Смекни!
smekni.com

«Междисциплинарные исследования в юриспруденции» для слушателей программы (стр. 2 из 14)

Вообще, о монодисциплинарности в юриспруденции можно говорить лишь в одном случае – когда речь идет о юридической догматике – изучении права изнутри. В любом случае изучения права извне (будь то философия, социология, лингвистика), мы должны говорить о междисциплинарных подходах в изучении права.[5]

Бинарные юридические дисциплины: история формирования, знаковые персоналии и круг проблем

В рамках второго раздела мы представляет мини-обзор специальных дисциплин, на стыке юриспруденции с иными областями знаний. Эти отрасли знаний имеют четкие предметные поля исследования, серьезную историю формирования и развития и, как правило, институционализировано в виде самостоятельных дисциплин в системе высшего юридического образования.

Философия права

Первой из них как по времени возникновения, так и по влиятельности следует назвать философию права.

В самом общем виде философия права понимается как часть социальной философии, которая занимается объяснением смысла, закономерностей и сущности права. Различные концепции философии права образуют главное содержание типов правопознания. Прямо или опосредованно эти философские концепции связаны с объяснением праа как социального и культурного явления.

Надо заметить, что и становление юриспруденции как самостятельной науки связано было именно с философией права. Подобный подход к осмыслению права характерен именно для западноевропейской научной парадигмы, сформированной на основе эллинистической традиции и характерным для нее осознанием ценности права. Философия права – праматерь юриспруденции, которая и сформировалась как университетская дисциплина на базе философских концепций права, с одной стороны, и изучения классического римского права как свода законоположения, с другой.

История философии права – история западноевропейской философии, так как все знаковые фигуры последней так или иначе отметились своим интересом к вопросам права (в период античности – Платон, Аристотель, Цицерон, Цельс; средневековая теология прставлена такими персоналиями как Фома Аквинский, С. Бартоль; новое время с его теорией естественного права – Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Ч. Беккариа, И. Бентам, Дж.-С. Милль, Г. Пухта, К. Савиньи, Р. фон Иеринг и др.).

По большому счету до конца Х1Х века философия права существовала как вполне самодостаточная юридическая и философская дисциплина. Но сциентический бум этог периода породил отрасли и дисцилпины, выступающие как конкурирующие и выступающие в качестве дочерних по отношении к философии права – юридическую антропологию и социологию права.

Особый интерес для нас представляет русская философия права Х1Х века, основной идей которой вытупило соотношение права и нравственности. Среди наиболее ярких фигур следует назвать М.М. Сперанского, К.П. Победоносцева, Б.Н. Чичерина, С.А. Муромцева, Н.М. Куоркунова, В.С. Соловьева, Г.Ф. Шершеневича, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, С.Л. Франка, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина.[6]

Следует обратить внимание, что часть имен будет повторяться при характеристике истории становления иных полей междисциплинарности. Это лишь подверждает общий тезис о генетической связи иных наук с философией.

В ХХ века философия права пыталась заново свой собственный предмет исследования, что было сделать особенно сложно в условиях утраты общей философией своего предмета, что привело к ее дроблению и формированию таких подотраслей как юридическая гермневтика (Гадамер), юридическая семиотика и др.

На сегодняшний день в российской науке, "предмет философии права можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия" (Керимов Д.А. Предмет философии права. //Государство и право.1994. №7). В другой работе Д.А.Керимов видит перспективы философского осмысления права под углом зрения о всеобщих диалектических законах и категориях (Керимов Д.А. Основы философии права. М.,1992). С несколько иных позиций рассматривает философию права В. С. Нерсесянц. Исходя з того, что предметом этой высшей духовной формы познания является "право в его и соотношении с законом" (Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.,1997. С. 10 и след.), он именно по этим углом зрения характеризует основные проблемы философии права.

В России на сегодняшний день философия права продолжает существовать как самостоятельная научная и учебная дисциплина, имеющая тесную связь с теорией государства и права и историей политических и правовых учений. Среди наиболее ярких фигур кроме отмеченных выше следует назвать С.С. Алексеева, А.В. Полякова, разработавшего любопытную коммуникативную теорию права.

