Смекни!
smekni.com

Философские проблемы субъекты политической воли (стр. 4 из 24)

них имеет смысл своего существования, свою действительную, субстанциальную свободу. Ценность личности признается лишь в той степени, в какой она выступает в качестве момента в жизни целостного государственного организма.

В философии Гегеля государство является олицетворением и реализацией идеи свободы как независимой от индивидов объективной сущности. «В свободе, – утверждал он, – должно исходить не из

единичности, из единичного сознания, а лишь из сущности самосознания, ибо эта сущность, безразлично, знает ли об этом человек или нет, реализуется как самостоятельная сила, в которой единичные индивидуумы суть лишь моменты»[28].

Следовательно, по Гегелю, социальная жизнь развивается по своим программам, по существу, непосредственно независимым от личных целей и стремлений людей. В практической деятельности людям кажется, что они преследуют свои собственные цели, а на поверку оказывается, что неизмеримая масса человеческих желаний, интересов и деятельностей является «орудием и средством мирового духа, для того чтобы достигнуть его цели…»[29]. Но если человеческая индивидуальная деятельность – только орудие духа, то в чем же выражается свобода воли индивида? Гегель заявляет, что индивидуальная воля свободна, когда она сознательно подчиняется закону, ибо в нем она в качестве модуса всеобщей воли мирового духа подчиняется самой себе. Только так, считал Гегель, можно

разрешить в обществе противоречие между необходимостью и свободой.

Таков интеллектуалистский подход к проблеме сущности воли. Он руководствуется принципами социального и природного детерминизма. Внешне полярный подход, по крайней мере, в пафосе, постановке проблемы,

мы находим у представителей волюнтаристской парадигмы.

Понятие «воля», будучи центральным в философских системах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, получила в их трудах наиболее полную

разработку. Данные учения, в известной степени также представляют собой попытку анализа воли как социального явления, имеющего глубокие онтологические основания. «Воля к жизни», «воля к власти» как модификации мировой воли объявляются первопричиной всех изменений в мире, естественными побудительными реалиями социального развития;

превращаются в самостоятельную силу, властвующую над миром.

А. Шопенгауэр является первым философом XIX века, «который поднял мрачное знамя пессимизма. Начиная с А. Шопенгауэра, – как отметил Т. Шварц, – мышление буржуазии окончательно отошло от идеи

исторического прогресса, от веры в разумность и смысл бытия»[30].

В общих проблемах теории познания Шопенгауэр является

кантианцем, он отделяет явление от «вещи в себе», ибо пространство, время,

причинность являются априорными формами мышления. Основным

понятием его концепции является воля – темное, безосновное начало. Воля

является единственной подлинной сущностью всех явлений и первопричиной мира. Только она получает статус подлинного бытия.

Главная мысль его философии состоит в том, что сначала мир существует как воля. На высшей ступени своей объективации слепая бессознательная воля освещается сознанием и порождает мир как представление. Мир перестает быть только волей, но становится моим представлением. Субъект – воля порождает объект (мир). Познаваемым является мир как представление, мир как объект, который не существует без субъекта.

Согласно Шопенгауэру, существует мир действительный и мир кажущийся. Кажущийся мир – это мир явлений, мир представлений,

действительный мир – это мир как воля. Она есть сущность всего сущего; и отдельного человека, и мира в целом. По мнению Шопенгауэра, воля – это то, что дано человеку непосредственно, как его тело. Все, что мы знаем, лежит не вне сознания, не вне субъекта, а внутри него. «Извне нельзя проникнуть до существа вещей»[31] – пишет автор «Мир как воля и

представление», и судит о нем по аналогии с человеком. Так как человеку его тело не только как объект среди других объектов, но и как воля, то он может познать себя, а через себя и весь мир. «Индивидууму, являющемуся субъектом познания, дано слово разгадки: и это слово и есть воля. Она и только она дает ему ключ к собственному явлению, раскрывает значение, указывает внутренний механизм его собственного существа, собственных действий. Действие тела – не что иное как объективированный, то есть

выступивший в созерцании акт воли… Все тело ничто иное, как

объективированная, то есть перешедшая в представление воля»32.

