Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу «Культурология» 211 Предмет культурологии (стр. 27 из 40)

2. Раннее Возрождение или Треченто (XIV в.).

3. Высокое Возрождение или Кватроченто (XV в.).

4. Позднее Возрождение или Чинквеченто (первая половина XVI в.).

Ренессансное искусство, сложившееся в Нидерландах и германии в XVII в., называют Северным Возрождением.

В период раннего Возрождения в Италии появляются первые мануфактуры. В свободном городе-государстве Флоренции формируются новые принципы в архитектуре, скульптуре, живописи, но, прежде всего, появилось новое мироощущение, проявившееся в творчестве Ф. Петрарки и Д. Боккаччо, создавших новую литературу. В это время работали живописцы Джотто, Мазаччо, Уччело, скульптор Донателло, архитектор Брунеллески. Создался идеально-возвышенный стиль, соединивший представления о гармоничной природе мироздания, значительности и героизме человека.

Живопись постепенно заняла ведущее место среди видов изобразительного искусства, более других, соответствуя ренессансному принципу «подражания природе». Стремление познать закономерности природы приводили к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии, линейной перспективы. Особое внимание уделяется точности рисунка и пластической проработке форм. Возникает новый критерий оценки произведений искусства, в основе которого лежит принцип сходства с природой и чувство соразмерности. Живописцы искали абсолютный канон человеческой красоты. Мазаччо разработал способы передачи объема с помощью светотени. Открытие и обоснование законов линейной и воздушной перспективы повлияли на дальнейшую судьбу европейской живописи. Итальянская живопись XV века в основном была монументальной.

Новый пластический язык скульптуры сложился в творчестве Донателло, возродившего свободно стоящую круглую статую. Его лучшее произведение — скульптура «Давид».

Архитектура возвращалась к принципам античной ордерной системы, уделяя особое внимание пропорциям, новым типам зданий (городской дворец, загородная вилла и др.). Были разработаны теория архитектуры и концепция планировки идеального города. Брунеллески построил здания, в которых соединил античное понимание зодчества и традиций поздней готики.

В конце XV века возникают предпосылки окончательного утверждения в следующем веке особого статуса искусства и художника. Искусство становится насущной потребностью людей того времени. Открытие монументов превращается во всенародные праздники.

В искусстве Итальянского Возрождения (в росписях стен, посуды, тканей, в гравюрах) использовался орнаментальный мотив — гротеск, представляющий собой причудливое переплетение растительных форм, фигур людей, животных, фантастических существ. Его источником послужили фрагменты античных росписей. Гротеск строился всегда симметрично относительно средней вертикальной оси.

Искусство Высокого Возрождения охватывает довольно короткий период: конец XV в. — первые три десятилетия XVI века. Только в Венеции он продолжился до середины столетия. Мастера Высокого Возрождения были универсальными личностями — учеными, инженерами, музыкантами, архитекторами, скульпторами, живописцами. В этот период новое мировоззрение воплотилось в творчестве гениальных художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана.

С 1520 г. в центральной Италии (Рим, Милан) и с 1540-х гг. в Венеции начинается последний, самый сложный и драматический этап — позднее Возрождение, отмеченное чертами кризиса и одновременно новыми художественными открытиями. Наиболее важное место в позднем Возрождении принадлежит двум крупным мастерам Венеции — Паоло Веронезе и Яколо Тинторетто. Итальянское Возрождение оказало огромное влияние на культуру Франции, Испании, Германии, Англии, России.

Принципиально новая художественная культура могла возникнуть и развиваться на основе нового мировоззрения. Сложилось представление о Ренессансе как об идеально прекрасном мире, где жили титаны духа, а все люди были свободными и духовно гармоничными. Как и другие эпохи, Возрождение насыщено войнами, кровавыми столкновениями, жестокими преследованиями, искоренением свободомыслия. Недаром во многих исследованиях официальной датой, завершающей эту эпоху, считается 1600 г. — год сожжения на костре Джордано Бруно за инакомыслие по отношению к официальной церковной идеологии.

Но в это время произошло радикальное изменение мировоззрения элиты общества. Были открыты новые континенты и народы, появилась гелиоцентрическая модель Вселенной. Идея бесконечного мирового пространства не оставила места ни раю, ни аду. Ад стал символом зла, а рай — символом добра и душевного мира. Только в эпоху Ренессанса появились такие карты мира, на которых Земля имела форму шара. Вместе с изменением представлений о Земле и небе изменилось представление о человеке, что было в центре внимания идеологов Возрождения.

