Смекни!
smekni.com

Философские проблемы субъекты политической воли (стр. 9 из 24)

ее совершенствования. Цель содержит в себе знание о новой

действительности и задачу ее практического созидания. Цель, следовательно, является особого рода отношением человека к действительности, а именно «рефлексивным отношением» (См.:134, с. 57–58).

Как видно из сказанного, потребности, интересы, цели, выступая побудительными детерминантами деятельности, ее мотивами, представляют собой определенное отношение субъектов к действительности. Воля же является исполнительской детерминантой деятельности, направлена на практическое осуществление поставленной цели, в результате чего разрешается породившее данную цель противоречие между наличным бытием и знанием того, каким оно должно быть. Воля, выступая «…как предметный, действенный вид сознания, как соединение потребности, интереса и цели с действием…» (См.:55, с. 134), как бы вбирает в себя потребности, интересы и цели, содержит их в себе в снятом виде, и, таким образом, представляет собой определенное знание субъекта о явлениях окружающей действительности. Как исполнительская детерминанта деятельности воля выполняет роль «средства» достижения поставленных целей, интегрирует потребности, интересы, цели, производит выбор между ними, осуществляя одни и сдерживая другие. Таким образом, воля как компонента деятельности, а именно ее субъективно – исполнительская составляющая, определенным образом относится к другим составляющим деятельности: потребностям, интересам, целям, знаниям и т. д. – каждая из

которых представляет собой определенное отношение субъекта к окружающей действительности. Следовательно, воля выступает как компонент деятельности, представляющий собой определенное отношение субъекта к другим отношениям. Воля есть отношение к отношениям. Воля – это специфически человеческое, активно – деятельное, главным образом, практически ориентированное, целенаправленное отношение субъектов к другим компонентам деятельности: потребностям, интересам, целям,

направленное на их осуществление в мире объективного бытия. Однако, хотя воля – исполнительская составляющая деятельности, направленная на практическое осуществление поставленных целей, она, в свою очередь, подчинена цели деятельности. Цель, таким образом, пробуждает волю, направляет ее, выступая ее «объективной» детерминантой. Воля, рожденная целью, воплощает ее в жизнь, осуществляет ее в объективном мире. Вне деятельности по достижению поставленных целей вообще бессмысленно говорить о воле. Осознанная цель вызывает к жизни волю как то, что ориентировано на практическое освоение действительности, как конструктивно – созидательную способность общественного человека. Осознание целей рождается в деятельности субъектов, оно как и воля – условие их достижения, залог успешности деятельности.

Для того, чтобы воля могла выступать в качестве субъективно – исполнительской составляющей деятельности, быть «средством» реализации цели, она должна опираться на прочный фундамент знаний. Знания – это орудие власти человека над природой, источник его могущества, условие удовлетворения его потребностей. Знание – результат и источник деятельности, но без соединения с волей – оно пассивно. Знание есть отражение объективного мира в сознании человека, оно не является чем-то от сознания. Знание, выступающее как субъективный образ – необходимый момент деятельности, ее предпосылка. Деятельность опирается на знание. С другой стороны, получение определенного научного знания является

результатом целенаправленной активности и происходит при

непосредственном участии волевой компоненты деятельности. При этом, достижение знания – необходимое условие практического осуществления целей общественным человеком. Но лишь в соединении с волей субъекта знание превращается в реальное средство достижения целей. Научно – теоретические знания служат субъекту ориентирами в окружающей

действительности. Однако, одних знаний для осуществления деятельности недостаточно. Чтобы знания переросли в убеждения, стали установками личности, включились в деятельность, они необходимо должны быть соединены с волей. Ибо, сознание, основанное лишь на знании, недостаточно

