Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу «Культурология» 211 Предмет культурологии (стр. 9 из 40)

В искусстве, сущность которого остается неизменной, сильнее пробивается реалистическая струя под влиянием художественных школ, возникших при дворах провинциальных правителей.

Фараон по-прежнему обожествляется. Однако пирамиды строятся уже не из камня, а из кирпича-сырца, что не так разорительно. Статуи царей уже предназначены не только для усыпальниц, они воздвигаются в храмах и даже под открытым небом.

В эпоху нового царства египетское искусство украсилось грацией и изяществом. Эпоха Нового царства в период расцвета — это торжество египетской мощи. Это эпоха баснословной роскоши правящей верхушки.

Грандиозность и пышность в сочетании с изысканной утонченностью, стремление к блеску отличает искусство Нового царства.

Классического совершенства достигает искусство рельефа. Литература становится многожанровой. Развивается декоративно-прикладное искусство.

С пирамидами навсегда покончено. Усыпальницы фараонов сооружаются в «Долине царей». Вместо пирамид строятся храмы. Самыми грандиозными храмовыми постройками Нового царства считаются Карнакский и Луксорский храмы.

Царствовавший в начале XIV в. до н.э. фараон Аменхотеп IV решил провести радикальные реформы. Он попытался установить единобожие, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Себя же он именует «Эхнатоном», что значит «Дух Атона», «угодный Атону».

Эти преобразования отражаются на искусстве, прежде всего на живописи и скульптуре. Фигуры приобретают большую подвижность, подчеркнутую правдивость изображения, живость отдельных образов и всей композиции. Им свойственны лирика, задушевность и даже интимность. Примером может служить портрет жены Эхнатона царицы Нефертити, «самого восхитительного из всех женских изображений», по словам искусствоведов.

На гробнице фараона Эхнатона выбито послание Нефертити:

«Я люблю сладкое дыхание твоего рта,

Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.

Мое желание — слышать твой прекрасный голос,

Звучащий словно шелест северного ветра.

Молодость возвращается ко мне от любви к тебе.

Дай мне твои руки, что держат твой дух,

Чтобы я смог принять его и жить им.

Называй меня моим именем вечно, а мне

Без тебя (чего-нибудь) не будет хватать».

В эпоху Позднего времени (I тысячелетие до н.э.) искусство Египта отражает общий и на этот раз окончательный упадок великой державы. Египет распадается на два царства, а затем и на отдельные номы.

Покоренный сначала ассирийцами, затем дважды персами, Египет в 332 г. до н.э. подчиняется новым завоевателям — греко-македонцам и включается в новый эллинистический мир.

Древний Египет оказал большое влияние на формирование многих других культур.

Основные понятия

Атон — диск Солнца, первоначально — одна из ипостасей солярных богов, при Аменхотепе II впервые выступает как самостоятельное солнечное божество.

Фаюмский портрет — искусство погребального портрета восковыми красками, возникшее в I–III вв. на стыке египетской и римско-эллинистической культур. Название происходит от Фаюмского оазиса в Египте, где было найдено большое количество этих произведений, обычно рассматривается как одно из истоков искусства иконописи.

Скарабей — важный талисман, символизирующий воскрешение его носителя в вечную жизнь. Его обычно укладывали на грудь мумии. Выполненный в виде жука-навозника, т.е. существа, которое как бы возрождается прямо из своих собственных экскрементов, обычно сопровождался надписью, оберегавшей ее владельца на пути в потустороннем мире.

Осирис — божество производительных сил и верховное божество в загробном культе.

Ка — одна из душ усопшего, продолжающая оставаться в теле и после смерти, причем благополучие умершего зависело от степени сохранности его тела (мумии).

Литература

1. Виппер Р.Ю. История древнего мира. — М.: Республика, 1994.

2. Керрам К. Боги, гробницы, ученые: Пер. с нем. А.С. Варшавского. — М.: Республика, 1994.

3. Хрестоматия по истории древнего мира / Сост. Е.А. Черкасова. — М.: Просвещение, 1991.

Глава 4. Культура Древней Индии

Для восточной культуры характерно почитание Солнца и его Энергии; все религиозные храмы Востока обращены на восток, к восходящему солнцу; почитание животных: слона как символа мудрости и расчёта, коровы — красоты и покоя, обезьяны — активности и действия, буйвола — трудолюбия.

Древнейшие памятники, дающие сведения о культуре Индии, относятся к III–II тысячелетию до н.э. Это памятники индской (хараппской) цивилизации, сложившиеся в долине реки Инд. Главные центры находились в городах Хараппа и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»).

