Смекни!
smekni.com

Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права (стр. 34 из 41)

В чем же конкретно состоит роль процессуальных норм как средств регламентирования охранительной деятельности уполномоченных субъектов? Процессуально-правовые нормы, пишет П. Ф. Елисейкин, определяют:

1) задачи и цели охранительной деятельности государства;

2) принципы этой деятельности и принципы организации юрисдикционных органов;

3) отношения юрисдикционных и примыкающих к ним органов и должностных лиц друг с другом;

4) объем и содержание компетенции (юрисдикции) названных органов;

1 См.: Борисов Г. А. Отправные нормативные установления советского законодательства: Автореф. ... д-ра юрид. наук. Харьков, 1991. С. 29.

188 Глава 4. Процессуально-правовой механизм

5) объем и содержание процессуальной правоспособности и дееспособности участников процесса;

6) условия, порядок и формы возбуждения, движения и окончания процессуальной деятельности;

7) свойства и последствия юрисдикционного акта;

8) порядок обжалования и пересмотр таких актов;

9) порядок принудительного их исполнения1.

4.3. Юридические факты, опосредующие процессуальные правоотношения

Под юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события и действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий — возникновение, изменение или прекращение правовых отношений2.

В этом заключается главная задача, выполняемая юридическими фактами в механизме правового регулирования. Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей, содержащейся в норме права (ведущем элементе механизма правового регулирования), к конкретной модели поведения конкретных субъектов (правоотношению). Юридические факты выступают, пишет С. С. Алексеев, в роли «рычажков», приводящих в действие нормы права, связующих звеньев между нормами права и правами (обязанностями) субъектов3.

Юридические факты, вызывающие возникновение, изменение и прекращение процессуальных пра-

1 См.: Елисейкин П. Ф. Процессуальная норма и ее диспозиция. С. 40.

2 См.: Общая теория государства и права. Т. 2. С. 281.

3 См.: Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. С. 164.

4.3. Юридические факты

189

воотношении, называются процессуальными юридическими фактами. Процессуальные юридические факты имеют свои особенности. Рассмотрим их.

• Процессуальные юридические факты должны быть зафиксированы в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме. То есть процессуальные юридические факты имеют правовое значение лишь в том случае, если они надлежащим образом оформлены и удостоверены.

• Юридические факты, порождающие конкретные процессуальные правоотношения, как правило, не единичны, а выступают в виде фактического (юридического) состава1.

• Процессуальный фактический состав характеризуется двойственностью своей правовой природы. Наряду с собственно процессуальными фактами в него включается факт материально-правового характера2 (материальное охранительное правоотношение).

• Так называемые собственно процессуальные факты исчерпывающе определены в нормах процессуального права.

Фактический состав представляет собой систему юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий — возникновения, изменения, прекращения одного процессуального правоотношения. Особенностью процессуальных правоотношений является их динамичность, взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность. Поэтому процессуальные юридические факты и процессуальные фактические составы следует рассматривать не как изолированные фактические предпосылки, а как звенья единого процесса развития фактической

1 См.: Галаган И. А., Василенко А. В. К проблемам теории правоприменительных отношений // Государство и право. 1998. № 3. С. 13.

2 Там же.

13-1307

190 Глава 4. Процессуально-правовой механизм

основы юридического процесса. Комплекс процессуальных юридических фактов и процессуальных фактических составов, рассматриваемый в масштабе системы процессуального права или ее компонентов, называется процессуальной фактической системой. Как отмечает известный специалист в области исследования юридических фактов В. Б. Исаков, изучение больших фактических систем — принципиально новый момент в исследовании юридических фактов, требующий своего осмысления1.

Особенность этого аспекта исследования заключается в том, что возникновение юридических фактов рассматривается как целостный процесс, наделенный свойствами потока. «Потоковая» интерпретация основывается на том, что любое интересующее нас событие — это смесь событий более низкого уровня, происходящих неоднократно с данной интенсивностью, пока условия остаются неизменными. Если раньше объектом исследования была отдельная «частичка» в этом потоке, то теперь предлагается рассматривать закономерности, управляющие потоком как целым2.

Перед нами вновь использование метода системного осмысления правовой действительности. Системный подход к фактической стороне юридического процесса позволяет выяснить, на наш взгляд, ряд интересных вопросов: какова структура фактической основы юридического процесса, значимость составляющих ее компонентов, их функциональная направленность, интенсивность.

