Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу «Культурология» 211 Предмет культурологии (стр. 22 из 40)

Значение античной культуры

Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образцы для подражания на многие тысячелетия. Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью, внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях. Все это стало мощным основанием культуры последующих эпох. В кризисе, охватившем римский мир в III веке н.э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование и глубоко изменившее облик этого мира.

Основные понятия

1. Ордер (от греч. порядок) — система разработанных в античной архитектуре стоечно-балочных конструкций, состоящая из вертикальных несущих частей — колонн, столбов и пилястр — и горизонтальных несомых частей — антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.

2. Патриции (лат. Patricii, от pater — отец) — в Др. Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем — родовая аристократия.

3. Плебеи (плебс) — простолюдины — в Др. Риме первоначально свободное население, не входившее в родовую общину и не имевшее прав на пользование общинной землей. В результате упорной борьбы с патрициями (нач. V — нач. III вв. до н.э.) добились включения в состав римского народа, уравнения в правах с патрициями.

4. Сатурналии — в Др. Риме ежегодные празднества в декабре в честь бога Сатурна. Сопровождались карнавалом, во время которого не соблюдались сословные различия, пиршествами; бедным гражданам раздавали деньги, друг другу делали подарки.

5. Калокагатия (греч. kalos — прекрасный + agathos — добрый, морально совершенный) — 1) гармоничное соединение внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств человека, основанное на идеалах добра и красоты; 2) одно из центральных понятий античной эстетики, которое означает гармонию внешнюю и внутреннюю, являющуюся условием красоты индивида.

6. Метриопатия (от греч. metrios — умеренный и pathos — страсть) — понятие др.-греч. этики, означающее умеренность в страстях, противополагалась апатии. Развито Демокритом и Эпикуром, центральный принцип этики Аристотеля: добродетель как середина между двумя крайностями (напр. щедрость — середина между скупостью и расточительностью).

7. Ойкумена — совокупность областей земного шара, которые, по представлению древних греков, были заселены человеком.

8. Атараксия — понятие др.-греческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности; развито Демокритом, Эпикуром, представителями стоицизма, скептицизма.

9. Форум — в Др. Риме площадь, рынок, ставшие центром политической жизни. Главный форум Рима — форум Романум, развиваясь с VI века до н.э., превратился в парадный архитектурный ансамбль.

10. Полис — город-государство, форма социально-экономи-ческой и политической организации общества и государства в Др. Греции и Др. Италии. Полис составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан (метеки, периэки, вольноотпущенники, лишенные всяких прав рабы). Государственная организация полиса была различной (олигархия, демократия и др.).

11. Меценатство — термин происходит от имени политического деятеля и писателя I в. до н.э. Гая Цильния Мецената, советника императора Августа. Меценат покровительствовал кружку поэтов, в который входил Вергилий, Гораций и др., оказывал им материальную помощь и использовал их творчество в интересах империи. Термин имеет узкое и широкое значения. В первом случае — бескорыстная поддержка подлинного искусства. Во втором — материальная поддержка искусства, но с целью получения вторичного результата (политического, экономического, идеологического, представительского и пр.). Меценатство изначально трактовалось как «жертвоприношение» частного лица.

Литература

1. Лекции по истории Греции. — Ростов-на-Дону, 1995. — Т. I.

2. Гаспаров Л.П. Занимательная Греция. — М., 1995

3. Древние цивилизации. — М., 1989. — С. 289–451.

4. Кессиди Ф.А. Новая концепция истории // Философия и общество, 2000. — № 1. — С. 74–100.

5. Кессиди Ф.А. О «греческом чуде» и менталитете древних греков // Философия и общество, 2003. — № 1. — С. 135–140.

6. Кессиди Ф.А. К проблеме греческого чуда: Уч. пособие «Культурология». — Ростов-на-Дону, 1995.

7. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. — Ростов-на-Дону, 1994.

8. Лосева И.П. и др. Мифологический словарь. — Ростов-на-Дону, 1996.

9. Мифологический словарь / Под ред. И.Н. Лосева. — М., 1997.

