Смекни!
smekni.com

Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права (стр. 12 из 41)

2. О правовой аномалии мы можем говорить также в случае возникновения так называемых собственно юридических конфликтов — противоречий

1 См.: Общая теория государства и права. Т. 2. С. 580.

64 Глава 2. Сущность процессуального права

в нормативно-правовой сфере. Противоречия нормативных актов и норм, их коллизии есть объект конфликтов такого рода1. Укажем наиболее типичные проявления нормативно-правовых конфликтов:

а) противоречия между нормами одного правового акта, которые дают возможность по-разному их интерпретировать и применять;

б) отступление законов от положений основного закона;

в) нарушение баланса между законами Федерации и ее субъектов;

г) противоречия между законами и подзаконными нормативными актами;

д) противоречия между нормами и актами разных отраслей законодательства.

Подобные аномалии создают реальную угрозу самой системе правового регулирования общественных отношений и требуют незамедлительного разрешения и устранения. Это обстоятельство обусловливает обязательное вмешательство уполномоченных государственных органов.

3. Государственное регулирование необходимо также в случае, когда участники материальных правоотношений не в состоянии (т. е. не могут или не желают) самостоятельно и по доброй воле выйти из положения конфликта2, или тогда, когда разви-

1 См.: Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия, власть, правопорядок // Государство и право. 1994. № 1. С. 34.

2 Одним из новейших течений в правовой науке является юридическая конфликтология, в рамках которой введено понятие «юридический конфликт». Юридический конфликт — это социальный конфликт (ситуация, когда стороны взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга. См.: Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 1. М., 1991. С. 27), один из элементов которого (мотивация, участники, объекты и др.) или все имеют юридическую характеристику. См.: Юридическая конфликтология / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1995. С. 15. Юридический

2.2. Природа и признаки процессуального права 65

тию отношения чинятся различные внешние препятствия, а его участники не в силах их устранить. Здесь налицо необходимость индивидуального правового регулирования в рамках и на основе требований диспозиции материально-правовой нормы — иски о признании, преобразовательные иски, особое производство в гражданском процессе.

4. Отклонение от нормального течения общественных отношений может быть вызвано поведением, не предусмотренным правом в качестве запретного, или вообще не являться поведением. Правовая аномалия такого рода имеет место в случаях, когда возникает потенциальная угроза нормальному развитию общественных отношений. Государственное вмешательство здесь необходимо, когда в целях профилактики возможных правонарушений целесообразно вынести официальную оценку тому или иному поведению либо осуществить государственно-властное принуждение. Это, например, проверка документов, таможенный досмотр, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Эти случаи, как правило, исчерпывающе определены в законе. Так, в соответствии со ст. 27.1 КоАП РФ органы внутренних дел и другие уполномоченные органы государства в случаях, предусмотренных законодательством, могут производить личный досмотр, досмотр вещей.

5. Наконец, государственное вмешательство потребуется, когда возникает тот или иной конфликт и нет конкретной нормы, регулирующей данное общественное отношение. Иными словами, дезоргани-

конфликт, по мнению авторов монографии, всегда предполагает взаимодействие не менее чем двух субъектов. Нами не используется термин «конфликт» только в указанном специальном значении. Социальный конфликт, по нашему мнению, может быть не связан с поведением людей и может иметь объективные причины своего возникновения.

66 Глава 2. Сущность процессуального права

зация общественных отношений вызвана отсутствием правового регулирования (пробелом в праве), тогда как объективные условия требуют такого регулирования. В этой ситуации возможны два варианта: во-первых, урегулирование конфликта посредством суда, в порядке судебного прецедента или правовой аналогии, во-вторых, урегулирование конфликта с помощью и при посредстве официальных и неофициальных структур. По-видимому, в демократическом правовом государстве в подобной ситуации предпочтителен первый вариант. Суд — это наиболее целесообразная для общества конфликтно-разрешительная система, призванная «созидать» государственную и социальную справедливость.