практично, мало продуктивно, пассивно. Человек может усвоить

существующие в данном обществе нормы и правила поведения, ценности и ориентации, но эти знания не будут объективированы без соединения с волей, которая направлена на практическую реализацию их, на расширение созданного человеком мира социальной предметности. Эти знания не могут быть использованы в практической жизни людей. Таким образом, знания, не соединенные с волей, превращаются для человека «…в простую декларацию, не затрагивающую его жизненных позиций и целей» (См.:104, с. 129). Более того, очень часто можно наблюдать прямое расхождение между знаниями и поступками. Это происходит, когда знания являются только балластом, и в силу неразвитости воли, человек (социальная группа) не в состоянии управлять своим поведением в соответствии с усвоенным набором знаний и требованиями общества. Итак, знание того, как следует себя вести, само по себе еще ничего не значит. Воля как субъективно – исполнительская составляющая деятельности направлена на реализацию знаний (их опредмечивание) во внешней действительности, на приведение в соответствие знаний о нормах поведения с самим поведением. Нельзя забывать, что реализация идеалов, норм, образцов поведения в массовом масштабе требует воли, разума, активных практических действий. Знания, соединяясь с волей, превращаются в действительные побудительные мотивы деятельности. Воля, следовательно, как составляющая деятельности, представляет собой особое, практически – ориентированное отношение к побудительным детерминантам, выражает единство знания о явлениях и отношения к ним, выступает как определенная ориентация знаний, содержит в себе оценку знания с точки зрения его истинности или ложности, полезности и моральной ценности для субъектов. Развитая воля, таким образом, может способствовать как объективации одних знаний, так и блокированию других. Большинство знаний становится достоянием

личности в результате целенаправленной активности и для их получения и усвоения необходима воля. Таким образом, процесс получения научно – теоретического знания – распредмечивание наличного мира культуры субъектом – во многом обусловлен деятельностью воли. Равно, и обратный процесс – опредмечивание индивидуальных знаний, способностей человека в мире, расширение социальной предметности, процесс изменения действительности на основе имеющихся знаний – имеет в своей основе волевой потенциал субъектов. Чем глубже и шире научные знания человека об объективных законах развития действительности, тем больше у него возможностей для ее практического освоения, и, следовательно, тем более свободно он может проявить свою волю и осуществить себя в качестве «волевой определенности».

Итак, для того, чтобы человек мог действовать, осуществлять свою волю, он должен обладать необходимыми знаниями: знаниями о мире, в котором он живет; знаниями о том социальном целом, в которое он включен; знаниями о своих интересах, целях, возможностях и т. д. Такие знания, будучи результатом целенаправленной активности субъектов, в свою очередь

направляют их волю, служат для нее своего рода нравственными ориентирами. Воля же переводит знания из состояния пассивного бытийствования в глубинных сферах внутреннего мира личности в инструмент активного воздействия на мир, его преобразования. Знания

актуализируются деятельностью воли. Соединяясь с волей они трансформируются в действие. Однако, для того, чтобы воля могла выступать подлинным механизмом ориентации и селекции знаний, она сама

должна быть нравственно направлена. Вопрос о взаимосвязи и

взаимодействии воли и знания как необходимых слагаемых деятельности приобретает, в этой связи, нравственный оттенок, оборачивается вопросом о нравственном аспекте воли, о критерии ее нравственности. Совсем не безразлично для общества, для человечества в целом, на получение каких знаний направлена воля субъектов, для достижения каких целей будут использоваться полученные научные знания. Ведь далеко не всегда научная и нравственная ценность знания, то есть полезность его для человечества, вытекающая из направленности тех целей, во имя которых знание было получено и на достижение которых оно обращено, не только не совпадают, но и прямо противостоят друг другу. Далеко за примерами ходить не надо: знания естественных наук (физики, химии, биологии и т. д.) сами по себе ценные и полезные, ибо способствуют расширению власти человека над природой, ускорению научно – технического прогресса. Однако, такая сфера приложения этих знаний как военная промышленность, использование их в целях создания оружия массового уничтожения – противоречит принципам гуманности, и такие научные знания в соединении со стремлением западных держав к мировому господству, к подчинению с помощью военной силы своей воле других народов и стран, уже трудно оценить как ценные с точки зрения человеческой морали. Колоссальные средства, затрачиваемые заправилами капиталистического мира на развитие военного комплекса, направляющих свою волю на то, чтобы употребить ценные в научном отношении знания в своих целях, направленных против большей части человечества – яркое свидетельство того, что не знания страшны сами по себе, а соединение их с безнравственной волей людей, в руках которых они