Смекни!
smekni.com

«Междисциплинарные исследования в юриспруденции» для слушателей программы (стр. 11 из 14)

Интерес к вопросам индивидуального преступного поведения в этот же период времени был характерен для криминальной антропологии (Ч. Ломброзо, Э. Ферри), основным содержание которой явилось изучение личности преступника. Причем, влияние этой теории отнюдь не ограничивалось кабинетным знанием. Она оказала значительное влияние на уголовное законодательство Италии начала ХХ века, которое было пронизано духом криминальной антропологии. Что интересно, в этот же период времени в судах этой страны существовала практика привлечения компетентного эксперта-антрополога для дачи заключении о предрасположенности лица к совершению преступлений, которое в совокупности с иными обстоятельствами могло быть положено в основание обвинительного приговора.

Это направление исследований привело к формированию особой отрасли психологических знаний, которую принято сегодня именовать криминальной психологией (психологией преступного поведения).

В России развитие юридической психологии в этот период времени шло сходным путем: с одной стороны, расширялась сфера применения специальных психологических знаний при осуществлении судопроизводства (уголовного, прежде всего) (Фрезе А.У. «Очерки судебной психологии», С.К. Гогель «Суд присяжных и экспертиза» и др.).

Второе направление - исследование личности преступника и мер воздействия на него. В российской науке конца ХIХ века наличествовали яркие персоналии ломброзианского толка. Прежде всего, надо назвать Д. А. Дриля («Малолетние преступники», 1888, «Преступность и преступники», 1895, «Учение о преступности и мерах борьбы с ней», 1912)[8] и В.Ф. Чижа («Медицинское изучение преступности», 1894, «Преступный человек перед лицом судебной наука», 1894, «Криминальная антропология», 1895).

Однако Россия этого времени дала юридической науке самобытного ученого, определившего значимое направление научных исследований на стыке права и психологии – профессор Варшавского и Петербургского университета Л.И. Петражицкий. Его заслуга состоит в том, что он не просто использовал специальные психологические знания для обслуживания юридических практик, но предложил и провел психологический анализ права, положив основу психологической теории права. Центральной в этом смысле является его работа 1908 года «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология».

В советской России уголовно-психологические исследования продолжились. В этом смысле особый интерес представляют 20-ые годы ХХ века, когда власть начала крупномасштабные социальные эксперименты, в том числе, и в области воздействия на преступность. Во многих крупных городах (Москва, Ленинград, Баку, Ростов-на-Дону, Одесса, Харьков) были организована и до конца десятилетия функционировали кабинеты по изучению личности преступника (криминально-психологические кабинеты и кабинеты научно-судебной экспертизы). В 1925 году в Москве был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника, в структуре которого была выделена биопсихологической секция.

В этот период были опубликованы такие работы в области судебной и криминальной психологии как Очерки криминальной психологии Сотони К. Казань, 1925; Криминальная психология. Преступные типы Познышева С. В. М., 1925, его же Криминальные психопаты. М., 1926.[9]

В период с начала 30-ых до середины 60-ых годов прошлого века открытые исследования в области юридической психологии в советской России были приостановлены.

В то же время в США и странах Европы юридико-психологические исследования продолжаются весьма активно. Большое влияние на тематику научных исследований оказала классическая теория психоанализа З. Фрейда. Его идеи оказали значительное влияние на американские теории преступности и, что важнее, сложившиеся юридические практики, включившие работу осужденных с психологами как обязательный элемент пенитенциарного воздействия.

В Советском Союзе исследования в области судебной психологии, как ее стали называть, возобновляются в конце 60-ых годов. В 1969 году в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности создается соответствующий профильный сектор, кафедра психологии была открыта в Академии МВД СССР, а во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского была создана лаборатория психологии.

С начала 70-ых начинается преподавание курса судебной психологии в Белорусском, Киевском, Казанском, Ленинградском, Московском университетах, ВЮЗИ, Саратовском, Свердловском, Харьковском юридических институтах, Волгоградской, Московской высших школах милиции, Академии МВД СССР.