Это была сложная высокая культура, основанная на земледелии. Жители древних городов выращивали различные овощи и злаки, разводили буйволов, быков, коз, кур. Благодаря развитой бронзовой металлургии изготавливались медные и бронзовые изделия, процветали ремесла. В городах, которые были столицами и торговыми центрами, найдены 2-х — 3-х этажные кирпичные здания, большие храмовые постройки, помещения для хранения зерна, бассейны, печати с надписями, статуэтки. Торговые связи поддерживались с Двуречьем и Египтом, где были найдены индийские вещи — раковины, бусы, печати.

Исследователи прослеживают связь с шумерской культурой — использование одинаковых материалов (бронза, кирпич); сходство мифологических сюжетов, архитектуры.

В XVIII веке до н.э. индская цивилизация постепенно приходит в упадок, который связывают с изменением климатических условий (разливы, наводнения) и эпидемиями.

В середине II тысячелетия до н.э. в Северо-Западную Индию вторглись арийские племена («арий» — благородный). По одним данным, они пришли с берегов Черного и Каспийского морей, по другим — из Закавказья и Малой Азии.

С приходом Ариев в культуре Индии начинается новый ведический (индоарийский) период, получивший свое название по названию древнейших религиозных текстов — Вед (веда — знание). Веды представляют собой разновременные собрания религиозных гимнов в честь богов, магических формул, священных песен и жертвенных заклинаний. Веды включают в себя 4 сборника:

– Ригведа — «Книга гимнов» — рассказывает о деяниях богов (сотворение мира — три шага Вишну, рождение Индры и т.п.). Каждый гимн обращен к конкретному богу;

– Самаведа — «Книга песен» — во многом повторяет Ригведу;

– Яджурведа — «Книга жертв» — делится на Черную и Белую, варьирует предыдущие книги;

– Атхарваведа — «Книга жрецов» — является позднейшей и содержит 731 магическое заклинание.

Наряду с богами у арийцев почитались и предки — питары (отун), обожествлялись животные, растения, явления природы.

В пантеон входили полубоги, например, апеары, соблазнявшие богов, героев и аскетов; существа, похожие на кентавров.

Позже появляются боги, имеющие абстрактный характер: Кала — бог времени; Кама — любви и сексуальной практики; Вена — символ того, откуда все возникает и куда все погружается.

Центральную роль в культе ведического периода играло жертвоприношение. Высшей жертвой была человеческая жертва. Затем шли конь, бык, баран, козел. Жертвоприношение сопровождалось пиршеством и возлиянием пьянящего напитка — сомы.

Принесение жертвы — главный способ сношения людей с богами. Оно рассматривалось как кормление богов, и отношение к этому акту со стороны верующих было довольно утилитарное — торг.

Вот отрывок из гимна, посвященного Индре: «Милостивы руки твои, о, Индра, и благи, когда расточают дары певцу. Где же замешкался ты? Почему не спешишь на попойку? Или скупишься? Почему, богач, люди называют тебя щедрым? Ты на подаяния тароват. Так слышу от всех: так дари же и мне. За песнь мою выдай казной, о всемогущий. Будь у меня, о, Индра, такие богатства, какими обладаешь ты, я, не жалеючи, одарил бы моего поклонника; я не оставил бы его в бедности».

Молитвы, связанные с жертвой, обладают принудительной силой. Боги не могут отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненной жертвой.

Таким образом, ведическая религия представляла собой наряду с развитием мифологии все же в значительной мере магию: молитвы являлись, в сущности, заклинаниями, принудительно действовавшими на богов. Религия ориентировалась целиком на этот, а не на потусторонний мир (идея души, отдельной от тела еще полностью не сложилась). Ведическая религия — это сравнительно простая, политеистическая религия, отражавшая переходный родо-племенной общественный строй.

Брахманский период.

В начале I тысячелетия до н.э. арийцы подчинили себе бассейны рек Инда и Ганга, основали здесь ряд деспотических рабовладельческих государств или княжеств и перешли к оседло-земледельческому образу жизни. Новые условия хозяйствования привели к тому, что социальные противоречия между завоевателями и покоренным населением, а также и в среде самих завоевателей все более обострялись.

В это время сложились основы кастового строя Индии. В древности первые касты называли варнами (санскрит. «цвет, качество»). Веды объясняют деление людей на варны тем, что каждая из варн создается из различных частей тела Пуруши. Некоторые исследователи считают, что наличие варн связано с антропологическими (например, цветом кожи) факторами.

Варны никогда не смешивались, переход из одной варны в другую был запрещен, браки заключались только внутри своей варны.

Высшей варной были брахманы. Они занимали господствующее место в государствах Северной Индии. Это наследственное кастово обособленное жречество, приносители жертв, знатоки священных Вед. Брахманы занимали исключительное социальное положение.

Кшатрии — варна воинов, из их среды выходили князья и цари.

Вайшьи — земледельцы, скотоводы, торговцы — свободное население в основном из племени завоевателей-ариев.

Шудры — низшая варна, бесправная каста рабов, потомков покоренных темнокожих аборигенов. Они не имели права участвовать в религиозных культах и изучать Веды.