Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу «Культурология» 211 Предмет культурологии (стр. 26 из 40)

1) вторая половина XII — первая четверть XIII века — ранняя готика;

2) вторая четверть XIII — XIV вв. — зрелая или высокая готика;

3) XIV–XV вв. — поздняя («пламенеющая») готика.

В искусстве готики особое внимание уделялось человеку и его эмоциям, отражающим сложный драматизм жизни, трагическим сценам страдания и смерти. Углубленные богословские размышления, математические расчеты, совершенствование техники строительства позволили сформировать особый художественный мир готики. В религиозных трактатах готический собор описывался как модель мира и символ бесконечности. Он выражал христианскую идею духовности, устремления ввысь, к небу. Отсюда и основная композиционная доминанта — вертикаль. Символический аспект готического искусства, отличавшийся высокой духовностью, сочетался с расширением интереса к реальному миру, природе. В скульптуре и живописи появились зачатки портретного и пейзажного жанров. Образы отличались индивидуальными чертами, одухотворенностью и возвышенностью.

Поздняя готика доминировала в искусстве Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы, поэтому ее называют интернациональной. В ней особенно сильно проявилась экспрессивная надломленность формы, графичность, обилие символики, сложных аллегорий, преувеличений. Иногда этот период называют готическим маньеризмом, так как новых идей в формообразовании он не дал, все усилия направив на украшательство. Так, «пламенеющая» готика в архитектуре не заключала в себе принципиальных открытий, а лишь усложняла старые элементы, делая их все более изысканными и вычурными. Для нее характерны извивающиеся, наподобие языков пламени, башни — пинакли с завершениями — фиалами, своей формой давшие название этому стилевому течению. Архитектурный декор терял свою объемность, становился жестким кружевом на поверхности стен. Использование стрельчатых арок — отличительная черта готической архитектуры. Конструктивные элементы здания были вынесены наружу, что позволило сделать более тонкими стены и большими окна, а также создать огромное пространство интерьера. Стены собора были прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами, светившимися в полумраке яркими красками. Устремленность собора ввысь была подчеркнута гигантскими ажурными башнями, высокими стрельчатыми арками, порталами, окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями. Все это оказывало сильное эмоциональное воздействие на верующих. Застылость и замкнутость романтического искусства сменились подвижностью, ритмической пластикой скульптур, обращенных друг к другу и к зрителю. На фасадах и крышах размещались скульптуры фантастических животных (химеры, горгульи).

Выдающимися произведениями готической архитектуры являются: во Франции соборы в городах Реймсе, Амьене, Шартре, собор Нотр Дам в Париже; в Германии — собор в Кельне; в Англии — Вестминстерское аббатство (Лондон) и др.

Таким образом, средневековая культура Европы наполнена специфическими противоречиями; как и всякая другая культура, она имеет свои «темные» аспекты, как и заслуги перед мировой культурой. К последним следует отнести интерес к духовной жизни человека, возникший под активным влиянием христианства. Это отразилось на менталитете средневекового общества и нашло свое выражение в искусстве, обратившем внимание на эмоциональную сферу каждого отдельного человека.

В это время начинается формирование современных языков европейских народов, а также развивается и совершенствуется искусство. Средневековье преодолело период падения и гибели античного мира, сформировав новый тип культуры, который в свою очередь послужил основой для следующей эпохи — эпохи Возрождения.

Основные понятия

Базилика — здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько нефов столбами или колоннами (как правило, на пять). В Византии дом высшего духовного лица, впоследствии тип католического храма, приобретшего форму латинского креста.

Библия — сборник книг древнеиудейской (Ветхий Завет) и раннехристианской (Новый Завет) культур, написанных в разное время. Приблизительно с XIII века до н.э. по II век н.э.

Икона — предмет культа, духовная опора христиан, символ, торжественно связанный с божественными началами, посредник между Богом и человеком.

Исихазм — мистическое течение в Византии, учение о пути единения человека с Богом через самососредоточение сознания.

Канон (с греч.) — норма, правило, в изобразительном искусстве — это совокупность твердо установленных норм композиции и колорита, система пропорций. Широко распространен жесткий канон в иконографии.

Крестово-купольный храм — тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии, получил распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе.

Мистика (с греч. — таинственный) — религиозная практика, цель которой — переживание в экстазе непосредственного «единения» с Богом. Иногда мистика становилась определенной формой протеста против церковной и социальной иерархии.

Патерик (с греч. — отец) — сборник порой фантастических жизнеописаний отцов церкви, признанных святыми.