Большинство исследователей в качестве основных признаков менталитета эпохи Ренессанса указывают на антропоцентризм, гуманизм и изменение христианской традиции. Новое мировоззрение нуждалось в соответствующей опоре, которой и выступила античность. Мыслители Возрождения видели в ней то, что хотели. Теоцентрическое мировоззрение сменилось антропоцентрическим. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную самоценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к человеку становится индивидуализм. Сознанию средневекового человека свойственно осознание себя как представителя ремесленного цеха или крестьянской общины или религиозной общности.

В мировоззрении новой эпохи доминирует идея свободы. Возрождение «открыло» миру индивидуальность человека и показало путь к личностному становлению. Человек воспринимался как совершенно неповторимый и способный к творческой деятельности, его эмоциональный мир, страсти и аффекты, а также ум, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность представляют собой высшую ценность бытия. Главным героем своего времени становится человек действующий, в котором важно не его происхождение, а личностные качества. Это творец себя и своей судьбы, богоподобная личность, возможности которой беспредельны. Эта идея реализовалась в деятельности титанов Возрождения.

Гуманизм Возрождения порождает «ясное стремление к бунту»; стремление разорвать со старым мировоззрением и утвердить новые формы воспитания и общения, иное общество, иные взаимоотношения между человеком и природой. Стремление к «бунту» не порывает с религией и церковью, но создает светскую культуру, отходящую от религиозного влияния. В культуре ярко проявляются жизнерадостные, веселые и даже игривые мотивы, невозможные с точки зрения средневекового мировоззрения. Создатели нового мировоззрения по-новому осознавали себя, но при этом не потеряли веру в Бога. Бог становится ближе к человеку. Он мыслится пантеистически (бог слит с миром, он одухотворяет мир), поэтому окружающий мир прекрасен. Постижение человеком мифа, наполненного божественной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач эпохи Ренессанса. Поэтому происходит расцвет пространственных видов искусств, основанных на визуальном восприятии: живописи, скульптуры, архитектуры. Именно эти виды искусства способны наиболее точно запечатлеть Божественную красоту.

Гуманисты Возрождения считали, что их эпоха — «золотой век» в истории человечества. В частности, философ Марсилио Фичино, указывая на это, считал, что «золотой век» возродил свободные искусства, которые уже погибли — грамматику, поэзию, ораторское искусство, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку.

Противоречивость ренессансного мировоззрения проявляется в сочетании предельных крайностей: радости самоутверждения (античное влияние) и трагизма мироощущения (влияние модификации католицизма). Столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека.

В период Итальянского Возрождения особенно выросла роль творческой личности. Леонардо да Винчи говорил о всесилии художника, способного постичь законы природы и создать нечто подобное ей самой и даже выше ее. Будучи всесильным, художник не деформирует предметный мир, а открывает законы: перспективы (основы передачи пространственной глубины), света и тени (основы передачи объемной формы предметов), анатомии человека. Художник верил в свою способность рассмотреть, познать, выразить в числе и мере тайну гармонической свободы, тайну красоты. Живопись понималась как наука, идеальные пропорции исчислялись с помощью математики, геометрических фигур. Идеалом Возрождения был совершенный, гармоничный, духовно богатый человек.

Русский философ Н. Бердяев писал, что великие художники Возрождения были одержимы прорывом в иной трансцендентный мир, они были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам Творца. Однако эти задачи заведомо невыполнимы в сфере культуры. Художественное творчество, отличающееся только психологической природой, таких задач решить не может. Опора художников на античность и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению.

Создавая новое искусство, Ренессанс сохраняет прежние традиции: использует известные сюжеты в большинстве произведений различных видов и жанров искусства — библейские или мифологические персонажи, бытовые сцены, характерные для любого времени. Но каждый сюжет наполнен новым содержанием: человек при этом не просто описывается или изображается, он оценивается, исходя из идеалов своего времени. Значимы становятся его чувства, переживания, поэтому значительное место в искусстве занимает чувство любви, наиболее ярко демонстрирующее неповторимость, значимость человека. Поэзия Петрарки и Боккаччо полностью посвящена этому сильному чувству, которое делает человека чище и благороднее. Поэзия Возрождения вырабатывает новый стиль — «сладостный новый стиль» (dolce stil Nuova), формой которого является сонет, состоящий всего из 14 строк. Еще одной заслугой Ренессансной поэзии было создание нового литературного языка, не связанного с латынью, причем этот процесс происходил не только в Италии, но и в других странах Европы.