Смекни!
smekni.com

Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Клюев E. В. глава 4 (стр. 22 из 34)

С другой стороны, "заданным целым" может быть и структура предло­жения, а также структура более крупного синтаксического единства (от группы предложений до сообщения в целом как совокупности предложе­ний). Синтаксическое единство тоже предполагает вполне определенный порядок сочетания компонентов- как компонентов в составе предложе­ния, так и предложений в составе сообщения.

Порядок этот регулируется так называемым нормативным синтакси­сом, пересмотр правил которого- с переструктурированием синтаксиче­ских единиц - и приводит к появлению макрофигур, то есть иных в струк­турном отношении построений. Эти построения опять же воспринимаются нами лишь как частично новые: в реконструированном варианте обычно легко просматриваются контуры прежних структур. Возникающие между прежней и новой структурой отношения порождают интересные в семан­тическом плане переклички, ради которых, собственно, и осуществляются макрофигуры.

Область микро- и макрофигур есть, как и в случае с тропами, область паралогики. Паралогика выступает здесь в качестве своего рода параграмматики, конфликтной по отношению к традиционной грамматике и постоянно игнорирующей священные для нее правила. Следствием этого явля­ются, однако, "новые композиции известных компонентов", а стало быть, и возникающие при них неожиданные смыслы. Особенно сложные смыс­лы дают фигуры, осуществляемые в масштабе целых сообщений, то есть организующие гиперсинтаксическое целое и осуществляемые в несовмес­тимых семантических пространствах.

Кстати, отличать такие сложные фигуры от более простых случаев, "реализующих некоторые стандартные смыслы", необходимым считает и В.Н. Топоров - автор статьи "Фигуры речи" в Лингвистическом энцикло­педическом словаре. Здесь же предлагается и "геометрическая классифика­ция "фигур: "...элементарные синтаксические типы (то же относится к единицам звукового или морфологического уровней) как единицы языковой пара­дигмы упорядочиваются в речи (в тексте) в соответствии с некоторыми принципами пространственной организации, образуя своего рода подобия геометрических фигур, хотя самой структуре языка такая пространственность не присуща. ' 1 '

Иначе говоря, элементы языка, подвергшись пространственному упо­рядочению в тексте в соответствии с общими принципами пространствен­ной семиотики, становятся фигурами речи, которые могут быть выражены в пространственной проекции., Например, повторение: ааа...; чередование: abab...; прибавление: abc при ab; убавление (эллипсис): ab при abc; симмет­рия: ab/ba и т. п., разного рода геометрические фигуры: охват, перекрест (хиатус), инверсия и т. п. Близки к указанным и такие фигуры речи, кото­рые основаны на операциях развертывания (a - a1 а2 а3), свертывания (a1 a2 а3- а), восходящей и нисходящей градации, увеличения и уменьшения, улучшения и ухудшения, членения и соединения, противопоставления (с богатым набором типов), уравнивания, уподобления, сравнения и т. п."[31]

Однако, как было обещано выше, мы в этом пособии будем рассматри­вать фигуры как реконструкции, осуществляемые с помощью паралогики. Реконструкции эти находятся не только в конфликте с грамматикой, но, по большому счету, и в конфликте с собственно логикой: структуры эти, буду­чи построенными по-новому, таким образом утрачивают самотождествен­ность и перестают соответствовать одному из основных логических зако­нов, а именно закону тождества. О "нарушениях" по линии закона тожде­ства мы время от времени будем вспоминать в ходе анализа конкретных фигур.

§ 6.2.1. Микрофигуры

Под микрофигурами, как следует из предшествующего параграфа, по­нимаются трансформации, осуществляемые в составе структуры слова.

1 (38) Метатеза. Греческое слово "metathesis" переводится как переста­новка. Метатеза не предполагает никакого определенного типа перестанов­ки - так что практически любая перестановка может квалифицироваться в качестве метатезы. В частности, одна из модификаций каламбура, а именно третья (см. выше, каламбур при омофонии), тоже может рассматриваться как метатеза: развести их практически не представляется возможным. Единственное, что возможно, это иметь в виду, что, характеризуя такое ре­чевое явление, как каламбур, мы имеем в виду прежде всего смысловое пре­образование слова, а характеризуя его же как метатезу - прежде всего струк­турное преобразование слова.

В широком смысле метатеза свойственна языку вообще (она попадает в язык главным образом через диалекты и просторечия). Однако нас интере­сует использование возможностей метатезы-фигуры, то есть метатезы как определенной паралогической операции.

