Смекни!
smekni.com

Философские проблемы субъекты политической воли (стр. 10 из 24)

оказываются грозным оружием уничтожения.

Таким образом, научные знания, так необходимые для расширения власти человека над природой, являющиеся условием его целенаправленной активности, тесно связаны с нравственным поведением личности. Лишь знания, полученные в процессе решения общественно значимых задач, являются моральными и полезными, а, следовательно, воля субъектов, направленная на решение общественно – значимых задач, на глубокое, адекватное понимание закономерностей общественного развития, на

изменение общественного устройства в интересах трудящихся масс, является нравственно – направленной волей. Ибо поступать нравственно – значит поступать, исходя из интересов других людей, общества в целом и во благо им.

Нравственный аспект воли включает в себя осознание ценностной характеристики цели, осознание соответствия цели деятельности нравственным нормам общества и личности. Поступать нравственно – это поступать в соответствии с общественно должным, но при этом «должное» должно стать для личности результатом свободного выбора, сознательного осуществления своей воли. Знание, мировоззрение (как система знаний, убеждений) важны для субъектов как средство, определяющее их «…действия,… практические поступки общественного звучания» (См.:123, с. 97), как средство, определяющее направленность их воли. Только на основе овладения всеми сторонами действительности, познания

закономерностей ее развития, человек способен к разумному поведению. А такая способность поступать в соответствии со знаниями норм и правил человеческого общежития рождается лишь с формированием человека в качестве субъекта воли, субъекта нравственно направленной воли.

Таким образом, на наш взгляд, критерий нравственности воли человека определяется тем, на достижение каких целей и осуществление каких действий направлена воля. А, поэтому, мы можем определить как нравственную такую волю, которая направлена на практическое

осуществление указанных нравственных принципов, которая действует в интересах и во благо всего общества и служит общественному прогрессу. Таким образом, нравственно направленная воля есть разумное действие, основанное на знании объективных законов развития, на умении подчинить свои чувства, интересы, цели моральным принципам общества, осуществить свободный выбор в интересах и во благо общества. Если разумное поведение – это способность поступать общественно, в интересах всего общества, подчинять личное общественному, то воля, в основе которой лежит механизм долженствования, действия по принципу «Я должен», «надо», и есть такое разумное действование. Только такая воля может выступать в качестве механизма ориентации и селекции знаний, ибо знания сами по себе, как указывалось выше, пассивны, составляют лишь основу для практических поступков человека, постановки целей деятельности.

От нравственной направленности воли, ее развитости и разумности уже сейчас зависят судьбы не только отдельных стран и народов, но и будущее человеческой цивилизации. Воля к миру, в этой связи, является фактором не менее важным, чем осознание необходимости сохранить мир, ибо выступает фактором реальной политики, направлена на разрешение противоречий международной политики мирным путем.

Для того, чтобы знания стали стимулами осуществления волевой активности, они должны быть осознаны субъектом, выступить как самосознание, знания составляют лишь основу для формирования

самосознания. Самосознание же наряду со знанием, интересами, целями,

волей – необходимая составляющая человеческой деятельности,

фундаментальная характеристика субъекта. До тех пор, пока у человека не развилось самосознание, он не способен к осознанию своих интересов и целей, а, следовательно, не способен ни к волеизъявлению, ни к действию. Самосознание дает индивиду, социальной общности возможность

адекватной ориентации в той системе общественных отношений, в которую они объективно включены, представляя особый вид знания – знания индивида о самом себе, о своем месте и роли в обществе. Человек как личность, как субъект социального творчества рождается тогда, когда он в состоянии взглянуть на себя со стороны, отнестись к себе как к некоторому другому. Осознание себя в качестве частицы, члена общества, класса и в то же время, осознание себя как индивидуации, отличной от целого (класса, общества), обладателя самостоятельности, активного начала составляет суть самосознания индивида, лежит в основе формирования его в качестве социального субъекта. Самосознание формируется через включение индивида в деятельность. В практической деятельности общественные отношения осваиваются индивидом, группой как его (ее) собственная сущность. Самосохранение как осознание субъектом своего положения в обществе, собственных потребностей и интересов, целей и возможностей лежит в основе активности его воли. О подлинной воле можно говорить лишь тогда, когда у человека развивается способность к рефлексии, вызревает самосознание, когда он осознает себя субъектом деятельности и

познания, когда он оказывается способным возвысится над своими потребностями и осуществить свободный выбор между ними. (В работе термины «рефлексия», «самосознание» используются как синонимичные).

