Смекни!
smekni.com

Золотой теленок (стр. 65 из 68)

фанерой, и вместо утерянной при катастрофе резиновой груши с

"матчишем" висел на веревочке никелированный председательский

колокольчик. Даже рулевое колесо, на котором покоились честные

руки Адама Казимировича, несколько свернулось в сторону. На

тротуаре, рядом с "Антилопой", стоял великий комбинатор.

Облокотившись о борт машины, он говорил:

-- Я обманул вас, Адам. Я не могу подарить вам ни

"изотта-фраскини", ни "линкольна", ни "бьюика", ни даже

"форда". Я не могу купить новой машины. Государство не считает

меня покупателем. Я частное лицо. Единственно, что можно было

бы приобрести по объявлению в газете, -- это такую же рухлядь,

как наша "Антилопа".

-- Почему же, -- возразил Козлевич, -- мой "лорендитрих"

-- добрая машина. Вот если бы еще подержанный маслопроводный

шланг, не нужно мне тогда никаких "бьюиков".

-- Шланг я вам привез, -- сказал Остап, -- вот он. И это

единственное, дорогой Адам, чем я могу помочь вам по части

механизации транспорта.

Козлевич очень обрадовался шлангу, долго вертел его в

руках и тут же стал прилаживать. Остап толкнул колокольчик,

который издал заседательский звон, и горячо начал:

-- Вы знаете, Адам, новость -- на каждого гражданина давит

столб воздуха силою в двести четырнадцать кило!

-- Нет, - сказал Козлевич, - а что?

-- Как что! Это научно-медицинский факт. И мне это стало с

недавнего времени тяжело. Вы только подумайте! Двести

четырнадцать кило! Давят круглые сутки, в особенности по ночам.

Я плохо сплю. Что?

-- Ничего, я слушаю, -- ласково ответил Козлевич.

-- Мне очень плохо, Адам. У меня слишком большое сердце.

Водитель "Антилопы" хмыкнул. Остап продолжал болтать:

-- Вчера на улице ко мне подошла старуха и предложила

купить вечную иглу для примуса. Вы знаете, Адам, я не купил.

Мне не нужна вечная игла, я не хочу жить вечно. Я хочу умереть.

У меня налицо все пошлые признаки влюбленности: отсутствие

аппетита, бессонница и маниакальное стремление сочинять стихи.

Слушайте, что я накропал вчера ночью при колеблющемся свете

электрической лампы: "Я помню чудное мгновенье, передо мной

явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты".

Правда, хорошо? Талантливо? И только на рассвете, когда

дописаны были последние строки, я вспомнил, что этот стих уже

написал А. Пушкин. Такой удар со стороны классика! А?

-- Нет, нет, продолжайте, -- сказал Козлевич сочувственно.

-- Так вот и живу, -- продолжал Остап с дрожью в голосе.

-- Тело мое прописано в гостинице "Каир", а душа манкирует, ей

даже в Рио-де-Жанейро не хочется. А тут еще атмосферный столб

душит.

-- А вы у нее были? -- спросил прямолинейный Козлевич. --

У Зоси Викторовны?

-- Не пойду, -- сказал Остап, -- по причине гордой

застенчивости. Во мне проснулись янычары. Я этой негодяйке

послал из Москвы на триста пятьдесят рублей телеграмм и не

получил ответа даже на полтинник. Это я-то, которого любили

домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина

-- зубной техник. Нет, Адам, я туда не пойду. До свидания!

Великий комбинатор отправился в гостиницу, вытащил из-под

кровати чемодан с миллионом, который валялся рядом со

стоптанными башмаками. Некоторое время он смотрел на него

довольно тупо, потом взял его за ручку и выбрался на улицу.

Ветер схватил Остапа за плечи и потащил к Приморскому бульвару,

Здесь было пустынно, никто не сидел на белых скамейках,

изрезанных за лето любовными надписями. На внешний рейд, огибая

маяк, выходил низкий грузовик с толстыми прямыми мачтами.

-- Довольно, -- сказал Остап, -- золотой теленок не про

меня. Пусть берет кто хочет. Пусть миллионерствует на просторе!

Он оглянулся и, видя, что вокруг никого нет, бросил

чемодан на гравий.

-- Пожалуйста, -- промолвил он, обращаясь к черным кленам,

и расшаркался.

Он пошел по аллее не оглядываясь. Сначала он шел медленно,

шагом гуляющего, потом заложил руки в карманы, потому что они

вдруг стали ему мешать, и усилил ход, чтобы победить колебания.

Он заставил себя повернуть за угол и даже запеть песенку, но

уже через минуту побежал назад. Чемодан лежал на прежнем месте.

Однако с противоположной стороны к нему, нагибаясь и вытягивая

руки, подходил гражданин средних лет и весьма обыкновенной

наружности.

-- Ты куда?! - закричал Остап еще издали. - Я тебе покажу

хватать чужие чемоданы! На секунду оставить нельзя! Безобразие!

Гражданин недовольно пожал плечами и отступил. А Бендер

снова потащился с золотым теленком в руках.

"Что ж теперь делать? -- размышлял он. -- Как

распорядиться проклятым кушем, который обогащает меня только

моральными муками? Сжечь его, что ли? "

На этой мысли великий комбинатор остановился с

удовольствием.

