Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу «Культурология» 211 Предмет культурологии (стр. 15 из 40)

Типы культовых зданий классического мусульманского города: мечеть, медресе (духовное училище), мавзолеи. Также строили: бани (хаммам), госпитали, фонтаны (сабиль), караван-сараи, крытые рынки (сук, базар). Частные жилые помещения скрыты внутри дворов, а на улицу обращены лишь высокие глухие заборы, оберегающие обитателей домов от нескромных.

При всем совершенстве архитектуры арабского Востока в ней все же ощущался недостаток пластических жанров искусства. Их место заняла поэзия. И это — не случайно. С одной стороны, основной формой существования бедуинской культуры доисламской Аравии была поэтическая. С другой стороны, любые идеи в поэтической форме выражались и запоминались лучше, чем в прозе. Это прекрасно понимали и правители, содержавшие при себе целые армии придворных поэтов, призванных их прославлять, и не жалели ничего, лишь бы приблизить к себе кого-то из знаменитых поэтов. Ведь хорошие стихи сразу становились достоянием базара — средоточия религиозно-культурной и политической жизни того времени — и могли надолго прославить заказчика.

Другими классическими жанрами поэзии стали: кыта — стихотворение из 8–12 строк с единым содержанием, обычно в такой форме слагались погребальные плачи, а также восхваления и поношения во время поэтических перебранок; героический эпос; возвышенные оды; рубаи — короткие изречения философского характера; газели — лирические любовные песни.

В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В X–XV вв. сложился известный сборник сказок «Тысяча и одна ночь», сюжеты которых были заимствованы у многих народов. Древнейшую основу его составляют индо-иранские сказки, переведенные на арабский язык в VIII в. В IX–X вв. сюда вошли арабские материалы, а в XII–XIII вв. сюда вошли новые тексты азиатского и египетского происхождения.

К наиболее прославленным поэтам мусульманского мира относится Фирдоуси. Он является создателем эпоса «Шахнаме» — Книга о царях (X в). Исследователи делят «Шахнаме» на три части: мифологическую, эпико-героическую и историческую, что соответствует трем ступеням в развитии искусства: мифологической, эпической, реалистической. Не менее известны такие поэты, как О. Хайям (XI в.), Низами (XI в.), Саади (1203/1208–1292) — поэма «Бустан». Широко известны сказания о Ходже Насреддине — тюркском народном герое, похождения которого распространены в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Значительного развития в литературе достиг исторический жанр. С конца VII в. непрерывно писались труды по всемирной истории и истории отдельных народов, хроники и генеалогические летописи царских династий и отдельных родов, составлялись биографические словари. Если в западноевропейской историографии единая хронология формировалась начиная с XI в., то исламские историки датируют события и располагают их в хронологическом порядке уже с VIII в.

Расцвет арабской литературы, совершенствование каллиграфии способствовали появлению множества рукописных сочинений. В конце VIII в. из Китая через Среднюю Азию в страны Ближнего Востока пришла техника изготовления бумаги. Во всех странах мусульманской культуры были основаны многочисленные придворные, частные и общественные библиотеки, которые по своим размерам значительно превосходили монастырские библиотеки Европы того времени.

Прикладное искусство исламского мира создало невообразимое богатство декоративных изделий. В Северной Африке это, прежде всего: керамика с металлическим золотистым блеском, изделия из металла, покрытые чеканкой, гравировкой и инкрустацией, резные изделия из ценных пород дерева и слоновой кости, ткани — от тяжелой парчи до прозрачного муслина.

В мавританской Испании для украшения гранадского дворца были созданы массивные яйцевидные альгамбрские вазы, суженные книзу, с плоскими ручками-крыльями. Они также были покрыты люстровым орнаментом. В XV в. прославился темно-синий фаянс с золотом из Валенсии.

В области научного знания следует сказать, что вопреки сложившемуся мнению, европейская культура не является прямой наследницей древнегреческой цивилизации. Наука и философия греков дошли до европейцев через мусульманских мыслителей. Многое из того, что традиционно принято считать достижениями европейской культуры, справедливее было бы отнести к достижениям мусульманской. Даже термин «гуманность», «человечность» (адамийиат) впервые появился на мусульманском Востоке. Его автором был великий персидский поэт Саади (XIII в.). Начиная с середины VIII в., было сделано много переводов с греческого и сирийского языков на арабский. Переводились труды по философии, математике, астрономии, медицине. Через персов арабы познакомились с достижениями индийцев в области математики и астрономии. У индийцев они заимствовали цифры, которые в Европе назвали арабскими. Центрами науки были Багдад, Басра, Куфа, Харрон. В Багдаде существовал Дом науки, объединявший своего рода академию, библиотеку, обсерваторию. В Х в. сложился тип средней и высшей мусульманской школы — Мадраса (медресе). На базе эллинистического и индийского наследия у арабов развивались математика, география и астрономия. Больших успехов достигла медицина, которой на Востоке издавна придавали огромное значение. Европейцы переняли у арабов систему исчисления (арабские цифры), а также название алгебры (алджебр).

