Смекни!
smekni.com

Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права (стр. 8 из 41)

Юридический процесс определяется автором как разновидность юридической правореализующей процедуры, специфика которой определяется ее направленностью на выявление и реализацию особого материального охранительного правоотношения.

Работа В. Н. Протасова представляет собой весомый вклад в разработку теории процессуального права, глубокое общетеоретическое исследование проблем юридического процесса. В работе предпринята попытка обоснования с использованием новейших достижений теории права и теории правоотношения, в частности, традиционного понимания юридического процесса.

Итак, можно констатировать существование в нашей науке следующих подходов к определению юридического процесса и процессуального права:

41

а) юридический процесс — это юрисдикционная и иная охранительная деятельность органов правосудия (деятельность, направленная на разрешение споров о праве и осуществление правового принуждения); процессуальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления правосудия, в связи с ним или в связи с деятельностью, подготавливающей осуществление правосудия;

б) юридический процесс — это юрисдикционная и иная охранительная деятельность уполномоченных органов государства и других субъектов. Под процессуальным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих деятельность, направленную на разрешение споров о праве и осуществление правового принуждения;

в) юридический процесс — это вся правоприменительная и правотворческая деятельность компетентных органов государства; процессуальное право регулирует общественные отношения («организационные» общественные отношения), складывающиеся в процессе правотворчества и процессе применения норм материального права;

г) юридический процесс — это процесс реализации материально-правовых норм безотносительно к формам такой реализации. Процессуальное право представляет собой «инструкцию» по реализации права материального. В данном случае достаточно трудно определить предмет процессуального права, провести границу между материальными и процессуальными явлениями в праве, тем более что на долю материального права остается очень и очень немного. Модификацией данного подхода является так называемая «релятивная» теория П. М. Рабиновича: материальные и процессуальные нормы и отношения не имеют абсолютных признаков, а рассматриваются в качестве таковых лишь в определенном соотношении, в зависимости от функции,

42

которую они выполняют применительно к тем или иным нормам и отношениям1;

д) юридический процесс — это вся юридическая деятельность государственных органов (правотворческая, правоприменительная, учредительная, контрольная, распорядительная). Соответственно, под процессуальным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих эту деятельность.

* * *

Таким образом, в процессе исторического правового развития процессуальное право, как совокупность правовых норм, регулирующих юрисдикцион-ную и иную охранительную деятельность государственных и иных специально уполномоченных органов, приобретает самостоятельное значение лишь на поздних этапах развития общества (этапе развитого права). Процессуальное право есть показатель степени цивилизованности общества.

Теоретические разработки (наука) процессуального права возникают лишь в XIX в., т. е. гораздо позднее самого предмета. В качестве самостоятельной области правового знания наука процессуального права оформляется в начале XX в. в рамках концепции судебного права. В советский период развития науки происходит постепенное расширение понятия процессуального права (вплоть до отождествления его со всей юридической деятельностью государства). Безмерное расширение понимания процессуального права привело к размыванию границ и утрате его специфики. Возникла необходимость обоснования иного понимания процессуального права в рамках общей теории права.

1 См.: Рабинович П. М. Упрочение законности — закономерность социализма. Львов, 1975. С. 274, 251.

Глава 2 СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

2.1. Понятие структуры права и место в ней правового блока

Процессуальное право занимает в структуре права определенное, обусловленное его сущностью и назначением место. Какое именно? Выяснение этого вопроса, имеющего принципиальное значение, и есть одна из главных задач настоящего исследования.

Однако прежде чем это сделать, надо выяснить такие отправные понятия, как структура права, система права, элементы структуры права и др.

Категория «структура права» составляет основную характеристику права с его содержательной нормативной стороны. Эта правовая абстракция позволяет глубже проникнуть «внутрь» права, исследовать устойчивый, статический аспект правовой материи. Хотя смысл понятия «структура права» представляется интуитивно ясным, дать ему удовлетворительное определение не так-то легко.

Очевидно, что в основу понятия «структура права» должно быть положено философское понимание категории «структура». Прежде чем приступить к непосредственному исследованию понятия «структура», следует остановиться на категории «система», так как перекрещиваемость содержания этих категорий при их соотношении представлена в большой степени. Ведь «структура» — это всегда структура системы, а сущностью системы не может быть ничто

44

другое, как ее же структура. Вместе с тем едва ли основательна попытка их отождествления, поскольку это создает ряд трудностей как терминологического порядка, так и в исследовании развития систем1.

Вторая половина XX в. характеризуется утверждением и наиболее широким использованием системного стиля мышления. Однако до сегодняшнего дня попытки разработать более или менее общепринятое определение понятия «система» остаются спорными.

Традиционно под системой в философии понималась совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство2. При этом акцент делается именно на связи между элементами совокупности.

Для современных исследований теории систем характерен более широкий подход. Системность определяется атрибутивным свойством материи, и уже всякая совокупность называется системой. Так, например, в философском энциклопедическом словаре система определяется как объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места3. Это позволяет нам в качестве рабочего взять определение системы как отграниченного множества взаимосвязанных элементов.

Понятие «структура» является в науке не менее дискуссионным, чем понятие «система». При первом приближении структура есть форма представления некоторого объекта (системы) в виде составных частей. В этом смысле структура — это строение

1 См.: Макарян Э. С. Вопросы системного исследования общества. М., 1972. С. 17.

2 См.: Философский словарь. М., 1986. С. 427.

3 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1998. С. 415.

45

системы (ее элементный состав). Вне системы структуры не существует. Однако этот подход не позволяет оттенить специфику структуры. Поэтому некоторые ученые при определении специфичности категории «структура» повили по пути придания структуре свойства отражать и выражать устойчивость, стабильность, в то время как система, очевидно, должна отражать подвижность, динамичность1. Структура рассматривается как инвариантный (устойчивый) аспект системы2.

Но и данная позиция не раскрывает специфику исследуемой категории, так как за этим содержательным представлением структуры остается понимание ее как взаимосвязи элементов системы. Вследствие этого другие ученые определили категорию «структура» как закон, способ связи между элементами совокупности3, при этом имеются в виду не все стороны этих взаимосвязей, а лишь их устойчивый стабильный аспект, который сохраняется при определенных изменениях элементов, в том числе при изменении их взаимосвязей.

Итак, предпринятое исследование позволяет сделать следующие выводы. Любая структура характеризуется элементным составом, наличием связей, инвариантностью (устойчивостью) во времени. В сущности, лишь последнее свойство позволяет разграничить понятия системы и структуры. Если в определении системы как отграниченного, взаимосвязанного множества элементов мы отвлекаемся от характера связей между элементами, то понятие «структура» имеет более глубокое содержание и позволяет нам выяснить, почему качество системы в

1 См.: Аверьянов А. И. Системное познание мира. М., 1985. С. 51.

2 См.: Овчинников Н. Ф. Принципы сохранения. М., 1966. С. 267.

3 См.: Свиридерский В. И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании. М., 1962. С. 11.

4-1307

46

целом отличается от суммы качеств ее элементов. Понятие «структура» отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств.

Структура — это итог движения элементов системы, итог их организации, упорядочения, и в этом смысле она выступает как устойчивая совокупность элементов и связей между ними, которые определяются исходя из распределения функций и целей, поставленных перед системой.

Большинство окружающих нас объектов обладают неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей. Благодаря этому многообразию каждая материальная система является полиструктурной. В зависимости от целей изучения исследователя будут интересовать различные инвариантные во времени свойства системы. Из этого следует, что для одной и той же системы можно построить различные структуры, и в этом смысле между системой и ее структурой отсутствует однозначное соответствие.