"Как раз в моем номере есть камин. Сжечь его в камине! Это

величественно! Поступок Клеопатры! В огонь! Пачка за пачкой!

Чего мне с ними возиться? Хотя нет, глупо. Жечь деньги --

пижонство! Гусарство! А что я могу на них сделать, кроме

нэпманского жранья? Дурацкое положение! Музейный заведующий

собирается за триста рублей Лувр учинить, любой коллектив

каких-нибудь водников или кооперативная корпорация

драмписателей за миллион может выстроить полунебоскреб с

плоской крышей для лекций на свежем воздухе. А Остап Бендер,

потомок янычаров, ни черта не может сделать! Вот навалился

класс-гегемон на миллионера-одиночку! "

Размышляя о том, как поступить с миллионом, великий

комбинатор бегал по аллеям, садился на цементный парапет и

сердито смотрел на качающийся за волнорезом пароход.

"Нет, от пожара придется отказаться. Жечь деньги-трусливо

и не грациозно. Нужно придумать какой-нибудь эффектный жест.

Основать разве стипендию имени Балаганова для учащихся заочного

радиотехникума? Купить пятьдесят тысяч серебряных ложечек,

отлить из них конную статую Паниковского и установить на

могиле? Инкрустировать "Антилопу" перламутром? А может быть...

"

Великий комбинатор соскочил с парапета, озаренный новой

мыслью. Не медля ни минуты, он покинул бульвар и, стойко

выдерживая натиск фронтальных и боковых ветров, пошел на

почтамт.

Там по его просьбе чемодан зашили в рогожку и накрест

перевязали бечевой. Получилась простецкая с виду посылка, какие

почтамт принимает ежедневно тысячами и в каких граждане

отправляют своим родственникам свиное сало, варенье или яблоки.

Остап взял химический карандаш и, возбужденно махнув им в

воздухе, написал:

ЦЕННАЯ

Народному комиссару финансов. Москва.

И посылка, брошенная рукой дюжего почтовика, рухнула на

груду овальных тючков, торбочек и ящиков. Засовывая в карман

квитанцию, Остап увидел, что его миллион вместе с прочим грузом

уже увозит на тележке в соседний зал ленивый старичок с белыми

молниями в петлицах.

-- Заседание продолжается, -- сказал великий комбинатор,

-- на этот раз без участия депутата сумасшедших аграриев О.

Бендера.

Он долго еще стоял под аркой почтамта, то одобряя свой

поступок, то сожалея о нем. Ветер забрался под макинтош Остапа.

Ему стало холодно, и он с огорчением вспомнил, что так и не

купил второй шубы.

Прямо перед ним на секунду остановилась девушка. Задрав

голову, она посмотрела на блестящий циферблат почтамтских часов

и пошла дальше. На ней было шершавое пальтецо короче платья и

синий берет с детским помпоном. Правой рукой она придерживала

сдуваемую ветром полу пальто. Сердце командора качнулось еще

прежде, чем он узнал Зосю, и он зашагал за ней по мокрым

тротуарным плитам, невольно держась на некоторой дистанции.

Иногда девушку заслоняли прохожие, и тогда Остап сходил на

мостовую, вглядываясь в Зосю сбоку и обдумывая тезисы

предстоящего объяснения.

На углу Зося остановилась перед галантерейным киоском и

стала осматривать коричневые мужские носки, качавшиеся на

веревочке. Остап принялся патрулировать неподалеку.

У самой обочины тротуара жарко разговаривали два человека

с портфелями. Оба были в демисезонных пальто, из-под которых

виднелись белые летние брюки.

-- Вы вовремя ушли из "Геркулеса", Иван Павлович, -

говорил один, прижимая к груди портфель, - там сейчас разгром,

чистят, как звери.

-- Весь город говорит, -- вздохнул другой.

-- Вчера чистили Скумбриевича, -- сладострастно сказал

первый, -- пробиться нельзя было. Сначала все шло очень

культурно. Скумбриевич так рассказал свою биографию, что ему

все аплодировали. "Я, говорит, родился между молотом и

наковальней". Этим он хотел подчеркнуть, что его родители были

кузнецы. А потом из публики кто-то спросил: "Скажите, вы не

помните, был такой торговый дом "Скумбриевич и сын. Скобяные

товары"? Вы не тот Скумбриевич? "

И тут этот дурак возьми и скажи: "Я не Скумбриевич, я

сын". Представляете, что теперь с ним будет? Первая категория

обеспечена.

-- Да, товарищ Вайнторг, такие строгости. А сегодня кого

чистят?

-- Сегодня большой день! Сегодня Берлага, тот самый,

который спасался в сумасшедшем доме. Потом сам Полыхаев и эта

гадюка Серна Михайловна, его морганатическая жена. Она в

"Геркулесе" никому дышать не давала. Приду сегодня часа за два

до начала, а то не протолкаешься. Кроме того, Бомзе...

Зося пошла вперед, и Остап так и не узнал, что случилось с

Адольфом Николаевичем Бомзе. Это, однако, нисколько его не

взволновало. Начальная фраза разговора была уже готова.

Командор быстро нагнал девушку.

-- Зося, -- сказал он, -- я приехал, и отмахнуться от

этого факта невозможно.

Фраза эта была произнесена с ужасающей развязностью.

Девушка отшатнулась, и великий комбинатор понял, что взял