Смекни!
smekni.com

Золотой теленок (стр. 18 из 68)

группы "Кузница и усадьба". Однако черт с ним! Дела призывают

нас в Черноморск.

ГЛАВА IX. СНОВА КРИЗИС ЖАНРА

Чем только не занимаются люди! Параллельно большому миру,

в котором живут большие люди и большие вещи, существует

маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В

большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души",

построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг

света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди",

написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона

"полпред". В большом мире людьми двигает стремление

облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от

таких. высоких материй. У его обитателей стремление одно --

как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода.

Маленькие люди торопятся за большими. Они понимают, что

должны быть созвучны эпохе и только тогда их товарец может

найти сбыт. В советское время, когда в большом мире созданы

идеологические твердыни, в маленьком мире замечается оживление.

Под все мелкие изобретения муравьиного мира подводится

гранитная база "коммунистической" идеологии. На пузыре

"уйди-уйди" изображается Чемберлен, очень похожий на того,

каким его рисуют в "Известиях". В популярной песенке умный

слесарь, чтобы добиться любви комсомолки, в три рефрена

выполняет и даже перевыполняет промфинплан. И пока в большом

мире идет яростная дискуссия об оформлении нового быта, в

маленьком мире уже вce готово: есть галстук "Мечта ударника",

толстовка-гладковка, гипсовая статуэтка "Купающаяся колхозница"

и дамские пробковые подмышники "Любовь пчел трудовых".

В области ребусов, шарад, шарадоидов, логогрифов и

загадочных картинок пошли новые веяния. Работа по старинке

вышла из моды. Секретари газетных и журнальных отделов "В часы

досуга" или "Шевели мозговой извилиной" решительно перестали

брать товар без идеологии. И шока 1великая страна шумела, пока

строились тракторные заводы и создавались грандиозные зерновые

фабрики, старик Синицкий, ребусник по профессии, сидел в своей

комнате и, устремив остекленевшие глаза в потолок, сочинял

шараду на модное слово "индустриализация".

У Синицкого была наружность гнома. Таких гномов обычно

изображали маляры на вывесках зонтичных магазинов. Вывесочные

гномы стоят в красных колпаках и дружелюбно подмигивают

прохожим, как бы приглашая их поскорее купить шелковый зонтик

или трость с серебряным набалдашником в виде собачьей головы.

Длинная желтоватая борода Синицкого опускалась прямо под стол,

в корзину для бумаг.

-- Индустриализация, -- горестно шептал он, шевеля

бледными, как сырые котлеты, старческими губами.

И он привычно разделил это слово на шарадные части:

-- Индус. Три. Али. За.

Все было прекрасно. Синицкий уже представлял себе пышную

шараду, значительную по содержанию, легкую в чтении и трудную

для отгадки. Сомнение вызывала последняя часть -- "ция".

-- Что же это за "ция" такая? -- напрягался старик. -- Вот

если бы "акция"! Тогда отлично вышло бы: индустриализакция.

Промучившись полчаса и не выдумав, как поступить с

капризным окончанием, Синицкий решил, что конец придет сам

собой, и приступил к работе. Он начал писать свою поэму на

листе, вырванном из бухгалтерской книги с надписью "дебет".

Сквозь белую стеклянную дверь балкона видны были цветущие

акации, латаные крыши домов и резкая синяя черта морского

горизонта. Черноморский полдень заливал город кисельным зноем.

Старик подумал и нанес на бумагу начальные строки:

Мой первый слог сидит в чалме, Он на Востоке быть обязан.

-- Он на Востоке быть обязан, -- с удовольствием произнес

старик.

Ему понравилось то, что он сочинил, трудно было только

найти рифмы к словам "обязан" и "чалме". Ребусник походил по

комнате и потрогал руками бороду. Вдруг его осенило:

Второй же слог известен мне, Он с цифрою как будто связан.

С "Али" и "За" тоже удалось легко справиться:

В чалме сидит и третий слог, Живет он тоже на Востоке.

Четвертый слог поможет бог Узнать, что это есть предлог.

Утомленный последним усилием, Синицкий отвалился на спинку

стула и закрыл глаза. Ему было уже семьдесят лет. Пятьдесят из

них он сочинял ребусы, шарады, загадочные картинки и шарадоиды.

Но никогда еще почтенному ребуснику не было так трудно

работать, как сейчас. Он отстал от жизни, был политически

неграмотен, и молодые конкуренты легко его побивали. Они

приносили в редакции задачи с такой прекрасной идеологической

установкой, что старик, читая их, плакал от зависти. Куда ему

было угнаться за такой, например, задачей:

ЗАДАЧА -- АРИФМОМОИД

На трех станциях: Воробьево, Грачево и Дроздово было по

равному количеству служащих. На станции Дроздово было

комсомольцев в шесть раз меньше, чем на двух других вместе

взятых, а на станции Воробьево партийцев было на 12 человек

больше, чем на станции Грачево. Но на этой последней

беспартийных было на 6 человек больше, чем на первых двух.

