Смекни!
smekni.com

Лекция по Европейскому праву (стр. 25 из 49)

Статус, структура и назначение Комитета регионов определены в ст. 198-А, 198-В, 198-С Договора о ЕС, а равно его Внутренним регламентом. По своему статусу и структуре Комитет регионов в значительной мере напоминает Экономический и социальный комитет. В его состав входят представители региональных и местных территориальных коллективов. Квота представительства, в составе Комитета для отдельных государств-членов та же, что и для Экономического и социального комитета. Одновременно с членами Комитета назначается равное им число заместителей. Все назначения производятся Советом на основе принципа единогласия из числа кандидатов, предлагаемых национальными правительствами. Срок полномочий — четыре года. Действующие правила устанавливают некоторые основания несовместимости мандатов, в частности, предусмотрено, что член Комитета не может быть одновременно членом Европейского парламента. Вся внутренняя структура, порядок работы и проведения сессий в целом аналогичны тем, которые используются Экономическим и социальным комитетом.

Комитет регионов наделен исключительно консультативными полномочиями. Он дает свои заключения как по запросу других институтов и органов Союза, так и по своей собственной инициативе. В учредительных договорах содержится ряд статей, предусматривающих обязательный запрос консультативного заключения Комитета регионов. Таковы, например, ст. 126, ст. 128, ст. 129 Договора о ЕС и некоторые другие.

Правовые последствия запроса консультативного заключения те же, что и описанные выше. Неполучение обязательного заключения, отказ от запроса в том случае, если он является обязательным, могут служить основанием для аннулирования принятого нормативно-правового, акта. В тех случаях, когда обращение является факультативным или заключение принято по собственной инициативе Комитета, такие последствия места не имеют.

Ныне действующий состав Комитета регионов был назначен в январе 2005 г., и соответственно срок его полномочий завершается 21 января 2008 г. В составе комитета предусмотрено функционирование семи комиссий. Существовавшие ранее подкомиссии ликвидированы.

По состоянию на 31 декабря 2006 г. на работе в службах Комитета было занято около 90 штатных сотрудников и более 100 сотрудников работали в структурах, общих для Комитета регионов и Экономического и социального комитета.

В рамках Европейского объединения угля и стали функционирует собственный Консультативный комитет, учрежденный на основе Парижского договора 1951 г. Этот Комитет, как и два рассмотренных выше, носит чисто консультативный характер и дает свои заключения по различным вопросам, связанным с функционированием ЕОУС и в пределах его полно­мочий, определенных учредительным актом. Большое число различного рода вспомогательных консультативных и иных комитетов, функционирующих в системе Сообществ и Союза, привело к постановке вопроса о необходимости сокращения их числа и упорядочения системы комитетов. Соответствующие предложения были внесены, в частности, Европейским парламентом. Однако проблема пока остается нерешенной.

7. Статус и порядок формирования Суда Европейских сообществ.

Суд Европейских сообществ занимает особое место в системе институтов Европейского Союза. Совет, Комиссия и Парламент, как правило, квалифицируются исследователями в качестве политических институтов. В отличие от них, Суд ЕС выступает как строго функциональный специализированный институт неполитического характера. Более того, какая-либо политическая деятельность членам Суда категорически запрещена соответствующими правовыми актами. Суд во всей своей деятельности обязан руководствоваться предписаниями учре­дительных актов, актов вторичного права и нормативно-правовыми актами, специально предназначенными для регулирования его деятельности. К числу последних относится, прежде всего, Устав Суда. Этот акт был утвержден специальными Проколом, подписанным в Париже в 1951 г. применительно к УДУ ЕОУС, и Протоколами, подписанными в 1957 г. в Брюсселе применительно к Евратому и ЕЭС. В том же году на основе специального акта был создан единый Суд Европейских сообществ. Второй важнейший нормативно-правовой акт, регламентирующий его деятельность, — это Процессуальный регламент. Его кодифицированная версия в форме документа № С-65/01 опубликована в специальном выпуске «Журналь офисьель» Европейских сообществ от 6 марта 1999 г.

