Смекни!
smekni.com

Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Клюев E. В. глава 4 (стр. 34 из 34)

[11]Лотман Ю.М. Риторика. Избранные статьи в 3-х томах. - Таллин, 1992, с. 167.

[12]Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-М. Общая риторика. - М.\ Прогресс, 1986, с. 72.

[13]Понятно, однако, что "установка следовать законам" (как законам высказывания, так и другим законам) и "следование законам" суть не одно и то же. Разнообразные речевые ситуации, в которые ставит говорящего дискурс, могут оказаться таковыми, что одного благородного намерения "не преступать законов" может быть недостаточно. Так, хорошо зная, что для любого суждения должны быть основания (закон достаточного основания), я время от времени вынужден буду, тем не менее, позволять себе суждения, не отвечающие этому закону. Причиной может оказаться как то, что в моем распоряжении просто нет достаточных оснований (ибо, предположим, их не существует вообще), так и то, что предъявляемые мною основания могут казаться достаточными мне, но отнюдь таковыми не быть (не быть вообще или не быть, с точки зрения слушателя).

Таким образом» при сохранении моей установки следовать законам построения высказывания результатом того или иного конкретного моего

[14]Лотман Ю.М. Риторика. Избранные статьи в 3-х томах. - Таллин, 1992, с.176.

[15]Цит. по: Лотман Ю.М. Риторика. Избранные статьи в 3-х томах. - Таллин, 1992, с. 174.

[16]Концепция метариторики представлена у Ю.М. Лотмана: там же, с. 175.

[17]Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-М. и др. Общая риторика. - М.: Прогресс, 1986, с. 205.

[18]В классической риторике о тропах было принято говорить как об изобразительных средствах языка. Более того, считалось, что в основе любого тропа лежит "картина", что действительно можно наблюдать, если попытаться взглянуть на тропы именно таким образом.

[19]Кожевникова Н.А. Об обратимости тропов. /Лингвистика и поэтика. - М., 1979.

[20]Лотман Ю.М. Указ. соч., с. 175.

[21]Топоров В.Н. Тропы. /Лингаистическцй энциклопедический словарь. - М., 1990, с. 521.

[22]См.: Григорьев В.П. Тропы. /Литературоведческий энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987, с. 446.

[23]Иногда само сравнение рассматривается, как один из тропов, однако для этого, как нам кажется, нет достаточных оснований: фактически каждый из тропов так или иначе связан с аналогией, так что для сравнения как такового практически не остается свободной позиции.

[24]Мандельштам О.Э. Разговор о Данте, - М, 1967, с. 83.

[25]Арутюнова Н.Д. Метафора. /Лингвистический энциклопедический словарь. -М., 1990, с. 297.

[26]Там же, с. 296. См. здесь также несколько типов собственно лингвистических классификаций метафоры.

[27]В более поздней науке справедливо считается, что со временем "стирается'* любая метафора, с одной стороны, и что практически любая метафора может быть развернута и/или реализована.

[28]На конкретном примере отношения между метафорой и метонимией блистательно представлены в часто цитируемой нами статье Ю.М. Лотмана: "Если икону в том ее семиотическом значении, которое она приобрела в Византии и во всей восточной церкви, можно считать метафорой, то святая реликвия выступает как метонимия. Реликвия является частью тела святого или вещью, находившейся с ним в непосредственном контакте. В этом смысле вещественный, воплощенный, телесный облик святого заменяется телесной же частью его или вещественным предметом, с ним связанным. Икона же <...> представляет собой вещественный и выраженный знак невещественной и невыразимой сущности божества. <..> Риторический характер иконы проявляется, в частности в том, что роль первого члена метафоры может выполнять не всякое изображение, а лишь такое, которое выполнено в соответствии с утвержденным живописным каноном. <...> На фоне -такой трактовки иконы реликвия может показаться явлением семантически одноплановым. Однако такое представление поверхностно. Отношение материальной реликвии к телу святого, конечно, однопланово. Но не следует забывать, что само понятие "тело святого" таит в себе метафору инкарнации и сложное, иррациональное отношение выражения и содержания". (Лотман Ю.М. Указ. роч., с. 173.)

[29]Обращаем внимание на то, что в некоторых случаях зевгма понимается как силлепс (см. в этом в учебном пособии параграф "Макрофигуры"). При этом термин зевгма сам по себе вообще опускается. Ср.: Литературный энциклопедический словарь. - М., Советская энциклопедия, 1987, с. 378 (словарная статья "Силлепс").

[30]Иронию тоже иногда рассматривают как самостоятельный троп. В данном учебном пособии этого не делается — прежде всего по той причине, что почти все несобственно тропы содержат возможности иронического использования. Ирония рассматривается здесь в конкретных ее модификациях, чтобы избежать разговора "вообще" и иметь возможность увидеть проявление механизма иронии в каждом конкретном случае.

[31]Топоров В.Н. Фигуры речи. /Лингвистический энциклопедический словарь. -М., 1990, с. 543. "

[32]Обратим внимание на то, что обсуждаемые в составе этой группы микрофитуры становятся все более популярными в речевой практике последних лет (особенно в газетной и разговорной), что может быть связано с осознанием многих речевых ситуаций как еще и своего' рода "игрового. поля", ще от говорящих требуется гораздо большей творческой активности, чем было принято считать прежде.