Смекни!
smekni.com

Философские проблемы субъекты политической воли (стр. 14 из 24)

осуществлению ею выбора. Внутренняя свобода или свобода воли означает возможность для человека «принимать решение со знанием дела»,

осуществлять выбор поступков и практическую реализацию; выступает как способность человека к самоуправлению и саморегуляции своего поведения и деятельности, к опосредованию природной и социальной необходимости деятельностью своего «Я». В основе этой способности лежит такой элемент личностной структуры как воля. Свобода воли человека выражается в том, что человек как мыслящее существо играет непосредственно активную роль в направлении своей воли. Воля – непременное условие достижения личностью свободы.

Личность может существовать и действовать лишь в той мере, в какой она усвоила и способна осуществить социальные интересы и требования, существующие в данном обществе общественные связи и отношения. Личность очень многогранна, и даже при самом тесном единстве с обществом не всегда достигается полная гармония личных и общественных интересов. Поэтому, человек всегда стоит перед необходимостью выполнять

определенный круг требований, предъявляемых группой, классом,

обществом. Это определяет для личности сферу должного. Однако, так как

необходимость осуществляется как основная тенденция, должное проявляется через множество возможностей. Человек, таким образом, получает возможность осуществить выбор, который есть акт осуществления его воли. При этом выбор личности обусловлен не столько ее собственными

потребностями и интересами, но детерминирован закономерностями объективного характера, осуществляется в рамках необходимости. Воля, следовательно, выступает здесь механизмом, регулирующим выбор личности в соответствии с интересами и целями того социального целого (группы, класса, этноса, общества и т. д.), в которую органически включена личность.

В актах воли раскрывается истинно человеческая природа, его активно – деятельная сущность. Человек как субъект воли действует свободно, в том случае, если он действует на основе знания объективных законов развития внешнего мира, и в то же время его произвольная деятельность опосредуется существующей вне и помимо него, независимо от его сознания и воли, природной и социальной необходимостью, которая всегда не дана субъекту во всей полноте. Историческая и природная необходимость, следовательно, превращается в свободу в результате деятельности субъекта, активности его сознания и воли. «Так как субъективная воля человека подчиняется законам,

– указывал Гегель, – то противоположность свободы и необходимости исчезает» (См.:37, с. 38). Однако исчезает не одномоментно, а как процесс. Отсюда, правомерно, на наш взгляд, рассмотреть волю в одном из аспектов,

как сферу осуществления диалектического единства свободы и

необходимости. В актах воли это единство как бы практически реализуется,

ибо воля регулирует свободное действование личности в рамках необходимости. При этом важно подчеркнуть нелинейность взаимосвязи свободы и необходимости. Ибо, выбирая свободу на основе знания необходимости, человек полагает новую необходимость.

Воля личности, будучи необходимым условием человеческой

деятельности, первоначально выступает ее продуктом. Это отметил еще Г.В. Плеханов, полазавший, что «всякая данная система отношений в значительной степени создана волей людей, но воля людей направляется на создание этой системы по причинам, от людей не зависящим. Прежде, чем стать причиной, воля является следствием, и задача социологии как науки заключается в том, чтобы понять как следствие ту волю общественного человека, которая направляется на поддержание или на создание данной системы общественных отношений» (См.:105, с. 207). Воля как свойство общественного человека всегда детерминирована системой общественных связей и отношений каждого данного общества.

Воля, как свойство личности, обусловливает способность личности

произвести свободный выбор, являющийся актом практического

осуществления воли. В актах выбора человек всегда имеет перед собой ряд возможностей, подчас противоречивых. Именно в выборе альтернатив действия и последующего действия наиболее ярко проявляется воля как разрешающий момент противоречий деятельности. Эта характеристика воли базируется на ее регулятивной функции. В актах выбора проявляется особо ярко активность человека, его самостоятельность, его умение в известном смысле подчинять себе процессы объективного мира. Выбор тесно связан с реализацией принятого решения, а поэтому, предполагает ответственность личности за свои поступки. Человек с развитой волей – это человек, который должен осознавать, что он делает, и нести ответственность за свои действия. Следовательно, воля, осуществляясь в актах выбора, предполагает и ответственность за его последствия.

