Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу «Культурология» 211 Предмет культурологии (стр. 29 из 40)

Творчество Андреа Мантенья (1431–1506 гг.) из Падуи отличается жестким, твердым рисунком, скульптурностью в передаче формы, сильными ракурсными сокращениями фигур, сложными перспективными сокращениями пространства. Мантенья был не только живописцем, но и ученым, он изучал вопросы перспективы, оптики, геометрии, эпиграфики, археологии, он был также и писателем-гуманистом. Интересно обращение художника к светской монументальной живописи. Расписывая стены дворца герцога Гонзага в Мантуе, он изображает перспективные сцены из аристократической жизни того времени. Перспективная передача пространства создает театральный эффект участия зрителя в событиях.

Художник положил начало декоративной живописи Возрождения, получившей продолжение в искусстве Европы XVII–XVIII вв. В мантуанском дворце он впервые использовал иллюзионистские эффекты для декорации плафона, зрительно раздвинув тем самым пространство комнат.

Иные черты Возрождения представлены в творчестве Сандро Боттичелли (Алессандро Филипепи, 1445–1510 гг.). Персонажи его картины лишены материальности, они легкие и воздушные. У художника отсутствует любимая другими флорентийцами «лепка формы», очертания фигур сливаются, ритмически повторяются, приходя в движение. Две наиболее прославленные картины художника — «Весна» (1478 г.) и «Рождение Венеры» (1485 г.) — имеют глубокий поэтический и философский подтекст. Они говорят о гармонии между человеком и Вселенной, победе красоты над несовершенным миром. «Весна» символизирует пробуждение жизни, красоту молодости, плодородие. Одежды Граций на картине создают изысканную игру прозрачных тканей. Фантастически прекрасный луг покрыт более чем сотней видов цветов и трав, что свидетельствует о знании художником ботаники.

На картине «Рождение Венеры» богиня появляется на свет из морской пены. Зефир дует ей в спину, направляя раковину к берегу. Здесь ее ждет Гора, готовая укрыть покрывалом с цветами. Женственность и божественность сливаются в образе молодой девушки. Поэзия, искусство, философские идеи синтезированы в этой картине.

В поздний период творчества Боттичелли создавал картины на христианские сюжеты, исполненные острого духовного накала («Оплакивание», «Мистическое рождество» и др.). В конце жизни он много сил отдал комментированию и иллюстрированию «Божественной комедии» Данте. Рисунки художника к этому произведению отличаются богатством воображения, хрупкостью, бестелесностью форм.

Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.), старший из великих мастеров Высокого Возрождения, обучался в мастерской видного флорентийского живописца и скульптора Андреа дель Вероккио (1435–1488 гг.), учениками которого были многие известные живописцы и скульпторы. Леонардо да Винчи благодаря Вероккио оказался в центре художественной жизни Флоренции, получил знания по архитектуре и строительству, скульптуре, живописи, ювелирному искусству. В ранний период творчества Леонардо да Винчи более известен как живописец, автор «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа»), «Поклонения волхвов», «Святого Иеронима». «Мадонна с цветком» (1478 г.) отличается особой нежностью и поэтичностью. Совсем еще юная мать естественно и непринужденно протягивает ребенку цветок, четыре лепестка которого напоминают крест. Внешне простая композиция продумана до мельчайших подробностей: неяркие краски, гармония цветовых сочетаний, тонкие светотеневые переходы, благодаря которым изображение оказывается как бы окутано воздушной дымкой (сфумато).

В 1482 г. Леонардо впервые приезжает в Милан, где при миланском дворе разрабатывает монументальную фреску и алтарную картину, создает конный монумент герцогу Франческо Скорца, пишет картины «Мадонна в скалах» (1483–1494 г.), «Мадонна Лита» (сер. 1480-х гг.) и «Дама с горностаем» (1483 г.), проектирует идеальный город — мечту архитекторов Возрождения, проводит научные изыскания, решает инженерные задачи.

В 1490-х гг. Винчи начал работу над своим главным произведением этого периода — фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария деле Грация в Милане. Художник очень точно рассчитал кульминационный момент драмы. В центре композиции изображен Иисус Христос. Особую одухотворенность его лицу придает игра светотени. В реакции на слова Христа: «Один из вас предаст Меня», — просматривается судьба и характер всех апостолов. Крайне выразительно каждое действующее лицо фрески.

Около 1503 г. Леонардо создал портрет «Мона Лиза» («Джоконда»), который стал величайшим творением художника. Он стремился воплотить на полотне идеал женственности. До сих пор точно неизвестно, кто послужил моделью для этого портрета — жена флорентийского банкира Франческо дель Джокондо или другая женщина. Утопающий в дымке горный пейзаж, написанный в качестве фона, придает улыбке женщины еще большую загадочность. Замечательны простота и естественность облика Моны Лизы, ее внимательный взгляд. Портрет светится как бы изнутри благодаря многочисленным полупрозрачным слоям краски, накладываемым один поверх другого. Техника живописи столь совершенна, что мазки кисти абсолютно незаметны.