Подобного рода регулирование, как всякая сложная целенаправленная деятельность, при ближайшем рассмотрении разлагается на целый ряд отношений, каждое из которых в структуре социальной действительности рано или поздно становится самостоятельным предметом правового регулирования.

Таким образом, исторически из необходимости упорядочить с помощью специальных юридических средств определенную часть отношений, опосредующих разрешение и устранение аномальных, конфликтных проявлений материальных отношений, возникает особая форма государственной деятельности — процессуальная деятельность (процесс).

В результате развития, в частности в результате действия законов дифференциации и специализации, данная форма деятельности становится прерогативой и начинает осуществляться так называемыми юрисдикци-онными, главным образом судебными, органами. Эта государственная институциональная определенность процесса, как правильно замечает А. В. Погодин, — существенное завоевание сил демократии и прогресса1.

1 См.: Погодин А. В. Процессуальные правовые отношения: теоретические и методологические вопросы: Дисс. ... канд. юрид. наук. Казань, 1991. С. 50.

2.2. Природа и признаки процессуального права 67

Подобного рода регулирование представляет собой сложную деятельность государственных органов «по обоснованному осуществлению правовых норм относительно конкретных субъектов», фактов, отношений реальной общественной жизни в рамках закона1.

В вышеуказанных первых четырех случаях эта сложная деятельность компетентных государственных органов заключается в применении конкретных материально-правовых предписаний, обеспечивает выполнение правил поведения. В последнем же случае, полагаем, происходит использование норм права абстрактного характера — принципов права. Но во всех случаях подобная деятельность государственных органов по разрешению и устранению правовых аномалий будет являться особо сложной формой правоприменительной деятельности — процессуальной деятельностью2.

Итак, изначально процесс как урегулированная правом деятельность возникает из потребности социальной практики устранить аномальные проявления общественных отношений. Он призван надлежащим образом, в строго определенной форме и режиме осуществить индивидуальное правовое регулирование (применить правовые нормы к конкретному жизненному случаю) и таким образом обеспечить относительную стабильность существующего общественно-политического строя и отдельных его сторон. И именно на этой основе сформировалось традиционное понимание процессуального права.

1 См.: Теория государства и права / Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 1987. С. 378; Общая теория права / Отв. ред. А. С. Пи-голкин. С. 285; Теория государства и права / Отв. ред. А. И. Денисов. М., 1980. С. 348.

2 Сложные формы правоприменительной деятельности анализирует в своей работе Р. В. Шагиева. См.; Шагиева Р. В. Процессуально-правовые нормы и некоторые вопросы их реализации в зрелом социалистическом обществе: Дисс. ... канд. юрид. наук. Казань, 1982.

68 Глава 2. Сущность процессуального права

Деятельность юрисдикционных и иных охранительных органов по устранению аномальных проявлений общественных отношений имеет важную социальную значимость и поэтому протекает в строго установленном нормами права порядке. Эти правовые нормы объединены общими системообразующими признаками и образуют в структуре права самостоятельный правовой блок — процессуальное право.

Критерии, отграничивающие процессуальное право. Более детально процессуальное право отграничивается в структуре права по следующим критериям:

1) специфике материально-правовых отношений, развитие и осуществление которых призвано опосредовать процессуальное право;

2) специфике назначения материально-правовых норм, реализацию которых призвано опосредовать процессуальное право;

3) специфике назначения самого процессуального права в общей структуре права;

4) специфике процессуальной деятельности;

5) характеру разрешаемых индивидуальных конкретных дел.

1. Материально-правовые отношения, развитие и осуществление которых призвано опосредовать процессуальное право, получили в литературе наименование охранительного правоотношения. Исследование его природы, его специфических черт имеет для концепции традиционного понимания процессуального права принципиальное значение, «ибо в ней процесс выделяется из всех других видов юридической процедуры именно по признаку охранительного правоотношения»1.