Проторенессанс — период истории итальянского искусства XIII–XIV веков, сочетавших обращение к античным традициям с ростом светских реалистических традиций.

Романский стиль — стилевое направление в западноевропейском искусстве X–XIII веков, в архитектуре характеризуется использованием сводчатых и арочных конструкций, простых и массивных форм. В декоре используются скульптурные композиции на темы Нового Завета.

Фреска (с итал. — сырой, свежий) — техника стенной росписи водяной краской по штукатурке, впитывающей ее до определенной глубины, что обеспечивает прочность красочного слоя. Возникла на Востоке, постепенно проникая в античность. В средние века уступает место мозаике и витражу. В эпоху Возрождения распространяется по Европе вновь.

Христианство (с греч. — помазанник, мессия) — одна из трех мировых религий, возникла в I веке нашей эры в Палестине, с IV в. — господствующая религия в Римской империи. В 988 году принята как государственная Киевской Русью.

Литература

1. Арнаутова Ю.В. Колдовство и колдовские болезни в средние века // Вопросы истории, 1994. — № 11.

2. Арнаутова Ю.В. Западноевропейское средневековье и «оборотни» // Вопросы истории, 1997. — № 6.

3. Арнаутова Ю.В. Амулеты в средневековой народной медицине // Вопросы истории, 1998. — № 7.

4. Архитектура Германии и Италии (средние века) — в кн. Любимов Л. Искусство Западной Европы. — М., 1982.

5. Архитектура Запада. Романский стиль. Готика. Одежда ХI–ХVI веков — в кн. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. — М., 1999.

6. Балла О. Время и другой (Средневековье как особая эпоха в европейской интеллектуальной истории) // Знание-сила. — 2001. — № 1.

7. Бахтин М.М. Средневековая карнавальная культура. — М., 1980.

8. Басовская Н. К истокам средневековой культуры // Знание-сила. — 2000. — № 2.

9. Басовская Н. Осень средневековья // Знание — сила. — 2000. — № 10.

10. Введение в культурологию. — М., 1995. — Гл. VI, VII.

11. Ле Гофф Ж. Другое средневековье: Время, труд и культура запада. — Екатеринбург, 2000.

12. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М.,1992.

13. Европейские образы пространства и времени / В кн. Культура, человек и картины мира. — М., 1987. — С. 197–224.

14. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М., 1990. — С. 36–42, 53–57, 220–233.

15. Карсавин Л. Культура средних веков. — Киев, 1995.

16. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. — М., 1997.

17. Тагоева О.И. «Ремесло» воровства в средние века // Вопросы истории, 1998. — № 5.

18. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. — М., 1995. — С. 176–194, 209–255.

Глава 9. Культура эпохи возрождения

Эпоха Возрождения (или Ренессанс — фр.) — одна из величайших в развитии мировой культуры — свое название получила в связи с возвращением интереса к культурному наследию античности. Античная культура существовала на территории Греции и Рима, именно поэтому Ренессанс начался и проявился наиболее ярко в Италии. Однако невозможно воспроизвести тип культуры, существовавший более тысячи лет назад, поэтому главное противоречие Эпохи Возрождения — столкновение нового мироощущения и искусства с хорошо устоявшимся средневековым. Итальянское Возрождение представляет собой не одно общеитальянское культурное движение, а ряд либо раздробленных, либо чередующихся движений в разных центрах Италии. Раздробленность Италии служила здесь не последней причиной. Наиболее полно черты Возрождения проявились во Франции, Риме, Милане, Неаполе, Венеции.

Термин «возрождение» был введен мыслителем и художником позднего Возрождения Джорджо Вазари, автором «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»; так он назвал время с 1250 по 1550 гг., с его точки зрения это было время возрождения античности (как идеального образца культуры). С социологической точки зрения это была городская культура. Горожане были независимыми и предприимчивыми людьми. Сами же итальянские города расцвели главным образом из-за активного участия в транзитной торговле. Художники этого времени не просто копировали старые образцы, а вкладывали в них качественно новое содержание.

В культуре Возрождения проблематично многое: определение временных границ и этапов развития, пространственные границы, особенности в различных странах и т.д. Проблемы объясняются тем, что Возрождение — «промежуточный» тип культуры (между средневековой и культурой эпохи Просвещения), кроме того, культура Возрождения ни в одной стране не была общенациональной или как поздняя готика — интернациональной. Это были «островки» новой культуры (городской культуры) в культуре позднесредневекового типа.

В истории культуры итальянского Возрождения выделяют следующие этапы:

1. Предвозрождение (или Проторенессанс) или по-итальянс-ки Дученто (вторая половина XIII в.).