· Модель: лгасность

· Пример', (газетный заголовок) Коррупция в странах Приблатики

Понятно, что такая перестановка - в отличие, например, от простореч­ной (и семантически немотивированной (перестановки типа "куриналия" -имеет отчетливо-риторическую функцию, то есть является фигурой, соз­дающей новый смысл в известном и чуть трансформированном слове. Но­вый смысл, возникающий вокруг неожиданна родственного корня блат,

задает вполне ощутимую тематическую перспективу тексту, посвященному коррупции.

С точки зрения логики такое слово, как "Приблатика", в общем-то не имеет права на существование, поскольку фактически провоцирует нару­шение закона тождества, в соответствии с которым, стало быть, "всякая сущность совпадает сама с собой". "Сущность", стоящая за словом "Прибалтика" и "сущность", стоящая за словом "Приблатика", со всей оче­видностью не совпадают: условно говоря, ^Приблатика" есть "Прибалтика" плюс приписанный ей автором признак. Игнорирование этого обстоятель­ства, а также норм словообразования (с точки зрения которых такого слова, как "Приблатика", тоже не существует) создает паралогический эффект, дающий возможность охарактеризовать объект в остро неожиданном от­ношении.

· Ряд: ветролет; деренегат; солжение; стиховторение; омезрительный.

2 (39)Анаграмма (лат. angranunatismos - перестановка букв) - еще одна микрофигура, связанная с перестановкой, но перестановка эта чаще носит характер миграции. Имеется в виду миграция некоторой группы звуков в состав смежного слова. Таким образом, в случае с анаграммой многое зави­сит от того, до какой степени легко опознаваема часть одного слова в со­ставе другого.

Если "передающее" и "принимающее" слова легко опознаются, особен­ных затруднений при прочтении анаграммы не возникает. Когда же они возникают, анаграмма превращается в своего рода шифр: недаром ана­граммы в прошлом действительно использовались в подобных целях. С помощью анаграмм зашифровывалось, например, имя божества, произ­носить которое - в силу определенных соображений - считалось нежела­тельным.

В более позднее время анаграмму расценивают либо как поэтический трюк, особенно ненагруженный в смысловом отношении, либо как фигуру имеющую риторическую функцию и в этом случае предполагающую опре­деленное "задание". "Заданием" обычно является создание комического эффекта, но могут быть также и задания другого рода (например, обостре­ние отношений между частями высказывания, нетривиальные характери­стики и др.).

· Модель: (студенческая шутка) пролетара диктатуриата

· Пример: Основные качества, присущие нынешним российским лидерам, - близозоркость и дальнорукость.

Отчетливый пример хорошей анаграммы, позволяющей дать нетриви­альную и точную характеристику "нынешним российским лидерам", ко­торые не умеют прогнозировать, но умеют прибирать к рукам даже то, что им не принадлежит. Данная анаграмма базируется на словах, части которых, даже будучи переставленными, не утрачивают самостоятельного значения и способны обогатить "принимающее" слово новым смыслом. Понятно, что анаграмма отнюдь не преследует лишь целей "рассмешить адресата" — реакция, которую она вызывает, скорее, обратная.

Паралогический принцип, делающий анаграмму возможной, состоит (кроме игнорирования закона тождества и норм словообразования) в пре­образовании правил аналогии: сопоставляются контрарные понятия, не­транзитивные признаки которых рассматриваются как транзитивные. Это и дает возможность обмена соответствующими признаками. • Ряд: петушка и кукух; полуфабриканты; водоударные часы; дерево-стойкие морозы; мисолапые кошки; клаустрология и филофобия.

3 (40)Анноминация (annominatio - инонаименование) - фигура, смысл которой - обнаружить подобие звучаний двух слов и, используя это подо­бие, создать третье слово, частично заключающее в себе значения двух других в новом синтезе.

Анноминация довольно трудна для исполнения и действительно требу­ет "чувства языка". Тем не менее в последнее время фигура эта становится все более и более популярной, особенно в рекламной и газетной областях речевой практики. Здесь осуществить анноминацию считается "высшим пилотажем", однако стремление анноминировать все и вся часто приводит к весьма неуклюжим конструкциям, требующим объяснений, в то время как хорошая анноминация не предполагает комментариев.

Семантический эффект анноминации очевиден: новое слово, предла­гаемое к восприятию, заключает в себе неожиданные переклички хорошо известных смыслов, прежде не состоявших в родственных отношениях, Возникающий вследствие этого резкий смысловой сдвиг и является "оправданием" анноминации,

· Модель: приспособленинцы

· Пример: Вот какова она, наша знаменитая дерьмократия!