Только в качестве носителя самосознания, обладателя рефлексии индивид, общность могут выступать субъектом развитой, разумной воли, то есть способны выразить и осуществить ее, воплотить в жизнь поставленные цели. «В рефлексии, – указывал Гегель, – начинается переход от низшей способности желания к высшей» (См.:39, с. 23, 27,9), то есть к воле, ибо воля, в подлинном смысле, у Гегеля и есть высшая способность желания. Воля, основанная на самосознании, лежит в основе развития способности личности, группы к самоконтролю и саморегулированию своего поведения.

Воля и самосознание выступают как неотъемлемые составляющие любой целенаправленной деятельности, имея, однако, разную (преимущественно) направленность. Воля, в известном смысле составляет противоположность самосознанию. Самосознание, рефлексия выступает как обращенность сознания на человека в целом, поиск им своего места в мире, осознание своих интересов, постановка целей, выявление возможностей для их реализации: выступает как этап скрытой, латентной активности, фиксирует субъективный момент. Этап рефлексирования, теоретического самоопределения человека в мире – необходимый этап человеческой деятельности, становления индивида, общности в качестве «волевой определенности», если он не гипертрофирован, то несомненно носит положительный характер. Ведь прежде, чем действовать, необходимо трезво взвесить все «за» и «против». Однако, одно осознание своего положения в мире, своих потребностей и интересов, постановка целей – недостаточно для деятельности, необходимо соединить самосознание с волей. Соединение рефлексивной и волевой компонент деятельности приводит к становлению человека, социальной общности в качестве субъекта, к осуществлению самой целенаправленной активности.

Вне деятельности ни о каком самосознании, а значит и воле не может быть и речи. Ибо, как писал Гегель, «индивид… не может знать, что есть он, пока он действованием не претворил себя в действительность» (См.:35,

с. 212). Таким образом, самосознание как теоретическое знание индивида (человеческой общности) о себе самом, соединяясь с волей, превращается в знание практическое, направленное на утверждение человеком себя в окружающем мире в качестве самодействующего начала. Движение

самосознания индивида выступает для него, как нечто, определяющее его сознательную волю к действию.

Воля и самосознание – необходимые слагаемые любой целесообразной деятельности субъекта. Самосознание автоматически, без соединения с волей, не приводит к деятельности, к возникновению возникших потребностей, к достижению поставленных целей. Поэтому, воля и самосознание – в известной мере могут быть рассмотрены как

противоположности. Самосознание в некотором аспекте составляет «свое другое» воли. Если самосознание фиксирует момент внутренней,

субъективной активности, то воля – это обращенность сознания, главным образом, во вне, направленность субъекта на реализацию поставленных целей, проверку своих возможностей, практическое самоопределение

субъекта его самоутверждение в мире. Воля, выражаясь словами Гегеля, есть «…влечение сообщить себе наличное бытие» (См.:36, с. 33). Воля, следовательно, есть этап объективации субъективного, трансформации внутренней, субъективной активности в действие, переход от замысла в действие. Рефлексия выступает как этап осознания индивидом, группой себя в качестве субъекта, воля – этап практического самоосуществления себя в качестве субъекта.

Однако, отрыв и противопоставление воли рефлексии носит

относительный характер, и возможно только в ходе теоретического анализа. В действительности же и воля и рефлексия – неотъемлемые характеристики человеческой деятельности, ее составляющие, каждая предполагает свою противоположность, и свое действительное бытие обретает лишь в единстве со «своим другим», не существует иначе, чем через «свое другое».

Деятельность без воли сведется к одному лишь голому рефлексированию. Воля же, не основанная на рефлексии, на обдумывании, приведет к импульсивной, нерассуждающей активности, к волюнтаризму, к

игнорированию объективных закономерностей природного и социального развития. По сути, деятельность, лишенная какого-либо одного из своих компонентов: рефлексивного или волевого, утрачивает свой человеческий смысл. Индивид, социальная группа с неразвитым самосознанием не способны осознать свое место в системе общественного разделения труда, вытекающие отсюда интересы и цели, свои возможности, а, лишенные воли, – они не способны осуществить «отрефлексированные» цели в наличной действительности. Таким образом, отсутствие любого из двух названных моментов деятельности делает как отдельных индивидов, так и человеческие общности не способными к осуществлению деятельности, направленной на преобразование окружающего мира в их интересах и целях.