Все учредительные акты четко и определенно относят Суд ЕС к числу главных институтов Сообществ и Союза. Согласно ст. 4 Договора о ЕС задачи, возлагаемые на Сообщества, осуществляются такими институтами, как Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд Европейских сообществ и Счетная палата. Таким образом, Суд остается и по настоящее время судебным органом Европейских сообществ. В то же время, согласно ст. С Договора о Союзе, этот последний обладает единой институциональной структурой. Она призвана обеспечить согласованность и преемственность деятельности, направленной на достижение его целей, и при условии соблюдения и развития общего достояния Сообществ. Применительно ко всем политическим институтам указание на то, что они являются одновременно и институтами Сообществ и Союза, проблем не вызывает. Что же касается Суда ЕС, то ситуация несколько иная. Дело в том, что по общему правилу юрисдикция Суда неразрывно связана с применением права Сообществ. Оно образует ведущую составляющую европейского права, но не применяется в рамках второй и третьей опор Союза (за очень небольшими исключениями), Более того, ст. В Договора о Союзе распространяет юрисдикцию Суда ЕС только на те статьи Договора о Союзе, которые четко указаны в самом Договоре. Это означает на практике, что Суд ЕС остается институтом, осуществляющим свою юрисдикцию почти исключительно в рамках Европейских сообществ, а значит, выступает преимущественно как институт последних. На это указывает и тот факт, что в офи­циальных текстах он продолжает именоваться Судом Европейских сообществ, а не Европейского Союза. Правда, при этом нельзя игнорировать, что сами Сообщества — составная часть Союза. Но решающее значение имеет то, что юрисдикция Суда ЕС не распространяется на те новые политики и формы сотрудничества, присоединение которых к Сообществам и послужило юридическим основанием для образования Союза.

Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что образованный в 1988 г. Суд первой инстанции (СПИ) нигде не квалифицируется в качестве самостоятельного института или органа Сообществ или Союза. Суд первой инстанции создается как подчиненный и дополняющий Суд ЕС. Он призван содействовать Суду ЕС в выполнении его функций. Практически СПИ, как судебное учреждение призван разгрузить сам Суд ЕС, буквально затопленный наплывом исковых заявлений. Это позволяет Суду ЕС получить уже самостоятельную возможность сосредоточиться на рассмотрении наиболее важных проблем при решении споров между государствами-членами, государствами-членами и институтами и между институтами, а равно при решении вопросов преюдициального характера. Соответственно в том же решении указывается, что резиденция СПИ находится при Суде ЕС. СПИ становится, таким образом, составной частью судебной системы Европейских сообществ, но он занимает в ней подчиненное положение по отношению к Суду ЕС. Это подтверждается и тем обстоятельством, что решения, выносимые СПИ, могут быть обжалованы в кассационном порядке в Суд ЕС. Решение последнего и будет носить окончательный характер.

Суд ЕС призван обеспечить единообразное истолкование и применение права Европейских сообществ на всем пространстве, подпадающем под юрисдикцию Сообществ и в отношении всех субъектов права ЕС, находящихся под его юрисдикцией. Суду ЕС за годы его существования удалось наполнить эту несколько абстрактную формулу весьма конкретным содержанием. Благодаря полномочиям, связанным с толкованием учредительных договоров и актов вторичного и третичного права, Суд ЕС смог реально обеспечить единообразное понимание предписаний права ЕС. Одновременно он в значительной мере обеспечил расширение юрисдикции Сообществ. Своей деятельностью он способствовал утверждению авторитета нормативно-правовых актов, принимаемых институтами ЕС. Ему удалось обеспечить высокую значимость и авторитет самих судебных решений. В результате они стали одним из важнейших источников права ЕС и способствовали расширению и активному развитию процесса европейской интеграции.

Не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что Суд наряду с Комиссией выступил в роли стража права ЕС и в определенной степени взял на себя функции арбитра в разрешении споров между государствами-членами и институтами, также институтов между собой по всем вопросам, связанным с применением права Сообществ. В меньшей степени Суд выступает в рамках Сообществ в качестве стража личной свободы. В первое десятилетие существования Суда и самих Сообществ им нередко адресовывались критические замечания в связи с отсутствием постановлений и судебной практики, обеспечивающей защиту личных субъективных прав и свобод. Однако если даже эти упреки в значительной мере справедливы, нельзя не учитывать, что гарантия и защита личной свободы — это, прежде всего задача другого важнейшего международного судебного учреждения — Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Поскольку все государства — члены Союза являются участниками Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), осуществление которых гарантируется ЕСПЧ, параллельная юрисдикция Суда ЕС оказалась далеко не обязательной и возможно даже не улучшила бы, а осложнила дело защиты личных прав и свобод.