Основные понятия

Ислам — одна из трех мировых религий. Слово «ислам» в переводе с арабского языка означает отдачу себя Богу, или покорность, а принявший эту религию называется преданным Богу, по-арабски — мусульманином. Учение Ислама изложено пророком Мухаммедом в первой половине VII в. и нашло отображение в священной книге Коран.

Коран (араб. «аль-куран», букв. — «то, что читают») — главная священная книга мусульман, сборник религиозно-мифологических, догматических правовых текстов (ср. VII в.).

Сунна (араб. — обычай, образец) — святое придание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда.

Кааба — мечеть в Мекке, имеющая форму куба, в стену которой вделан черный камень — метеорит, считается святилищем и служит местом паломничества мусульман.

Арабески — сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов, который сложился в искусстве мусульманских стран.

Мечеть (араб «Масджид» — место поклонения) — религиозно-культовое здание, в котором молятся мусульмане. Необходимым атрибутом мечети является михраб (ниша, указывающая направление к Каабу), минбар (кафедра проповедника), книгохранилище, помещение для ритуальных омовений. Большинство мечетей имеет один или несколько минаретов — башен, с которых провозглашается призыв к молитве (азан).

Медресе (араб. «мадраса» — изучать) — религиозная исламская школа в странах Ближнего и Среднего Востока, в которой готовят служителей культа, судей шариатских судов, учителей начальных школ и даже отдельных служащих гос. аппарата.

Имам (араб. «амма» — стоять впереди) — духовное лицо в исламе: 1) верховный глава шиитского направления ислама; 2) основоположник течений суннизма; 3) верховный правитель исламского теократического государства; 4) руководитель богослужения в мечети; 5) духовный руководитель, наставник мусульман.

Хадж — паломничество мусульман в Мекку к главному святилищу ислама Каабе или в Медину — к гробу Пророка Мухаммеда, считающееся подвигом благочестия. Одна из пяти основных обязанностей каждого мусульманина. Тот, кто осуществил хадж, получает почетный титул хаджи.

Джихад (Газават) — усилия в деле распространения ислама и обеспечения его торжества. Сначала Джихадом называли войну за веру, предусмотренную Кораном. (Правила Джихада — правила ведения войны и обращения с военнопленными.)

Суфизм — мистическое направление в исламе, название которого связано с арабским словом «суфи» — «шерсть». Суфии, т.е. «одетые в шерстяной плащ», проповедовали идею полного отречения от индивидуальной воли и развили учение о мистической любви. Суфизм оказал сильное влияние на культуру мусульманского Востока.

Шиизм — (от араб. — группировка, партия) — второе по количеству последователей направление в исламе. Основателем шиизма считается группа приверженцев Али — двоюродного брата Пророка Мухаммеда, добившаяся избрания Али халифом. Как и сунниты, шииты признают Коран «божественным откровением», но считают, что в основной его редакции отсутствуют аяты, имеющие отношение к Али. Поэтому в шиизме Коран дополняется ахбаром — Святым Преданием.

Суннизм — основное направление в Исламе, считающееся большинством мусульман ортодоксальным, «правоверным», в отличие от шиизма.

Халифат — мусульманская феодальная теократия, в рамках которой духовная и светская власть слились в одном лице.

Шариат (араб. Шариа — верный путь к цели) — комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдением которых он угождает Аллаху. Шариат считается Божьим законом, переданным людям через Коран и Хадисы.

Литература

1. Бахтияров О. Меж немцами и татарами // Родина. — 1998. — № 4. — С. 16–20.

2. Во власти «пуритан ислама» // Азия и Африка, 1998. — № 8. — С. 22–27.

3. Генон Р. Влияние исламской цивилизации на Европу. Вопросы философии. — 1994. — № 1.

4. Геллнер Э. Ислам как исторический соперник гражданского общества // Знание-сила. — 1997. — № 1. — С. 69–76.

5. Женщины в Иране // Наука и религия. — 2000. — № 11. — С. 16–19.

6. Ислам и будущее России // Наука и религия. — 1998. — № 7. — С. 8–11.

7. Кто и почему совершил атаку Манхеттена (ваххабизм) // Наука и религия. — 2002. — № 8. — С. 46–49.

8. Мусульмане в Великобритании // Азия и Африка, 2000. — № 9. — С. 51–54.