В своих теоретических работах да Винчи писал о том, что живопись должна стать новым видом философии, инструментом познания, сочетающим в себе умозрительный анализ и визуальное наблюдение. Леонардо оставил огромную коллекцию рисунков, некоторые сделаны остро заточенным красным мелом (сангиной), другие — серебряным карандашом на тонированной бумаге, третьи — пером и чернилами. Кроме этого остались тысячи страниц с чертежами, заметками, выписками из прочитанных книг, замыслами собственных сочинений. Он сумел развить многие научно-практические дисциплины, и при этом внести ценный вклад в едва ли не каждую из них. Он воспринимал деятельность художника как исследовательскую и считал своим долгом добиться точности в анатомии человека, зоологии, ботанике. Известно, что он проанатомировал скальпелем более тридцати трупов, годами изучал полет насекомых и птиц, движение волн в водяных потоках, облаков. Он был ценим современниками и как большой художник, и как блестящий музыкант, но лишь немногие догадывались о силе его мышления и обширности познаний.

Рафаэль Санти (1483–1520 гг.) с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве возвышенные идеалы гуманизма Возрождения. В ранний период творчества Рафаэль создает серию мадонн («Мадонна Конестабиле», «Мадонна со Щегленком» и одно из лучших своих произведений — «Обручение Марии» (1504 г.)). Наиболее важен римский период творчества Рафаэля. В 1508 г. он приступает к росписи станц (парадных залов) Ватиканского дворца, создав крупномасштабные композиции, населенные десятками фигур. В одном зале находятся четыре фрески, посвященные богословию, философии, поэзии и правосудию. Художник задумал отобразить идею синтеза христианской религии и античной культуры. Лучшая из фресок — «Афинская школа», в которой изображены афинские философы и поэты, занятые беседой или погруженные в размышления. В облике философов можно узнать черты современников Рафаэля, например, Платон напоминает Леонардо, а Гераклит явно похож на Микеланджело, рядом с группой астрономов Рафаэль изобразил самого себя.

Большая алтарная композиция «Сикстинская Мадонна» (1515–1519 гг.) в истории искусства считается эталоном красоты. Рафаэль также овладел профессией архитектора. Изучив памятники Древнего Рима, он строил церкви, виллы и дворцы.

Величайший мастер Возрождения Микеланджело Буонаротти (1475–1564 гг.) в своем творчестве закрепил достижения Ренессанса и наметил пути стилям последующих веков — маньеризму, барокко, классицизму. Свои идеи Микеланджело реализовывал почти во всех видах искусства: графике, живописи, скульптуре, архитектуре. Для его живописных произведений (роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, а также фреска «Страшный суд» на алтарной стенке капеллы) характерны монументальность, пластичность и драматизм образов. На площади 600 кв.м. Микеланджело написал несколько сотен фигур в разнообразных ракурсах.

Северное Возрождение

Подъем в развитии искусства стран северной и центральной Европы, начавшийся в XV в., называют Северным Возрождением. В культуре Северного Возрождения больше сказалось средневековое влияние. В нем много религиозной символики, оно весьма условно по форме, более связано с готикой, чем с античностью.

В живописи Нидерландов национальные традиции соседствовали с обращением к итальянскому искусству, причем первые ростки искусства Возрождения были отмечены в нидерландской книжной миниатюре. Благодаря ей в нидерландскую живопись пришло переживание пространства мира, его предметной и объемной наполненности.

Одним из ведущих центров Возрождения в первой половине XVI века была Германия, где работали выдающиеся художники во главе с А. Дюрером и Г. Гольбейном Младшим. Немецкая живопись была ориентирована на психологические аспекты изображения человека, сочетая индивидуальность и психологический драматизм портретируемых людей.

При создании эмоционального фона образа особое значение принадлежало пейзажу и интерьеру. По сравнению с Италией и Нидерландами в немецком искусстве реалистические тенденции появились с опозданием, что во многом обусловлено особенностями исторического развития страны.

Открытия, совершенные Северным Возрождением в области культуры, имели большое значение для развития европейского искусства. Интерес к ним сохранился и в наше время.

Основные понятия

Барокко (с итал. — причудливый, странный) — художественный стиль конца XVI — середины XVIII веков. Архитектура стиля барокко тяготеет к пышности, величию, динамике, эмоциональной напряженности, характерен как для стран Европы, так и Америки и России (Петербург).

Гармония (от греч. — согласие, созвучие) — эстетическая категория, характеризующая слитность всех частей и элементов формы. Одушевленная гармония есть красота.