Итак, наше тело, согласно изложенным взглядам, есть

объективированная воля, о которой нам известно непосредственно по отправлениям нашего тела. Воля – вот то единственное, что дано нам непосредственно, то, что является внутренней сущностью субъекта. Являясь

нашим непосредственным знанием о мире и нашей сущностью, шопенгауэровская воля недоступна нашему познанию, является «вещью в себе». Как таковая она не подчиняется закону достаточного основания, а, следовательно, она существует вне времени и пространства, то есть вечна и бесконечна; не подчиняется принципу причинности – ничем не порождаема сама, не порождает все в мире. Как «вещь в себе» воля едина, но имеет множество проявлений. Она – единственная реальность и отлична от всех своих объективаций.

Шопенгауэр использует понятие воли для обозначения сущности не только человека, но и сущности всех явлений объективного мира. Он проводит «волюнтаризацию» объектов, и, тем самым, онтологизирует волю. Во всех телах он допускает волю, которая, однако, отличается от той, что составляет сущность человека; и строит концепцию ступеней объективации воли. Воля, которая составляет сущность человека, противостоит нам также в животных и растениях, а также в неживой природе, которые являются объективациями мировой воли. Шопенгауэр распространяет свое воззрение о воле на все те силы, которые действуют в природе, на все тела, «кои будучи совершенно без органов, для раздражения не имеют восприимчивости, а для мотива познания»[32]. Шопенгауэр приходит к тому, что признает «и силу, которая питает и развивает растения, даже силу, которая образует кристалл, которая обращает магнит к северу, которая в виде удара отвечает ему на прикосновение к разнородным металлам, которая в сродстве материи проявляется притяжением и отталкиванием… различным лишь в явлении, а по сущности тождественным с тем самым, которое в своем проявлении называется волей «[33]. Силу, которая влечет камень к земле, Шопенгауэр называет волей, но при этом подчеркивает, что в камне воля обладает низшей степенью объективности, по сравнению с человеком. В самой низшей форме воля является как механическая причина: «самыми низшими

ступенями объективации являются общие силы природы, каковы притяжение, непроницаемость…, твердость, жидкость…, электричество, магнетизм, химические свойства,»[34]. Сущностью всех перечисленных явлений является воля, а сами они, подобно действиям человека – ее непосредственные проявления.

Шопенгауэр указывает, что степень объективации в растении выше, чем в камне, но ниже, чем в животном. В растительном мире в качестве объективаций воли выступает простая вегетация, раздражимость. Но здесь воля действует еще, как и в неживой природе, как слепая бессознательная сила, как неудержимое стремление. И, наконец, в законченном виде она является в животном мире, где необходимым становятся движения по

мотивам, а на уровне человека воля выступает как сознательный мотив. Воля в животном мире, как указывает Шопенгауэр, «действует слепо, и хотя сопровождается познанием, но не направляется им»[35]. Подтверждение действия воли в животном мире Шопенгауэр усматривает «в инстинктах и художественных стремлениях животных»[36].

Самым высшим проявлением воли, наиболее развитым, освещенным

сознанием, является человек. Однако, для Шопенгауэра, интеллект, познание является вспомогательным средством, орудием в руках воли. Вместе с интеллектом возникает мир как представление со всеми своими формами: пространством и временем, субъектом и объектом, причинностью и множественностью. Мир перестает быть только волей, он становится и представлением, объектом познания.

С точки зрения Шопенгауэра, воля, благодаря интеллекту, может осуществлять свободный выбор. В этом проявляется свобода воли, что составляет величайшее преимущество человека. Возможность выбора обусловлена «обдуманностью разума», сознательным характером принимаемых решений. Животные же лишены всякой возможности свободы, ибо их воля не освещена интеллектом.

Шопенгауэр подметил отличие человека от животных в разумной воле и показал, что только человек обладает свободой воли, которая проявляется

в возможности свободного выбора. Однако, он осуществил «волюнтаризацию» всего мира: и мира субъектов, и мира объектов; не обнаружил в воле специфически человеческого свойства; а в актах выбора приоритет отдал воле.

Учение Шопенгауэра о воле как сущности мира в целом есть попытка представить мир как нечто иррациональное, не подчиняющееся законам разума, а, следовательно, недоступное познанию при помощи интеллекта. Мировая воля – это темный неразумный порыв, стремление, определяющее само себя изнутри. Воля в природе, как и воля в человеке – это постоянное