Рассмотрим структуру процессуальной фактической системы.

В литературе отмечается, что одной из особенностей системы процессуальных фактов является то, что определяющее значение в ней приобретают та-

1 См.: Общая теория государства и права. Т. 2. С. 306.

2 Там же.

4.3. Юридические факты 191

кие юридические факты, которые формируются в материальных правоотношениях. Именно они, пишет И. М. Погребной, передают юридическую энергию норм материального права в динамику процессуального производства1.

Подобную мысль приводит в своих работах В. Д. Сорокин, который, указывая на своеобразие юридических фактов административно-процессуального правоотношения, полагает, что, как правило, роль юридического факта при возникновении административно-процессуального отношения выполняет соответствующее материальное правоотношение2.

Фактами материально-правового характера, порождающими правоприменительные (процессуальные) отношения, служат обстоятельства, влекущие возникновение материально-правового отношения, которое и должно быть реализовано в юридическом процессе, пишут И. А. Галаган и А. В. Василенко3.

В целом таким юридическим фактом являются материально-правовые отношения, в связи с которым и дается ход юридическому делу, продолжают авторы. Оно выступает в качестве определяющего и интегрирующего обстоятельства для различных процессуальных фактов, в сочетании с которыми дает импульс последующему развитию правоприменительного отношения4.

На наш взгляд, эти рассуждения нуждаются в некоторых уточнениях. Авторы не учитывают существования в правовой действительности охранительных правовых связей. Как указывалось выше, одна

1 См.: Погребной И. М. Общетеоретические проблемы производств в юридическом процессе: Дисс. ... канд. юрид. наук. Харьков, 1982. С. 132.

2 См.: Сорокин В. Д. Административно-процессуальное отношение. М., 1968. С. 12.

3 См.: Галаган И. А., Василенко А. В. Указ. соч. С. 14.

4 Там же.

192 Глава 4. Процессуально-правовой механизм

из специфических черт юридического процесса (процессуального права) заключается в том, что им опосредуется развитие и осуществление особого материального охранительного правоотношения. Возникновение такого охранительного правоотношения или предположения о его возникновении (презумпции) является материальным юридическим фактом в процессуальной фактической системе, влекущим возникновение процессуального правоотношения (юридического процесса). Такие факты материально-правового характера (охранительные правоотношения) возникают вследствие наступления правовых аномалий.

Следующим важнейшим компонентом в процессуальной фактической системе являются процессуальные действия — это основной, определяющий вид юридических фактов в процессуальной фактической системе. В процессуально-правовом регулировании действия выступают в разных качествах. С одной стороны, они служат основаниями возникновения, изменения и прекращения процессуальных правоотношений, с другой — являются осуществлением субъектами процессуальных правоотношений своего процессуального права или выполнением своей процессуальной обязанности. Процессуальные действия выступают одним из элементов процессуального правоотношения. Но юридическое значение в процессе имеют не только процессуальные действия его субъектов, но и все процессуальное правоотношение в целом. В этом заключается важнейшая особенность процессуально-правового механизма, взаимопревращение одних его компонентов в другие. В ППМ юридические факты и правоотношения могут «меняться местами», правоотношения способны выступать в роли юридических фактов. Это обусловлено тем, что юридический процесс есть неразрывная цепь возникающих, развивающихся и прекращающих-

4.3. Юридические факты 193

ся процессуальных действий и соответствующих отношений в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

В форме правоотношений, пишет В. Б. Исаков, выступают важнейшие, наиболее значимые, существенные связи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что право использует в качестве юридических фактов такой элемент реальности, как правовые отношения1. Закрепление в нормах процессуального права фактов-правоотношений обусловлено требованием законности, внутренними закономерностями правопорядка, предполагающего скоординированное возникновение и существование правовых связей.

Процессуальные действия и процессуальные факты-правоотношения занимают в процессуальной фактической системе центральное место, это основные и необходимые юридические факты в процессуальном фактическом составе. Кроме функции обеспечения возникновения, изменения и прекращения процессуальных правоотношений, они выполняют в ППМ функцию гарантий законности. Эти юридические факты — своего рода «ключевые точки» процессуально-правового регулирования. Так, законное принятие искового заявления, возбуждение уголовного дела предопределяют правомерность всех последующих действий.