Сколько служащих было на каждой станции и какова там была

партийная и комсомольская прослойка?

Очнувшись от своих горестных мыслей, старик снова взялся

за листок с надписью "дебет", но в это время в комнату вошла

девушка с мокрыми стрижеными волосами и черным купальным

костюмом на плече.

Она молча пошла на балкон, развесила на облупленных

перилах сырой костюм и глянула вниз. Девушка увидела бедный

двор, который видела уже много лет, -- нищенский двор, где

валялись разбитые ящики, бродили перепачканные углем коты и

жестянщик с громом чинил ведро. В нижнем этаже домашние хозяйки

разговаривали о своей тяжелой жизни.

И разговоры эти девушка слышала не в первый раз, и котов

она знала по имени, и жестянщик, как ей показалось, чинил это

самое ведро уже много лет подряд. Зося Синицкая вернулась в

комнату.

-- Идеология заела, - услышала она бормотание деда, -- а

какая в ребусном деле может быть идеология? Ребусное дело...

Зося заглянула в старческие каракули и сейчас же крикнула:

-- Что ты тут написал? Что это такое? "Четвертый слог

поможет бог узнать, что это есть предлог". Почему бог? Ведь ты

сам говорил, что в редакции теперь не принимают шарад с

церковными выражениями.

Синицкий ахнул. Крича: "Где бог, где? Там нет бога", он

дрожащими руками втащил на нос очки в белой оправе и ухватился

за листок.

-- Есть бог, -- промолвил он печально. -- Оказался...

Опять маху дал. Ах, жалко! И рифма пропадает хорошая.

-- А ты вместо "бог" поставь "рок", - сказала Зося.

Но испуганный Синицкий отказался от "рока".

-- Это тоже мистика. Я знаю. Ах, маху дал! Что же это

будет, Зосенька?

Зося равнодушно посмотрела на деда и посоветовала сочинить

новую шараду.

-- Все равно, -- сказала она, -- слово с окончанием "ция"

у тебя не выходит. Помнишь, как ты мучился со словом

"теплофикация"?

-- Как же, -- оживился старик, -- я еще третьим слогом

поставил "кац" и написал так: "А третий слог, досуг имея,

узнает всяк фамилию еврея". Не взяли эту шараду. Сказали:

"Слабо, не подходит". Маху дал!

И старик, усевшись за свой стол, начал разрабатывать

большой, идеологически выдержанный ребус. Первым долгом он

набросал карандашом гуся, держащего в клюве букву "Г", большую

и тяжелую, как виселица. Работа ладилась.

Зося принялась накрывать к обеду. Она переходила от буфета

с зеркальными иллюминаторами к столу и выгружала посуду.

Появились фаянсовая суповая чашка с отбитыми ручками, тарелки с

цветочками и без цветочков, пожелтевшие вилки и даже

компотница, хотя к обеду никакого компота не предполагалось.

Вообще дела Синицких были плохи. Ребусы и шарады приносили

в дом больше волнений, чем денег. С домашними обедами, которые

старый ребусник давал знакомым гражданам и которые являлись

главной статьей семейного дохода, тоже было плохо. Подвысоцкий

и Бомзе уехали в отпуск, Стульян женился на гречанке и стал

обедать дома, а Побирухина вычистили из учреждения по второй

категории, и он от волнения потерял аппетит и отказался от

обедов. Теперь он ходил по городу, останавливал знакомых и

произносил одну и ту же полную скрытого сарказма фразу:

"Слышали новость? Меня вычистили по второй категории". И

некоторые знакомые сочувственно отвечали: "Вот наделали делов

эти Маркс и Энгельс! " А некоторые ничего не отвечали, косили

на Побирухина огненным глазом и проносились мимо, тряся

портфелями. В конце концов из всех нахлебников остался один, да

и тот не платил уже неделю, ссылаясь на задержку жалованья.

Недовольно задвигав плечами, Зося отправилась в кухню, а

когда вернулась, за обеденным столом сидел последний столовник

-- Александр Иванович Корейко.

В обстановке неслужебной Александр Иванович не казался

человеком робким и приниженным. Но все же настороженное

выражение ни на минуту не сходило с его лица. Сейчас он

внимательно разглядывал новый ребус Синицкого. Среди прочих

загадочных рисунков был там нарисован куль, из которого

сыпались буквы "Т", елка, из-за которой выходило солнце, и

воробей, сидящий на нотной строке. Ребус заканчивался

перевернутой вверх запятой.

-- Этот ребус трудненько будет разгадать, -- говорил

Синицкий, похаживая вокруг столовника. -- Придется вам посидеть

над ним!

-- Придется, придется, -- ответил Корейко с усмешкой, --

только вот гусь меня смущает. К чему бы такой гусь? А-а-а!

Есть! Готово! "В борьбе обретешь ты право свое"?

-- Да, -- разочарованно протянул старик, -- как это вы так