремация. Могила должна быть по возможности проще. Всяческие излишества запрещены в исламе, пред Богом все умершие одинаковы.

Вся пища в исламе является либо халал — дозволенная, либо харам — запретная. На Востоке свинья считается нечистым животным, поскольку склонна к поеданию нечистот. Предложить мусульманину блюдо из свинины — то же самое, что предложить ему отведать нечистот; некоторые мусульмане заболевают только от одного вида свинины.

Ваххабиты. К числу поздних сект относят секту ваххабитов, возникшую в XVIII в. среди бедуинов Аравии. В этом движении получил выражение протест кочевников против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения обрядов и запретов, уничтожения роскоши. В XIX в. ваххабиты разграбили и разгромили Мекку и основали свой эмират, потомки главы которого, Сауда, правят в Саудовской Аравии и поныне. В Саудовской Аравии ваххабизм сделался государственной религией, стал более умеренным, все святыни Аравии были восстановлены.

Мистицизм в исламе. В исламе, как и в других религиях, тоже существуют мистические течения. Самый ранний из них — суфизм (араб. суфи, букв. — носящий шерстяные одежды) — возник в VIII в. на территории Ирака и Сирии. Суфии — это своеобразные мусульманские монахи. Многими своими элементами суфизм связан с другими религиями мира. Основные положения: стремление верующего к единению с Богом и растворению себя в нем, особая роль экстаза и мистического озарения, роль учителя на особом пути к мистическому постижению истины, провозглашение культа бедности и осуждение богатства.

Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII–XI вв., когда были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. На базе староарабской поэзии и Корана сложился классический арабский язык средневековья. Необходимо отметить, что помимо собственно арабского элемента арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки и т.д. Арабы освоили и переработали богатое наследие эллинистическо-римской культуры. Но при этом арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции.

Изобразительное искусство как средство выражения религиозных идей было исключено из сферы арабской культуры. Единственность и абстрактная всеобщность Аллаха, его вечное существование — все это влечет за собой неопределенность его внешнего облика. В этих условиях любое изображение божества воспринимается как покушение на религию. Не менее святотатственным представляется мусульманину также изображение людей и животных, так как это напоминает процесс сотворения, который доступен только Богу. Поэтому ислам запрещает изображение всех живых существ, что коренным образом повлияло на искусство арабского востока.

Силу своего воздействия новая религия основывала на слове. Поэтому главными святынями в ней стали не иконы и статуи, а старинные рукописи. Эквивалентами живописи и скульптуры в европейском искусстве у арабов стали каллиграфия и книжная миниатюра.

Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии, ставшее языком не только религии, но и поэзии, философии, науки. Искусство это выполняло функции, сходные с функциями икон в христианстве, представляя видимое тело божественного Слова. Также каллиграфия широко использовалась в архитектуре. Зодчие порой покрывали стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью наряду со стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Именно арабам, по-видимому, принадлежало первенство в создании этих узоров — арабесок. Часто арабески дополняются надписями, выполненными арабскими буквами, похожими на орнамент. Арабеска обычно составляла «открытую», создающую возможность бесконечного развития композицию, позволяющую художнику покрывать сплошным ковром узора поверхность большого протяжения и любого очертания.

Поскольку Бога в странах ислама изображать нельзя, то было принято обозначать его буквами и знаками. Поэтому в искусстве получил распространение геометрический орнамент, нередко состоявший из знаков и мотивов, имевших символическое религиозное значение.

Как все стороны мусульманской культуры, архитектура в странах халифата развивалась на основе слияния арабских традиций с местными. В частности, арабы усвоили достижения эллинистическо-римского и иранского зодчества. В VI в. сложился тип арабской мечети, напоминающий крепость с глухими стенами и квадратным или прямоугольным двором. Молитвенный зал ориентирован на Мекку, к нему примыкает «мида» — крытое помещение или дверь с фонтаном (или бассейном), где перед молитвой совершают малое омовение «вуду». Зал венчает огромный купол на барабане. Сложное пространство молитвенного зала призвано вызывать ощущение вездесущности Аллаха. В задней стене молитвенного зала помещается «михраб» — ниша, указывающая верующим направление «киблу», куда надо обращаться во время молитвы. «Михраб» — символ мусульманского единства, ибо через него все взоры устремлены к духовному центру вселенной — «кабе», или же на символ мистического присутствия Мухаммада в качестве предстоятеля — имама на молитве. Замечательными образцами мусульманского зодчества являются сооружение Большой мечети Омейядов в Дамаске и мавзолей Тадж Махал в Индии и т.д. Чудом архитектуры мавританской Испании считается соборная мечеть г. Кордова, заложенная в 785 г. и достроенная в IX и X вв. Открытый двор с фонтаном сравнительно невелик. Зато внутренний объем мечети разделен на множество пространственных фрагментов восемьюстами колоннами, которые попарно соединены подковообразными красно-белыми арками. Зал производит впечатление сказочного леса, где деревья из цветного мрамора, порфира и яшмы освещены тысячью подвесных серебряных лампад.