В это время выходят первые учебники по юридической психологии - Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967, Еникеев М. И. Судебная психология. Часть 1. М., 1975; часть 2. М., 1976.

В первые годы после своего возрождения юридическая психология акцентировала внимание на вопросах изучения личности преступника (в рамках возрожденной в тот же период криминологии), психологии проведения отдельных следственных действий, психологии отбывания уголовного наказания. Мы видим, что в указанный промежуток времени юридическая психология имела весьма локальный предмет в области, преимущественно, уголовно-правовых явлений, что отражалось и в ее названии – судебная психология.

Предмет юридической психологии постепенно расширялся, включая в себя психологические проблемы профилактики правонарушений, но и вопросы психологии личности правонарушителя, психологии судопроизводства, правомерного поведения, профессиограммы и психограммы юридических профессий и др. Специальные психологических познания начинают использоваться в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства, профилактики административных правонарушений, организации законотворческого процесса. Определенный вклад в развитие юридической психологии внесло введение в России суда присяжных, которых потребовал от участников подобного судопроизводства больших психологических навыков и умений.

На сегодняшний день предмет юридической психологии считается сформировавшимся и относительно устоявшимся. Специалисты в области юридической психологии включают в него следующие элементы:

1. Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками).

2. Правосознание и психология правомерного поведения.

3. Психологическая характеристика отдельных видов юридической деятельности и лиц, ею занимающихся.

4. Криминальная психология. Психология преступника и преступления.

5. Психология предварительного следствия и дознания.

6. Психология уголовного судопроизводства.

7. Судебно-психологическая экспертиза.

8. Психология оперативно-розыскной деятельности.

9. Пенитенциарная психология.

10. Превентивная психология.

Знаковые фигуры современной российской юридической психологии.[10]

Александр Рувимович Ратинов (род. 1920) - доктор юридических наук, профессор. Заслуженный деятель науки России. Главный научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. Член экспертного совета ВАК, член ученых советов ряда научных центров, методических советов Генпрокуратуры, член редколлегии ряда научных журналов.

Сфера его научных интересов: теоретико-методологические основы юридической психологи как науки, психология личности преступника и преступного поведения, психология правосознания, психологические основы производства следственных действий и многие другие проблемы.

Основные работы:

Судебная психология для следователей. М.,1967, 2003; Советская судебная психология. М.,1967; Личность преступника как объект психологического исследования (ред.). М., 1979; Психологическое изучение личности преступника. М., 1982; Правовая психология и преступное поведение (в соавт.) - Красноярск, 1988; Психология допроса обвиняемого. М.,1989; Теория судебных доказательств. М.,1980.

Владислав Леонидович Васильев - доктор психологических наук, кандидат юридических наук, Заслуженный деятель науки РФ, действительный член Международной Академии акмеологических наук, член-корреспондент Международной Академии психологических наук, действительный член Балтийской Педагогической Академии. Профессор кафедры правовой психологии Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ.

Сфера научных интересов: методология использования судебно-психологической экспертизы, проблемы исследования психологических особенностей теневой экономики, организованной преступности, терроризма как социально-психологического явления.

Основные работы: Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта на предварительном следствии. СПб., 1997 (в соавт.); Психология терроризма. Сб. научных трудов СПб ЮИ ГП РФ № 2, 2001; Психология ораторского мастерства государственного обвинителя. СПб., 1996 (в соавт.); Психологическая культура прокурорско-следственной деятельности. СПб., 1998; Психологические аспекты повышения эффективности труда следователя. ЛГУ, 1984; Психология следственных действий. СПб., 1993; Психология труда следователя. Л., 1988; Психологические основы руководства следственным подразделением. Л., 1983; Психологическая характеристика деятельности следователя. Л., 1970; Психологические аспекты повышения эффективности труда следователя, СПб., 1984; Психологические аспекты преступных формирований и расследование совершаемых ими преступлений. СПб., 1994; Социальная справедливость: психологические проблемы. Л., 1989; Судебная психология - психологический практикум для следователей. Л., 1979; Юридическая психология. М., 1991, СПб., 1997, 2000, 2001, 2003).