10. Боннэр А. Греческая цивилизация. — Ростов-на-Дону, 1994. — Т.2.

11. Виннер Р. Очерки истории римской империи. — Ростов-на-Дону, 1995. — Т.2.

12. Всемирная история. Римский период. — М.: Мысль, 1996. — Т.6.

13. Дройзен И. История эллинизма. — Ростов-на-Дону, 1995. — Т.2.

14. Немировский Н.А. Мифы Древней Эллады. — М., 1992.

15. Остерман Л. Римская история в лицах. — М., 1997.

16. Тэн И. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов. — М., 1996.

Глава 8. Средневековая культура Западной Европы (V–XV вв.)

Средневековье многие поколения ученых, писателей, публицистов определяли как безвременье, разделяющее две славные эпохи — античность и Возрождение, как перерыв в развитии культуры. К средневековой культуре необходимо применять адекватные критерии, рассматривать ее «изнутри» как культуру, имеющую собственную историческую ценность.

Переход к новой исторической эпохе, становление нового типа культуры — длительный и сложный процесс. Формирование феодализма в Западной Европе, становление соответствующих ему форм государственности, идеологии и культуры заняли несколько столетий. Последние десятилетия существования Западной Римской империи и первые столетия истории варварских королевств характеризовались сложностью исторических, культурных, художественных процессов. Происходила ломка старых традиций, взаимодействие умиравшей античной культуры и культуры пришлых молодых народов, которой свойственно первобытное мифологическое мышление и магические культы.

В истории средневековой культуры отчетливо различимы три этапа:

I. С конца V до начала X века — раннее средневековье, для которого характерно противостояние античных и варварских элементов культуры, их взаимоотталкивание и первые поиски разумных компромиссов.

II. Вторая половина Х века — XII век. Это период укрепления феодальных общественных институтов и канонизация мировоззрения. Важно то, что в изобразительном искусстве сложился общеевропейский художественный стиль — романский.

III. Вторая половина XII века — начало XV века. Характерен подъем средневековых городов и расцвет рыцарской культуры. В среднем средневековой культуре в это время свойственны большая динамичность развития, смелые поиски, значительное расширение кругозора, заметное обновление жанров литературы и изобразительного искусства, распространение готического стиля.

В целом же средневековая «модель мира» и соответствующая ей культура были сложнее античной. Они сформировались на фоне более сложных по своей структуре исторических реалий. Феодализм породил иную, чем античное общество, систему человеческих взаимоотношений. Формировалось сословно-корпора-тивное общество, отдельные ячейки которого обладали изолированностью существования и одновременно были связаны между собой системой вассально-ленных отношений. При своей разобщенности это общество мечтало о едином вселенском государстве. Политическую и общественную разобщенность, слабость экономических связей восполняли всеобщий характер религии и вселенский характер церкви.

Средневековье, с одной стороны, смогло более четко, чем античный мир вычленить понятие личности, однако, с другой стороны, двойственно относилось к человеку. Он мыслился как венец творения и как раб божий, личность воспринималась не сама по себе, но как арена борьбы темных и светлых сил.

Особое место в средневековом обществе Западной Европы занимала христианская церковь, это предопределило господство средневекового мировоззрения. Философия, мораль, право, образование, литература, искусство были связаны или подчинялись богословию (теологии). Описание и оценка реальности чаще всего давались в теологических категориях: бедность и богатство, власть и бесправие, благополучие и тяготы жизни осмысливались не столько в их прямом значении, сколько как противоположность земного и небесного, праведного и грешного, души и тела, как всемирный конфликт добра и зла. Ни одно сословие не было свободно от служения религиозным целям. Вся жизнь была насыщена религиозными представлениями. Не было ни одной вещи, ни одного суждения, в которых бы не усматривалась всякий раз связь с Христом, с христианской верой. Благочестие наиболее искренне верующих людей было таково, что каждое свое слово или действие они посвящали Христу или Богоматери. Всякое питье верующий должен был выпивать в пять глотков, по числу ран на теле Господа, а в конце нужно было делать двойной глоток, так как из раны в боку Иисуса истекали и кровь, и вода.