Юридическая антропология – наука, возникшая в конце XIX века, в предметную область которой «входят правовые системы и в целом весь комплекс правовых явлений (все правовые формы в широком смысле этого слова – правовые нормы, отношения, идеи и представления, институты, процедуры, способы регуляции поведения, защиты порядка, разрешения конфликтов и т.д.), которые складываются в различных сообществах (первобытных, традиционных, современных), у разных этносов (народов, наций), в разные эпохи и в разных регионах мира».[7]

В России «пик» юридико-антропологических исследований пришелся на вторую половину ХIХ - начало ХХ века. Среди значимых фигур российсокй юридической антропологии этого времени следует назвать М.М. Ковалевского, чьи сравнительно-исторически исследования в этой области с полным основанием можно считать классикой российской юридической антропологии.

Современные русскоязычные исследования в этой области носят единичный характер. Базовым источником является перевод французского издания (Париж, 1988 год) книги Норбера Рулана «Юридическая антропология» (М., Норма, 2000).

Книга состоит из трех частей, введения, общего заключения. В русское издание не вошли такие части, как библиография, обзор литературы. Общий объем русскоязычного издания 310 страниц.

Далее предлагается краткий обзор содержания работы с тем, чтобы определить основной круг проблем, представляющих интерес для юридической антропологии.

Во введении обозначены основные цели и задачи юридической антропологии как науки и учебной дисциплины, ее место в системе других наук. Автор начинает с различия между биологической антропологией, которая изучает человека в его целостности, в архитектуре его тела, и социальной и культурной антропологией, изучающей условия жизни человека в обществе и формы использования им своего интеллекта и своей эмоциональности. Далее обозначается предметное поле юридической антропологии и значимость этой дисциплины для юридического образования.

Содержательно работа делится на три части: история данной науки (или, как обозначает автор, рассмотрение меняющегося состояния западной антропологии); исследования основных механизмов традиционных обществ; юридико-антропологическое исследование современного общества.

Часть первая. Размышления о подмене понятий: видение Запада.

Глава 1. Развитие представлений о реальном.

Раздел 1. Антропология и колонизация.

Н. Рулан пишет об особенностях становление антропологии в ходе колонизации и влиянии этого процесса на сущность и содержание науки. Территориальная экспансия западной цивилизации была одновременно благом и злом для антропологии. Благом – так как это давало возможность ощутить культурные различия, злом – потому что колонизация создает ситуацию культурного неравенства. Автор исследует модели использования антропологических знаний в практике британского и французского колониализма и приходит к выводу, что антропология не была инструментом колониализма.

Раздел 2. Этноцентризм, расизм и самобытность.

В данном разделе автор обозначает эти явления применительно к вопросам юридической антропологии. Юридически этноцентризм западного общества с его идеями права как писаного разума выхолащивает содержание норм традиционного права, при этом европейским юристам не удается перевести на юридический язык специфический характер традиционных концепций.

Глава 2. Эволюция проблематики юридической антропологии.

В это главе на фоне международной обстановке анализируется становление теории и практики юридической антропологии.

Раздел 1. Основатели юридической антропологии.

Первые крупные работы по юридической антропологии были написаны во второй половине XIX века. Однако она возникла не на пустом месте. Ее предшественниками автор называет Протагора, Платона, Аристотеля, Монтескье, которого Рулан считает первым антропологом-юристом нашего времени. В качестве основателей юридической антропологии указаны Самнер-Мэн, Баховен, Мак-Леннан и Морган. При этом смена терминологического ряда: сравнительная юриспруденция – юридическая археология – юридическая этнология – юридическая антропология. Далее предметом анализа становится юридическая антропология Маркса и Энгельса. Итогом их деятельности стало то, что правовая мысль стала освобождаться от римской традиции.

Раздел 2. Теоретические основания юридической антропологии.

Первый параграф посвящен анализу влияния эволюционализма в различных его проявлениях на становление и развитие юридической антропологии. В юридическом плане эволюционный подход позволяет придать праву специфический характер по отношению к морали и религии и перенеси процесс его зарождения с социальной группы (обычай) на государство (закон). Эволюция также создает условия для возникновения специализированного карательного аппарата.

Во втором параграфе содержится общая характеристика теории функционализма Б. Малиновского применительно к правовым явлениям. Знаковым моментом для функционализма стал переход от нормативного к процессуальному анализу права, благодаря которому юридическая антропология перенесла свое внимание на конкретный анализ правовых явлений и правового поведения.