На связь воли с ответственностью человека за результаты деятельности указывает ряд авторов (К.А. Новиков, А.Ф. Плахотный, Л.Ф. Корецкая, Б.В. Сафронов, А.Н. Дорогова и др.). Ответственность выступает одной из

форм связи личности из общества, «…предполагает волевую целеустремленность» (См.:123, с. 144). Ответственность личности характеризуется как «творческая, свободная реализация своей воли в соответствии с практическими потребностями группы, коллектива, общества» (См.:103, с. 52). Обладая волей и сознанием, человек целенаправленно осуществляет выбор линии действования и пытается предвидеть возможные результаты своих действий, сознательно стремясь к ним, и до их осуществления уже ответственен за них (воля может либо сдержать активность, либо способствовать осуществлению деятельности, и в качестве регулятора она воплощает в себе субъективную ответственность личности за результаты деятельности).

Только в качестве субъекта сознательной (рефлексивной) воли, личность может выступать как активное и ответственное начало. Человек несет ответственность перед группой, классом, обществом за свой выбор, осуществление которого он согласует с требованиями общезначимого

порядка, сознательно возлагая на себя ответственность за его последствия. Все это дает право рассмотреть волю как условие формирования

ответственной личности, и в то же время, как проявление ответственной активности субъекта. «Специфика воли как практической стороны человеческого сознания, – отмечает А.Ф. Плахотный, – состоит в том, что она является выражением относительной самостоятельности и субъективной ответственности личности» (См.:104, с. 76).

Таким образом, воля, уровень ее развития, ее ценностно – нравственная обогащенность и направленность являются показателем

превращения человеческого индивида в личность, в ответственного субъекта исторического развития.

Чем более высокого уровня в указанном аспекте достигла воля личности в своем развитии, тем более сознательно личность может осуществить выбор, и, следовательно, тем более ее свобода и

ответственность связаны с социальным развитием и социальным измерением

творчества. В этом смысле волю личности можно рассмотреть как составляющую «творческой силы, формирующей исторический процесс» (См.:104, с. 67). Человек как субъект воли характеризуется активно – избирательным отношением к действительности. Формирование его внутреннего мира под воздействием объективных закономерностей опосредуется деятельностью его сознания и воли.

Настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение связывать реализацию личных интересов в общественными, умение управлять своими поступками, контролировать их и свои отношения с другими людьми, с обществом, то есть развитые самоконтроль и

самоуправление – все эти качества формируются под действием воли и при ее непосредственном участии, выступают характеристиками человека как личности, как субъекта. Воля в этой связи может быть рассмотрена как сущностная характеристика личности, ее качество, ибо она – непременное условие и момент формирования социальной сущности человека. Воля – сущностная характеристика личности потому, что она связана с деятельным бытием человека, пронизывает его, является неотъемлемой составляющей деятельности, порождением общественных отношений, одним словом, воля неразрывно связана с социальной сущностью человека.

Воля личности тесно связана с идеалами, так как она опосредована не только знаниями о текущем моменте, но и знаниями о прошлом и будущем.

Идеалы, выступающие как единство цели и ценности, содержат в себе эмоционально – волевой компонент, побуждая личность к активности или сдерживая ее активность. Однако, эта способность заключена не в самом идеале, а в деятельности людей. Идеалы зовут, влекут, побуждают, но без воли они останутся только идеалами – желаемым, но не осуществленным будущим. Только воля, направляя и регулируя деятельность человека, являясь ее субъективно – исполнительской составляющей, способна привести к осуществлению идеала, к практическому воплощению его в жизнь. Идеалы помогают сплачивать, объединять множество воль в одну, усиливая их. Они направляют деятельность воли на себя, выступая как образы должного, а поэтому, критичны и взывают к «диалектическому отрицанию» наличного бытия, к его совершенствованию (См.:41, с. 52). Человек как субъект воли характеризуется такими качествами, как выдержка, настойчивость, решительность.

Благодаря воле формируется важнейший социальный признак

личности – способность выполнять предъявляемые обществом требования. Если общезначимые цели и интересы выступают по отношению к личности не только как внешние, чуждые ей силы, но становятся достоянием

внутреннего мира личности, мотивами ее деятельности, если их реализация опосредуется волей личности – все это свидетельствует о формировании человека как активного, волевого, ответственного субъекта.